Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска 630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89 Гражданское дело №2-3667-12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05.09. 2012г. г.Новосибирск Центральный районный суд г.Новосибирска в составе: Председательствующего судьи Чистовой О.В. при секретаре Лангерман Е.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дворсковой Т.Д. об оспаривании решения мэрии г.Новосибирска, выраженного в письме заместителя мэра г.Новосибирска от 04.04.2012г. за №01-2860, а именно в не согласовании, т.е. фактическом запрещении пикета. установил: Дворскова Т.Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения мэрии г.Новосибирска, выраженного в письме заместителя мэра г.Новосибирска, от 04.04.2012г. №01-2860 в котором просит суд определить, что в течение 3-х дней, предусмотренных ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» мэрия г. Новосибирска не предоставила мотивированных предложений. Указала, что данный ответ противоречит действующему законодательству, действующим законодательством не предусмотрено санкционирование проведения общественных мероприятий, действующее законодательство, в том числе международное не содержит запрета на проведение публичных акций по тем основаниям которые изложены в ответе мэрии от 04.04.2012г., что частично пикетирование было проведено, что ей не был дан ответ мэрией поэтому она считала что проведение пикетирования согласовано., практика дачи ответов мэрией г.Новосибирска об отказе в проведении публичных пикетов нарушает политические права граждан В связи с чем просила суд установить: - факт дачи формально-бюрократической отписки заместителем мэра г.Новосибирска Корниловым А.А. от 04.04.2012г. (исх. №01-2860) о несогласовании проведения пикета; - факт не дачи ответа организатору пикета; - с целью недопущения подобных нарушений впредь со стороны мэрии г.Новосибирска, просила вынести частное определение в адрес мэрии г.Новосибирска. В связи с неявкой Дворсковой Т.Д. в судебное заседание назначенное на 04.09.2012г. в 12-30, в связи с тем, что повестку направленную почтой она не получила т.к. конверт вернулся в адрес суда за истечением срока хранения (л.д.38), суд определил дело отложить на 05.09.2012г. в 12-00 (л.дю.40). Дворскова Т.Д. 4.09.2012г. была судом извещена телефонограммой (л.д.42) о переносе даты судебного заседания в связи её неявкой на 05.09.2012г. в 12-00. Данную телефонограмму судья Чистова О.В. лично передала Дворсковой Т.Д. 04.09.2012г. на № 8-913—755-99-25 телефона Дворсковой Т.Д., дата переноса судебного заседания и время переноса судебного заседания дважды, чётко были озвучены для Дворсковой Т.Д. Однако 05.09.2012г. в 12-00 Дворскова Т.Д. в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, о причине неявки суду своевременно не сообщила, в связи с чем суд определил признать причину её неявки неуважительной и рассмотреть дело в её отсутствие. Мэрия города Новосибирска в лице представителе: Никоненко Е.Г. по доверенности от 20.04.2012г. сроком по 31.12.2012г. возражали против удовлетворения заявленного требования по основаниям указанным в письменном отзыве(л.д.19). Суд, выслушав представителя мэрии Г.Новосибирска Никоненко Е.Г. исследовав материалы дела считает заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что 04.04.2012 в мэрию города Новосибирска были поданы уведомления инициативной группы граждан в составе Дворсковой Т. Д., Гавриловой М. А., Капустиной Л. Ю.(л.д.22-26) о проведении с 9 по 13 апреля 2012 года с 8.00 до 19.00 час. пикетов на площадке у здания Правительства Новосибирской области со стороны Красного проспекта. Заявленное количество участников публичных мероприятий – 15 человек. Аналогичные уведомления о проведении пикетов с 9 по 13 апреля 2012 года с 8.00 до 19.00 час. на площадке у здания Правительства Новосибирской области со стороны ул. Свердлова были поданы в мэрию города Новосибирска от инициативной группы граждан в составе Михеевой А. В., Бычковой Н. В., Таратухиной И. В. Указанные граждане являются одной сплоченной группой пенсионеров, которые выступают за то, чтобы законодательно было закреплено право безлимитного проезда льготников Новосибирской области. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 04.04.2012 мэрией города Новосибирска было подготовлено письмо Дворсковой Т. Д., Гавриловой М. А., Капустиной Л. Ю. (л.