российская федерация центральный районный суд г.Новосибирска 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 20 сентября 2012 г. Дело № 2- 1976 /2012 председательствующего судьи Е.А. Певиной секретаря судебного заседания Т.Л. Кеняйкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гмыр П.Н. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании премии, компенсации морального вреда, установил: Истец Гмыр П.Н. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором с учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ответчика в свою пользу премию в размере 20000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 30000 руб. В обоснование своих требований указала, что с 22.06.2011 года по 05.12.2011 года работала в отделе военного комиссариата Новосибирской области по Дзержинскому, Калининскому и Заельцовскому районам г. Новосибирска в должности инспектора. 05.12.2011 года в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями её должность была сокращена, в связи с чем она была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. 18.01.2012 года истцом было подано заявление в Военный комиссариат Новосибирской области с просьбой разъяснить причину невыплаты, на что был получен ответ о том, что денежные средства на выплату дополнительного материального стимулирования поступили только 21.01.2011 года, то есть после того, как истец была уволена, а данные выплаты производится только работающим в организациях Министерства обороны. В судебном заседании истец Гмыр П.Н. повторно требования иска уточнила, просила суд взыскать с ответчика премию за 3 и 4 квартал 2011 года пропорционально отработанному ею времени, а также взыскать 30000 рублей в счет компенсации морального вреда. Представитель ответчика Военного комиссариата Новосибирской области Антонюк О.В., действующий на основании доверенности от 05.04.2012 года исковые требования не признал, просил в иске истцу отказать. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Гмыр П.Н. состояла в трудовых отношениях и работала по трудовому договору с 22.06.2011 г. по 05.12.2011 г. в должности инспектора военного комиссариата Новосибирской области по Дзержинскому, Калининскому и Заельцовскому районам г. Новосибирска, уволена по сокращению штата работников, п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Премии, как составная часть системы оплаты труда, характеризуется следующими особенностями: - они регулируются положениями о премировании; - выплачиваются работникам, указанным в этом локальном нормативном акте; - снижение размера премии или лишение премии допускается только по основаниям, предусмотренным в положениях о премировании. Приказом Министра обороны Российской Федерации издан приказ от 10.11.2008 года № 555, утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым указанным работникам устанавливаются: а) выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат б) выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат Также установлено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Условиями трудового договора от 22.06.2011 г. установлено, что выплаты стимулирующего характера производятся в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации и коллективным договором: - процентная надбавка за выслугу лет от 0% до 40%; премии устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя и выплачиваются работнику при условии добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей или работы в размере 3-х должностных окладов в год на основании приказов министра обороны РФ в соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников военного комиссариата Новосибирской области (п. 3.1.3) Положением об оплате труда работников военного комиссариата Новосибирской области установлено, что премирование работников осуществляется на основании Положения о премировании (п.4.6) (л.д.51-57) Возражая относительно заявленных требований представитель ответчика указывает, что работодатель имеет право производить работнику выплаты стимулирующего характера, в том числе премий, лишь в пределах годового фонда оплаты труда. Источником материальных выплат, произведенных на основании приказа № 1010 от 26.07.2010 года, являются бюджетные средства Министерства обороны Российской Федерации, образовавшиеся при высвобождении штатов по сокращению общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, эти выплаты производились не из фонда оплаты труда военного комиссариата Новосибирской области, в структурном подразделении которого осуществляла свою трудовую деятельность Гмыр П.Н. Денежные средства на выплату премии по приказу № 1010 не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Толкуя положения приказа №1010 представитель ответчика считает, что приказ № 1010 не содержит положения о том, что ежеквартальная премия выплачивается в том числе тем работникам, которые были уволены по сокращению штатной численности организации, пропорционально отработанному времени. Гмыр П.Н. уволена 05.12.2011 г. по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников, при увольнении ей была начислена сумма 18 869 рублей 16 копеек, в том числе: оклад по дням - 654 рубля 27 копеек, районный коэффициент 269 рублей 89 копеек, выплата за выслугу лет 261 рубль 71 копейка, премия по итогам работы за месяц 163 рублей 57 копеек, единовременное денежное вознаграждение 4 997 рублей 92 копейки, компенсация отпуска при увольнении по календарным дням 3 901 рублей 12 копеек, выходное пособие при увольнении 8 620 рублей 68 копеек. Положениями об оплате труда и премирования работников военного комиссариата Новосибирской области закреплено право работодателя на выплату премиального вознаграждения работников «по итогам работы», в том числе «премирование работников может производиться по результатам работы за месяц, квартал, год» (Раздел 4 Положения об оплате труда, утвержденного 11.02.2010 г.). Премиальное вознаграждение, предусмотренное действующей у работодателя системой оплаты труда, по итогам работы за декабрь 2011 года и единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2011 год Гмыр П.