Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-3538/2012 | |||
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации |
29 августа 2012 года г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи Малахова С.Л.
при секретаре Цирукиной Н.С.
с участием
истца Фесенко П.А.
представителя ответчика Захаровой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фесенко Петра Андреевича к Военному комиссариату Новосибирской области о возложении обязанности пересмотреть размер пенсии, взыскании недополученной пенсии,
у с т а н о в и л:
Фесенко П.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Новосибирской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность произвести пересмотр его пенсии за выслугу лет, применяя при расчете размер денежного довольствия военнослужащего в размере 100% (без снижающего коэффициента до 54%). Кроме того, просит взыскать с ответчика задолженность в размере 131 376 рублей, образовавшуюся в результате неправильного исчисления пенсии.
Исковые требования обоснованы следующим. Фесенко П.А. с 03 апреля 1992 года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, имеет выслугу на военной службе 32 года (в льготном исчислении). При увольнении с военной службы ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом СССР от 28.04.1990 «О пенсионном обеспечении военнослужащих», при этом, при ее исчислении применялся стопроцентный размер денежного довольствия военнослужащего, коэффициент замещения потерянного заработка в связи с увольнением из Вооруженных сил РФ составил 0,85.
С 01.01.2012 на территории Российской Федерации вступили в силу новые нормативно-правовые акты по денежному довольствию и пенсионному обеспечению военнослужащих. Так, постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №992 установлены новые, повышенные оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям. Таким образом, денежное довольствие военнослужащих повысилось, что влечет за собой пересмотр пенсий бывших военнослужащих. Размер пенсии истца ответчиком был изменен, однако был нарушен порядок пересмотра.
Так, в статью 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12.02.1993 №4468-1 внесены изменения. При исчислении пенсии с 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих учитывается в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. По мнению истца, введенный с 01 января 2012 года порядок исчисления пенсии применяется лишь при расчете вновь назначаемых пенсий и не может применяться при пересмотре пенсий, назначенных до 01 января 2012 года.
Вместе с тем, при пересмотре пенсии истца ответчиком был применен вновь введенный порядок ее исчисления. При расчете размер денежного довольствия военнослужащего был применен с учетом понижающего коэффициента в 54 процента, то есть закону придана обратная сила, что недопустимо. Ни один нормативный акт не дает указание на возможность применения ограничивающего коэффициента в 54 процента при пересмотре ранее назначенных пенсий.
По мнению истца, фактически пенсия ему была переназначена заново, что не допускает действующее законодательство. Кроме того, ответчик произвел перерасчет пенсии истца без его заявления, чем нарушил требования статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Действия ответчика привели к уменьшению в процентном отношении размеров ежемесячной пенсии истца, что ограничивает его субъективные права и снижает объем социальных гарантий.
Полагая свои права на пенсионное обеспечение нарушенными, Фесенко П.А. обратился в суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения настоящего дела истцом по делу было заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный суд Российской Федерации о проверке конституционности части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 (л.д.69-70).
Поскольку оценка правильности исчисления размера назначенной Фесенко П.А. пенсии, требующая исследования фактических обстоятельств конкретного дела, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относиться суд определил в удовлетворении данного ходатайства отказать.
Кроме этого, Фесенко П.А. разъяснено, что согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются конституционные права и свободы граждан; к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона при разрешении конкретного дела судом.
В судебном заседании истец Фесенко П.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель ответчика Захарова К.С., действующая на основании доверенности от 30.07.2012, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменной отзыве (л.д.60-61).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Судебным разбирательством установлено, что Фесенко П.А. уволен с действительной военной службы в запас на основании приказа Главнокомандующего Вооруженными силами СНГ по личному составу №027 от 16.01.1992 по основанию, предусмотренному пунктом «г» статьи 59 - «ограниченное состояние здоровья». Выслуга лет в Вооруженных силах в льготном исчислении составляет 32 года (л.д.21).
С 03 апреля 1992 года Фесенко П.А. является получателем пенсии за выслугу лет, что подтверждается удостоверением серии А №220683 (л.д.14).
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, в Российской Федерации прежде всего регламентируются Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 года №4468-1.
Порядку исчисления пенсий военнослужащих посвящен раздел V указанного Закона.
Статья 43 Закона РФ №4468-1 предполагает исчисление пенсии исходя из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ.
Статья 2 указанного Федерального закона устанавливает составляющие элементы денежного довольствия военнослужащих, в частности, входящие в его состав дополнительные выплаты.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 13 статьи 2 Федерального закона №306-ФЗ ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 40 процентов при выслуге лет 25 лет и более.
Также с 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2011 года №309-ФЗ.
На основании указанного закона № 309-ФЗ, в частности, внесены изменения в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, в соответствии с которыми при исчислении пенсии с 01 января 2012 года денежное довольствие учитывается в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Кроме того, изменения статьи 43 Закона РФ №4468-1 затронули составляющие денежного довольствия военнослужащих, которые учитываются при исчислении пенсии. А именно установлено, что такими составляющими являются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию.
Пункт 8 статьи 12 Федерального закона №309-ФЗ устанавливает обязанность по пересмотру размеров пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом РФ №4468-1, в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При этом пункт 9 статьи 12 Федерального закона №309-ФЗ определил, что при пересмотре размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Анализ приведенных норм права приводит к выводу о том, что в силу прямого указания Федерального закона № 309-ФЗ на всей территории Российской Федерации с 01 января 2012 года всем военным пенсионерам должен быть пересмотрен размер пенсии, при этом установлено, что при данном пересмотре должны быть приняты во внимание составляющие денежного довольствия и процентные надбавки, введенные в действие с 01 января 2012 года.
