Дело № 2-3602/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-3602/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 сентября 2012 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи Малахова С.Л.

при секретаре Цирукиной Н.С.

с участием

истца                                            Степкина В.Ф.

представителя истца                                    Ткаченко В.Д.

представителя ответчика                                Антонюк О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степкина Владимира Федоровича к Военному комиссариату Новосибирской области об оспаривании отказа в назначении пенсии по линии Министерства обороны РФ, возложении на ответчика обязанности назначить пенсию по линии Министерства обороны РФ,

у с т а н о в и л:

    Степкин В.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Новосибирской области, в котором с учетом последующих уточнений оспаривает отказ ответчика в назначении ему пенсии по линии Министерства обороны РФ, просит возложить на ответчика обязанность по начислению ему пенсии по линии Министерства обороны РФ.

    Исковые требования обоснованы следующим. Истец Степкин В.Ф. служил в Вооруженных силах Министерства обороны с 27 августа 1967 года по 24 января 1994 года. Из рядов Вооруженных сил РФ был уволен 24 января 1994 года на основании приказа Министерства обороны №34 по статье 49 части 2 пункту «а» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Выслуга лет на момент увольнения составляла 26 лет. Истцу было выдано пенсионное удостоверение и назначена пенсия по выслуге лет. Однако фактически пенсия ему не выплачивалась по причине поступления на службу в Федеральную службу налоговой полиции России с 25 января 1994 года. В налоговой полиции Степкин В.Ф. прослужил до ноября 1996 года, после чего был уволен по выслуге лет. Федеральной службой налоговой полиции истцу была назначена пенсия по выслуге лет, которая ему выплачивалась до 01 января 2012 года с периодической индексацией. С 2003 года Федеральная службы налоговой полиции была упразднена, на ее базе создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Пенсионное дело истца было передано в Министерство внутренних дел. С 01 января 2012 года должностной оклад истца был приравнен к окладу МВД, в связи с чем, произведен перерасчет пенсии. В результате перерасчета оказалось, что пенсия Степкину В.Ф. назначена исходя из минимального оклада, который не соответствующего занимаемой должности и выслуге лет, с которой он уходил на пенсию. Истец обратился к ответчику с заявлением о переводе его на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны, так как пенсия, назначенная МВД, значительно ниже той, которую он выслужил в Министерстве обороны. В ответ на указанное заявление истцом получен отказ, мотивированный тем, что перевод невозможен, поскольку при увольнении из Министерства обороны пенсия истцу не выплачивалась. Полагая свои права на пенсионное обеспечение нарушенными, Степкин В.Ф. обратился в суд с настоящим иском.

    В судебном заседании истец Степкин В.Ф., его представитель Ткаченко В.Д. исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.

    Представитель ответчика Антонюк О.В., действующий на основании доверенности от 27.08.2012, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменной отзыве (л.д.74-76).

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.

    Судебным разбирательством установлено, что Степкин В.Ф. уволен с действительной военной службы в запас на основании приказа Министерства обороны РФ по личному составу №34 от 24 января 1994 года по основанию, предусмотренному пунктом «а» части 2 статьи 49 - «в связи с организационно-штатными мероприятиями». Выслуга лет в Вооруженных силах составляет 26 лет 03 месяца (л.д.17).

    На основании приказа Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 23 февраля 1994 года №154лс Степкин В.Ф. с 25 января 1994 года зачислен на службу в Федеральные органы налоговой полиции (л.д.26).

    Со службы в Федеральных органах налоговой полиции Степкин В.Ф. уволен на основании приказа Директора ФСНП России от 23 октября 1996 года №1154-лс на основании пункта «в» статьи 45 – по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

    В соответствии с приказом начальника Управления генерал-майора налоговой полиции Гончарова В.В. от 04 ноября 1996 года подполковник налоговой полиции Степкин В.Ф. с 05 ноября 1996 года исключен из списка сотрудников налоговой полиции. Выслуга лет на момент увольнения составляет 29 лет 02 месяца 07 дней (л.д.28).

    Федеральной службой налоговой полиции истцу была назначена пенсия по выслуге лет, которая ему выплачивалась до 01 января 2012 года с периодической индексацией.

С 2003 года Федеральная службы налоговой полиции была упразднена, на ее базе создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Пенсионное дело истца было передано в Министерство внутренних дел.

С 01 января 2012 года должностной оклад истца был приравнен к окладу МВД, в связи с чем, произведен перерасчет пенсии (л.д.32-34).