Н. выплачены при увольнении в полном объеме. Дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое на условиях, закрепленных Приказом № 1010, не является премиальным вознаграждением, предусмотренным системой оплаты труда работников областного военного комиссариата. Целевое финансирование на выплату дополнительного вознаграждения поступило в военный комиссариат Новосибирской области 21.12.2011 г. На заседании социальной комиссии военного комиссариата (Протокол № 15 от 19.12.2011 г.) был рассмотрен вопрос о распределении премии за 3-й и 4-й кварталы 2011 года лицам гражданского персонала военного комиссариата Новосибирской области и отделов военного комиссариата Новосибирской области по муниципальным образованиям. Принято решение: «Денежные выплаты уволенным не выплачивать» (л.д. 48-50) Приказом Военного комиссара Новосибирской области № 249 от 20.12.2011 г. принято решение о выплате стимулирующей надбавки гражданскому персоналу отделов муниципальных образований военного комиссариата Новосибирской области за 3, 4 кварталы 2011 года, в том числе отделу по Дзержинскому, Калининскому и Заельцовскому районам г. Новосибирска. Представитель ответчика указывает, что в приказ о премировании Гмыр П.Н. не включена, так как по состоянию на период издания приказа трудовой договор с ней был расторгнут, и она не являлась работником Военного комиссариата. Однако, довод ответчика о том, что премия установленная приказом № 1010 не подлежит выплате уволенным работникам, суд не принимает. Пунктом 2 Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование). Данным приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Порядок). В п. 2 Порядка указано, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств,…. после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 Порядка). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится: в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей) (п. 6 Порядка). Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7 Порядка). Не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями. (п. 11 Порядка). Анализ указанных норм позволяет придти к выводу, что дополнительные выплаты (премии), установленные приказом № 1010 выплачиваются по результатам службы (работы), что непосредственно вытекает из п. 2 приказа. В этом же пункте указано, что выплата производится проходящим военную службу (работающим), но не указано, как это трактует ответчик, что работающим на момент выплаты. Из п. 2 Порядка следует, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава …. на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. На заседании социальной комиссии военного комиссариата Новосибирской области 17.12.2011 г., оформленной протоколом № 15 рассматривался вопрос о распределении премии за 3-й и 4-й квартал 2011 г. Экономия бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава в указанный период произошла в период работы Гмыр П.Н. (уволена 05.12.2011 г.) Указанная премия подлежит выплате по результатам работы, что также дает истцу право на выплату премию за 3-й и 4-й (пропорционально отработанному времени) квартал 2011г., оснований предусмотренных п. 11 Порядка не установлено, на них не ссылался и ответчик при рассмотрении дела. Указанное также следует и из п. 7 Порядка, которым установлено, что размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. При этом также не установлено, что численность личного состава определяется на момент выплаты премии. Указанные выводы соотносятся и с нормами трудового законодательства. На основании ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. На основании ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Протокол № 15 от 17.12.2011 г. заседания социальной комиссии военного комиссариата Новосибирской области, которым определено, что лицам, уволенным на момент издания приказа премию не выплачивать, не может быть принят как противоречащий нормам трудового законодательства, предусматривающего право работников на равную оплату труда за труд равной ценности, с учетом того, что премия выплачивается за счет средств экономии за 3-й и 4-й квартал 2011 г., т.е. периода времени работы истца и по результатам работы. Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, в связи с нарушением ее трудовых прав в размере 1 000 руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не находит. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Военного комиссариата Новосибирской области в пользу Гмыр П.Н. премию за третий квартал 2011 г. и четвертый квартал 2011 г. пропорционально отработанному времени, а также компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший настоящее решение. Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2012 года. Судья Е.А. Певина
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:решение именем российской федерации
компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации № 822 от 29 декабря 2007 года,
стимулирующего характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации № 818 от 29 декабря 2007 года.