д.27)с предложением об изменении места проведения публичных мероприятий в связи с тем, что проведение публичных мероприятий в рабочее время у здания Правительства Новосибирской области нарушит нормальное функционирование органа государственной власти и будет препятствовать движению пешеходов по тротуару у здания Правительства Новосибирской области. Аналогичное письмо было подготовлено Михеевой А. В., Бычковой Н. В., Таратухиной И. В. В качестве альтернативного варианта Дворсковой Т. Д., Гавриловой М. А., Капустиной Л. Ю. было предложено провести публичные мероприятия на площадке у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Центральном районе. 05.04.2012 Михеева А. В. (л.д.27)получила на руки в мэрии города Новосибирска мотивированное письмо с предложением об изменении места проведения публичных мероприятий, адресованное Михеевой А. В., Бычковой Н. В., Таратухиной И. В., а также мотивированное письмо, адресованное Дворсковой Т. Д., Гавриловой М. А., Капустиной Л. Ю. По телефону Дворскова Т. Д. была уведомлена о том, что оба мотивированных письма переданы Михеевой А. В., по поводу чего Дворскова Т. Д. не возражала. Суд считает, что предложенная альтернативная площадка для проведения пикетов равнозначна заявленной в уведомлении заявителями, отвечает требованиям действующего законодательства. Суд согласен с позицией представителя мэрии г.Новосибирска о том, что проведение публичных мероприятий на площадке у здания Правительства Новосибирской области в течение столь длительного времени (с 8.00 до 19.00 час. согласно уведомлению)(л.д.27) в течение рабочей недели (с 9 по 13 апреля 2012 года) нарушит нормальное функционирование органа государственной власти, будет препятствовать проходу граждан по тротуару у здания Правительства Новосибирской области, препятствовать входу и выходу посетителей и сотрудников Правительства Новосибирской области, а также создавать препятствия для проезда и парковки служебного транспорта, а также может повлечь выход граждан на проезжую часть Кр. Проспекта. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Но Дворскова Т.Д. не информировала мэрию города Новосибирска о принятии (непринятии) предложения об изменении места проведения публичных мероприятий. Если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его (согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ). Как установлено из пояснений представителя мэрии г.Новосибирска заявитель Дворскова Т. Д. реализовала своё право на проведение публичного мероприятия, установленное статьей 31 Конституции Российской Федерации. В период с 9 по 13 апреля 2012 года Дворскова Т. Д. как в составе инициативной группы граждан, так и в форме одиночных пикетов, проводила публичные мероприятия на площадке у здания Правительства Новосибирской области, что подтверждается докладными записками начальника ОП №1 «Центральный» УМВД России по у. Новосибирску полковника полиции Гридина А. А.(л.д.29), а также информацией о проведении публичного мероприятия (справкой) консультанта отдела по взаимодействию с общественными объединениями комитета мэрии города Новосибирска по взаимодействию с административными органами Афанасьева А. С.(л.д.28) В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. При обращении в суд заявитель Дворскова Т. Д. указывает, что она получила ответ за подписью заместителя мэра города Новосибирска Корнилова А. А. от 04.04.2012 № 01-2860 о несогласовании, то есть фактическом запрете проведения пикета. При этом заявителем проведены заявленные публичные мероприятия на площадке у здания Правительства Новосибирской области. Мэрией города Новосибирска соблюдены требования действующего законодательства и предприняты все меры для обеспечения общественного порядка, обеспечения нормального функционирования органа государственной власти и соблюдения общественных интересов. Следует указать на то, что предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия является необходимой мерой для соблюдения общественной безопасности и порядка, поскольку равно конституционно значимы как конституционные намерения, интересы и цели организаторов публичного мероприятия (статья 31 Конституции РФ), так и задачи по охране и поддержанию конституционных законности и правопорядка, защите жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, всегда стоящие перед публичной властью (статья 55 Конституции РФ). Судом установлено, что на уведомление от 04.04.2012г. (л.д.27) мэрией города Новосибирска выдан мотивированный ответ от 05.04.2011г. (л.д27) Михеевой, в котором в соответствии с требованием пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», было предложено альтернативное место для проведения публичных мероприятий на площадке у Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» в Центральном районе. (л.