Таким образом, законодательно установленная обязанность по пересмотру размера пенсий всем военным пенсионерам обусловлена принятием и вступлением в силу приведенных выше новых нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона №309-ФЗ при пересмотре пенсий должны приниматься во внимание размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Такие размеры окладов были установлены постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2011 № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».
Пунктом 3 названного постановления определено, что вновь установленные оклады применяются как при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года, так и при назначении пенсий военнослужащим, увольняемым с военной службы и членам их семей в случаях, предусмотренных Законом, начиная с 01 января 2012 года.
Военный комиссариат Новосибирской области в соответствии с обязанностью, возложенной на него Федеральным законом №309-ФЗ, с 01 января 2012 года произвел пересмотр пенсии военному пенсионеру Фесенко П.А., что подтверждается представленной в материалы дела справкой (л.д.52).
При пересмотре пенсии ответчиком, в соответствии с прямым указанием пункта 9 статьи 12 Федерального закона №309-ФЗ, была применена процентная надбавка за выслугу лет в размере 40 процентов при выслуге лет 25 лет и более.
Кроме того, при пересмотре пенсии Фесенко П.А. Военный комиссариат Новосибирской области размер денежного довольствия военнослужащего применил с учетом введенного в действие с 01 января 2012 года понижающего коэффициента в размере 54 процентов.
Суд с такой позицией Военного комиссариата Новосибирской области согласен по следующим основаниям.
Оспаривая действия Военного комиссариата Новосибирской области, Фесенко П.А. ссылается на то, что в его понимании, 54-процентное ограничение денежного довольствия военнослужащего должно применяться лишь для вновь назначаемых пенсий и не должно распространяться на правоотношения по пенсионному обеспечению, возникшие до 01 января 2012 года.
Указанные доводы истца суд расценивает как основанные на неправильном понимании норм материального права.
Закон Российской Федерации №4468-1 предусматривает возможность пересмотра ранее назначенных пенсий. В частности, такая возможность закреплена в статье 49 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом «а» статьи 49 Закона РФ №4468-1 ранее назначенные пенсии, подлежат пересмотру, в частности, одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Пересмотр пенсии предполагает изменение ее размера, то есть, предполагает новое ее исчисление.
Отдельного порядка пересмотра пенсии Закон Российской Федерации № 4468-1 не предусматривает, следовательно, должен применяться общий порядок исчисления пенсии, установленный разделом V Закона Российской Федерации № 4468-ФЗ, в частности, статьей 43 названного закона.
Доводы Фесенко П.А. о том, что рассматриваемое положение закона распространяет свое действие лишь на случаи назначения пенсии вновь, являются необоснованными и не принимаются судом.
Анализ содержания статьи 43 Закона РФ №4468-1 приводит к выводу, что закон различает понятия назначения пенсии и ее исчисления, и в абзаце втором данной статьи речь идет именно о ее исчислении.
Как установлено выше, с 01 января 2012 года при исчислении пенсии размер денежного довольствия военнослужащих учитывается в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
Правоотношения по пересмотру пенсии, то есть по ее новому исчислению, в силу прямого указания закона имели место с 01 января 2012 года, в связи с чем, доводы истца о придании закону обратной силы являются необоснованными.
После пересмотра размера пенсии Фесенко П.А., ее размер стал составлять 30 844 рубля 80 копеек, вместо ранее получаемой пенсии в размере 15 452 рубля 90 копеек, в связи с чем, нельзя согласиться с доводами истца об ограничении объема предусмотренных законом социальных гарантий.
Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года №992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» устанавливает гражданам гарантию, не допускающую возможности снижения размера ежемесячной пенсии в результате применения новых размеров окладов.
В соответствии с содержанием данного пункта в случае, если размер пенсии, исчисленный с применением окладов, установленных настоящим Постановлением, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г., указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
Как установлено выше, в рассматриваемой ситуации применение новых размеров окладов и новых правил исчисление пенсии в материальном выражении не привело к снижению размера ежемесячной пенсии, в связи с чем, говорить об уменьшении объема социальных гарантий истца не представляется возможным.
Доводы Фесенко П.А. о том, что перерасчет размера его пенсии мог быть произведен не иначе как на основании его заявления об этом, в противном случае имеет место нарушение статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» №166-ФЗ, суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона №166-ФЗ, действительно, назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина.
Вместе с тем, по смыслу закона перерасчет пенсии, о котором говорится в приведенной выше статье, носит заявительный характер лишь в случаях индивидуального пересмотра пенсии у конкретного гражданина, при появлении обстоятельств, которые могут повлиять на размер его пенсионного обеспечения и о наличии которых гражданин информирует уполномоченных лиц своим заявлением.
Указанное правило не распространяет свое действие на случаи массового пересмотра пенсии военным пенсионерам в силу прямого указания закона, как это имело место в случае пересмотра пенсии Фесенко П.А..
Суд находит также несостоятельными доводы истца о том, что своими действиями ответчик нарушил положения Постановления Верховного совета РФ от 12.02.1993 «О порядке введения в действие закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в соответствии с которыми право на получение пенсий, назначенных до 01 февраля 1993 года в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», не пересматривается.
Вопреки доводам истца, само право на пенсионное обеспечение Фесенко П.А. как военного пенсионера, Военным комиссариатом Новосибирской области не оспаривалось и не пересматривалось.
Учитывая приведенные выше мотивы, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Фесенко П.А. в части возложения на ответчика обязанности произвести пересмотр размера его пенсии.
Исковые требования о взыскании с Военного комиссариата Новосибирской области задолженности, образовавшейся в результате неправильного исчисления его пенсии, являются производными от первоначального требования, в удовлетворении которого отказано, а поэтому также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Фесенко Петра Андреевича – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2012 года
Судья С.Л.Малахов