Полагая, что в результате произведенного перерасчета пенсии, ее размер оказался меньше размера пенсии, которая полагалась бы ему при ее назначении по линии Министерства обороны РФ, 27 февраля 2012 года Степкин В.Ф. обратился к Военному комиссару Новосибирской области с просьбой назначить ему пенсию по последнему месту военной службы (л.д.37).

В ответ на указанное заявление Степкину В.Ф. рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в отдел военного комиссариата Новосибирской области по Советскому району, предоставив необходимый пакет документов для назначения пенсии (л.д.38).

13 марта 2012 года Степкин В.Ф. обратился с соответствующим заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к начальнику Отдела военного комиссариата Новосибирской области по Советскому и Первомайскому районам города Новосибирска (л.д.39-40).

По результату рассмотрения указанного заявления Степкину В.Ф. дан ответ от 30 марта 2012 года №ЦСО/1622, в соответствии с которым оснований для назначения ему пенсию по линии Министерства обороны РФ не имеется, так как после увольнения из Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища пенсия военным комиссариатом Новосибирской области не выплачивалась (л.д.44).

    Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, в Российской Федерации прежде всего регламентируются Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 года №4468-1.

    Системный анализ положений данного закона, регламентирующих правовые основания и порядок назначения пенсии, позволяет прийти к выводу, что право на пенсию у военнослужащих возникает с момента их увольнения с военной службы и выплачивается в зависимости от последнего места службы: либо Министерством обороны РФ либо Министерством внутренних дел РФ (статьи 11, 13, 53 Закона РФ №4468-1).

    По смыслу закона, военнослужащий может иметь право выбора органа, назначающего или выплачивающего ему выбранный военнослужащим вид пенсии (по выслуге лет или по инвалидности) и, соответственно, выбор расчета пенсии по последней занимаемой должности перед увольнением, только в случае, если военнослужащий неоднократно увольнялся с военной службы и ему назначалась пенсия по увольнению и он вновь поступал на военную службу по разным должностям, либо в войсковые части, относящимся к различным Министерствам, так как после каждого увольнения с военной службы у военнослужащего наступало право на назначение ему пенсии по его выбору в порядке указанного выше закона.

    Именно такое толкование и применение указанного пенсионного закона дается Конституционным судом РФ в Определении № 401-О от 18.11.2004 по жалобе Самофалова Э.А., где указано, что право на пенсионное обеспечение по части 1 статьи 6 Закона РФ №4468-1 следует толковать во взаимосвязи с положениями статьи 53 того же закона, и что увольнение со службы является необходимым условием как для назначения пенсии, так и выплаты уже назначенных пенсий, и что военнослужащий вправе выбрать право на увольнение с военной службы, либо продолжать военную службу и получать денежное довольствие без получения пенсии.

    Данная позиция изложена и в письме Федерального казенного учреждения Управления финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области МО РФ (ЦВО МО РФ), данном военному комиссариату Кемеровской области на их запрос о возобновлении пенсии по линии МО ПРФ лицам, уволенным со службы в таможенных органах. Как следует из данного письма, в случае если военнослужащим, уволенным из других федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная или правоохранительная службы, пенсия Министерства обороны России не назначалась, и они ранее за назначением пенсии не обращались, пенсия таким лицам должна назначаться в соответствии со статьей 11 Закона по последнему месту службы (л.д.59-60).

    Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.

    На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что для реализации права на выбор плательщика пенсии (Министерство обороны РФ или Министерства внутренних дел РФ) в рассматриваемом случае определяющее значение имеет вопрос о том, назначалась и выплачивалась ли Степкину В.Ф. пенсия по линии Министерства обороны РФ при его увольнении в 1994 году.

    Согласно действующему пенсионному законодательству назначение пенсии носит заявительный характер, т.е. назначается не иначе как по соответствующему заявлению лица.

При рассмотрении настоящего дела истец Степкин В.Ф. пояснил, что с достоверностью затрудняется сказать обращался ли он в 1994 году с заявлением о назначении ему пенсии. Данная пенсия ему точно не выплачивалась (л.д.82).

Как указано ранее, Степкин В.Ф. 24.01.1994 г. был уволен с военной службы и на следующий день 25.01.1994 г. поступил на службу в налоговую полицию.

Следовательно, в соответствии с положениями статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 при условии назначения и выплаты пенсии Степкину В.Ф. по линии Министерства обороны РФ, последняя на время службы в органе налоговой полиции должна была быть приостановлена.

Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет. (Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 N 320-О "По ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей")

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в случае назначения и приостановления Степкину В.Ф. пенсии по линии Министерства обороны РФ, в связи с повторным поступлением на службу, при увольнении с органов налоговой полиции, истец имел бы право осуществить выбор продолжить получать уже назначенную прежнюю пенсию либо оформить пенсию с последнего места увольнения, т.е. с налоговой полиции.

Как установлено судом, истец реализовал свое право на оформление пенсии по последнему месту службы в налоговой полиции, с 1996 г. по 2003 г., а после передачи в ведомство Министерства Внутренних дел РФ до 2012 г., соглашаясь с ее размером, поскольку она была не ниже пенсии, в случае получения им по линии Министерства обороны РФ.

    Вместе с тем, по линии Министерства обороны РФ Степкину В.Ф. пенсия не назначалась и не выплачивалась, соответственно и не могла быть приостановлена при повторном поступлении на службу в органы налоговой полиции.

Как следует из содержания справки, предоставленной начальником Пенсионного отдела Центра Финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел по Новосибирской области от 04 сентября 2012 года №32/26349 в материалах пенсионного дела Степкина В.Ф. отсутствуют данные (справки, заявления) о назначении истцу в 1994 году пенсии по линии Министерства обороны (л.д.77).

    По учетным данным Центра социального обеспечения пенсия по линии Министерства обороны Степкину В.Ф. по состоянию на 04 сентября 2012 года не назначалась и не выплачивалась (л.д.78).

    Оснований не доверять содержанию указанных справок у суда не имеется.

    Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ от 16.03.2012 Степкин В.Ф., 27.02.1949 года рождения, состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Новосибирска как получатель страховой части военным пенсионерам с 27.02.2009 года, получателем другого вида пенсии не является (л.д.42).

    В материалы дела представлена копия удостоверения серии А №229435, выданного Новосибирским областным военкоматом 04 июля 1994 года на имя Степкина В.Ф., в соответствии с которым истцу была назначена пенсия за выслугу лет (л.д.19).

    Вместе с тем, пенсионное дело военного пенсионера Степкина В.Ф. у ответчика отсутствует, поскольку основания для назначения указанной пенсии (заявление Степкина В.Ф.), а также соответствующий приказ (распоряжение) уполномоченного органа, свидетельствующие о назначении истцу рассматриваемой пенсии, которые бы явились правовым основанием для выдачи удостоверения, отсутствуют.

Истец факт обращения за назначением ему пенсии в 1994 году с достоверностью подтвердить затруднился.

Давая оценку рассматриваемому удостоверению, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что оно выдано 04 июля 1994 года, то есть в период службы Степкина В.Ф. в Федеральной службы налоговой полиции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» №4468-1, военным пенсионерам при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

    Каких-либо данных о приостановлении выплаты пенсии, назначенной Степкину В.Ф. в 1994 году по линии Министерства обороны, в материалы дела также представлено не было.

    При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше справки об отсутствии в материалах пенсионного дела истца сведении о назначении ему пенсии в 1994 году, суд находит не установленным и не подтвержденным допустимыми доказательствами факт назначения и выплаты Степкину В.Ф. пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ в 1994 году.

    На основании изложенного, учитывая, что при увольнении из Министерства обороны РФ, пенсия истцу не начислялась и не выплачивалась, в соответствии с положениями статьи 11 Закона РФ №4468-1 пенсия истцу назначена по последнему месту службы, то есть по линии Министерства внутренних дел РФ.

Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению Степкину В.Ф. по линии Министерства обороны при таких обстоятельствах суд не усматривает.

    Доводы истца о том, что он имеет право на перевод с одного вида пенсии на другой в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» №166-ФЗ, суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неправильном понимании норм материального права.

    Статья 22 Федерального закона №166-ФЗ, действительно, предусматривает возможность перевода пенсионера с одного вида пенсии на другой на основании заявления последнего.

    Вместе с тем, по смыслу закона в рассматриваемой статье речь идет о видах пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона (пенсия по выслуге лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия).

    Вопреки доводам истца, статья 22 Федерального закона №166-ФЗ не предусматривает возможность произвольного перевода военного пенсионера с пенсии по выслуге лет, назначенной по одной ведомственной линии на тот же вид пенсии по выслуге лет, но по иной ведомственной линии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Степкина Владимира Федоровича – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2012 года

Судья                                    С.Л.Малахов