д.27) В мотивированном ответе от 05.04.2012г. (л.д.27) мэрия г.Новосибирска указала, что с учетом площади территории перед зданием администрации НСО и опыта сопровождения предыдущих публичных мероприятий в данном месте, мэрия считает, что проведение публичных мероприятий у здания Правительства Новосибирской области нарушит нормальное функционирование органа государственной власти в связи с блокированием главного входа в здание со стороны Красного проспекта, будет препятствовать движению пешеходов по тротуару у здания Правительства Новосибирской области. По мнению суда в результате будут нарушены требования ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, ФЗ «О безопасности дорожного движения». Т.к. проведение пикета у здания Правительства Новосибирской области безусловно вызовет выход граждан на проезжую часть Красного проспекта нарушит Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, ФЗ «О безопасности дорожного движения». С доводом заявителя о том, что данный ответ не мотивирован суд не согласен. Суд считает ответ мэрии г.Новосибирска от 04.04..2012г. мотивированным и законным по следующим основаниям: В соответствии со статьей 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» мэрия города Новосибирска обязана довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. В статье 5 этого же закона используется формулировка «мотивированное предложение органа местного самоуправления об изменении места проведения публичного мероприятия». В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина К.Ю. на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» мотивированное предложение - по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Суд согласен с позицией мэрии г.Новосибирска о том, что предусмотренная законом обязанность органа местного вносить предложения об изменении места (времени) проведения публичного мероприятия является необходимой мерой для соблюдения баланса общественных интересов, поскольку равно конституционно значимы как конституционные намерения, интересы и цели организаторов публичного мероприятия (статья 31 Конституции РФ), так и задачи по охране и поддержанию конституционных законности и правопорядка, защите жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, всегда стоящие перед публичной властью (статья 55 Конституции РФ). Судом учитывается также то, что согласно пункту 7 статьи 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Уведомление о проведении публичного мероприятия представляет собой документ, посредством которого органу местного самоуправления сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. В связи с изложенным, как установлено судом многочисленные уведомления организаторов о проведении публичных мероприятий в городе рассматриваются создаваемыми мэрией рабочими группами с участием представителей органов внутренних дел. Судом установлено, что Уведомление Дворсковой Т.Д., Гавриловой М.А., Капустиной Л.Ю., а также уведомление Михеевой А. В., Бычковой Н. В., Таратухиной И. В. рассматривалось органом местного самоуправления с учетом требования правовых норм, сложившейся в городе практики проведения массовых публичных мероприятий, характеристик, параметров и вместимости площадей запрашиваемых мест, их проведения, возможностей и опыта органов внутренних дел в сопровождении подобных мероприятий. Мэрией г.Новосибирска в ответе на уведомление заявителей была предложено альтернативное место проведения пикета на площадке у Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» в Центральном районе. (л.д.27) Судом установлено, что при предложении мэрией г.Новосибирска альтернативного места проведения пикета на площадке у Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» в Центральном районе были учтены площадь территории указанная в уведомлении и реальная возможность ее заполняемости. При подготовке мотивированного ответа мэрией г.Новосибирска были учтены интересы иных граждан, заполняемость, возможность обеспеченности безопасности пикетирующих, прав иных граждан и организаций при проведении аналогичных пикетов. Исходя из совокупности вышеперечисленных доводов в совокупности суд считает вывод мэрии г.Новосибирска о невозможности проведения пикета перед зданием Правительства НСО длительный период времени с 9 по 13 апреля 2012г. с 08-00 до 19-00 обоснованным и мотивированным, о чем было мэрией г.Новосибирска указано в ответе от 04.04.2012г.(л.д.27) на уведомления заявителей (л.д.722-26 Судом установлено, что обосновывая альтернативное предложение места проведения публичного мероприятия, мэрия города Новосибирска, исходила из требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». При соблюдении правил статьи 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. С доводом заявителя о том, что проведение пикета не затрудняет работу сотрудников Правительства Новосибирской области суд не согласен т.к., в период ранее проведённых митингов, демонстраций, пикетов у здания Правительства Новосибирской области был затруднён подход работников и иных граждан в здание Правительства Новосибирской области, срыв совещаний в связи с невозможностью пройти в здание Правительства Новосибирской области, был перекрыт проезд, что приводило к привлечению дополнительных сил сотрудников внутренних дел. Данные обстоятельства подтверждены в ранее рассмотренных аналогичных делах, в которых было установлено что во время проведения митингов, демонстрации и пикетов люди закрывают вход в здание администрации, выходят на проезжую часть и сил добровольной дружины и организаторов митинга недостаточно для организованного проведения аналогичных публичных мероприятий. Речи выступающих также отвлекают работников работающих в здании Администрации НСО от работы. Согласно статье 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Из указанных статей следует, что публичное мероприятие может быть проведено при условии наличия возможности обеспечения порядка и безопасности граждан силами организатора мероприятия при содействии уполномоченного представителя УВД. В судебном заседании из пояснений представителей мэрии г.Новосибирска, суд установил, что предшествующая практика проведения публичных мероприятий возле здания Правительства Новосибирской области №18 на Красном проспекте показала невозможность обеспечения общественного порядка и безопасности граждан в соответствии с указанными нормами. С доводом заявителя о том, что при проведении митингов и иных публичных мероприятий нет нарушений общественного порядка суд также не согласен. Т.к. как видно из практики Центрального суда г.Новосибирска и практики мировых судей Центрального района г.Новосибирска в производстве Центрального суда и производстве мировых судей Центрального суда имеются многочисленные административные дела о привлечении участников предыдущих митингов, демонстраций и пикетов к административной ответственности. Суд также согласен с доводом представителя мэрии г.Новосибирска о том, что в период проведения пикетов у здания Правительства Новосибирской области невозможно использования главный вход в здание Правительства НСО со стороны Красного проспекта во время проведения публичных мероприятий. Веским основанием по мнению суда для предложения мэрией г.Новосибирска альтернативного места проведения митинга вместо здания Правительства НСО указанного в уведомлении является то что многочисленные публичные мероприятия, проводимые у здания Правительства НСО, существенно нарушиают режим работы органов государственной власти путем создания социальной напряженности и затруднения входа граждан и сотрудников в здание. С учётом вышеизложенного судом установлено, что мэрия города Новосибирска, давая ответ на уведомление(л.д.27), основывалась, в том числе, на документах, свидетельствующих об административных и иных нарушениях, имевших место при проведении предшествующих митингов, пикетов перед зданием Правительства НСО. Судом установлено, что с учитывая вышеизложенное, в целях защиты публичных интересов, недопущения нарушений законодательства (ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Правила дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 ФЗ «О безопасности дорожного движения») мэрией г.Новосибирска было предложено альтернативное место проведения публичного мероприятия, которое имело достаточную площадь для проведения пикета. С учётом вышеизложенного, а также с учётом того, что в мотивированном ответе мэрии г.Новосибирска от 04.04.2012г. заявителям предложено альтернативное место проведения пикета на площадке у Новосибирского молодежного театра «Глобус» в Центральном районе, в удовлетворении заявления Дворсковой Т.Д. необходимо отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Дворсковой Т.Д. об оспаривании решения мэрии г.Новосибирска, выраженного в письме заместителя мэра г.Новосибирска от 04.04.2012г. за №01-2860, а именно не согласовании, т.е. фактическом запрещении пикета -отказать. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца. Судья Чистова О.В.