Статья 15.27



Центральный районный суд г.Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. М. Горького, д. 89

Дело №12-575-10

РЕШЕНИЕ

Именем российской федерации

23.11.2010 г. г.Новосибирск

Судья Центрального района г. Новосибирска Чистова О.В.

При секретаре Беляковой С.О.

рассмотрев жалобу Лапшина Виталия Александровича на постановление МРУ Росфинмониторинга по СФО по делу об административном правонарушении №04-02/10-302П, вынесенное 4.10.10г. и.о.руководителя Каргиной И.В.

установил:

Постановлением №04-02/10-302П вынесенным 4.10.2008г. и.о. руководителя Каргиной И.В. МРУ Росфинмониторинга по СФО Лапшин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме -12 000 руб. Данное постановление Лапшин В.А. получил почтой 12.10.10г.

Жалобу сдал в суд 14.10.2010г., таким образом жалоба подана в 10 дневный срок. Основанием для привлечения к ответственности, как следует из постановления, явилось нарушение Лапшиным В.А. законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путём и финансирование терроризма.

Заявитель Лапшин В.А. не соглашаясь с постановлением от 4.10.2010г обратился в суд с жалобой, где просил постановление № 04-02/10-302П от 4.10.2010г. отменить.

В судебное заседание заявитель не явился – о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом под расписку, представил заявление о рассмотрении дела без него.

Представитель правонарушителя в лице Тютюнник М.А. по доверенности 10.11.10г. на жалобе настаивала.

МРУ Росфинмониторинг по СФО будучи извещены надлежащим образом под расписку в судебное заседание не явились, суд считает возможным признать причину их неявки неуважительной и дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд исследовав материалы дела, обозрев административный материал, считает жалоба Лавпшин В.А. обоснованна и подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что МРУ Росфинмониторинга по СФО проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «ОСЛ», на предмет соблюдения Федерального закона от 07.08.2001. № 115–ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Решением единственного участника ООО «ОСЛ» от 28.12.2009г. принято решение о ликвидации ООО «ОСЛ» и назначении ликвидатора Лапшина В.А.

ИФНС по г.Томску в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации организации, формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора 17.02.10г.

Проверкой установлено, что ООО «ОСЛ» является лизинговой компанией (в уставе указано 0020то финансовый лизинг является одним из видов деятельности).

Ст. 5 ФЗ установлено, что лизинговые компании отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьей 7 Федерального закона.

В соответствии с нормой пункта 9 статьи 7 Федерального закона и 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28, в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Порядок постановки таких организаций на учет установлен указанным Положением, в соответствии с которым постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

В ходе проверки было установлено. что ООО «ОСЛ» на момент проведения проверки на учёте в Росфинмониторинге не состояло.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления (далее - ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разработать в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации утвердить руководителем ПВК в организациях, осуществляющих операции, с денежными средствами или иным имуществом и в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения представить на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Как установлено проверкой Правила внутреннего контроля в ООО «ОСЛ» не разработаны, не утверждены руководителем и не согласованы с МРУ Росфинмониторингом.

Таким образом, в течение длительного периода времени внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ООО «ОСЛ» предпринято не было, внутренний контроль в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО «ОСЛ» организован не был.

Согласно ст. 3 названного Федерального закона внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В связи с этим, под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, предшествующих осуществлению собственно внутреннего контроля. К таким требованиям следует отнести соблюдение требований законодательства по надлежащему утверждению, согласованию правил внутреннего контроля.

Следовательно, нарушение в ООО «ОСЛ» требований к организации внутреннего контроля и его деятельность в отсутствие согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля, является ненадлежащим исполнением законодательства в части организации внутреннего контроля.

Тем самым, Лапшин Виталий Александрович назначенный ликвидатором ООО «ОСЛ» от 28.12.2009г. не исполнил требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, т.е. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона - лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом 115-ФЗ от 07.08.2001 образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.5. КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Принимая во внимание то, что у ликвидатора ООО «ОСЛ» Лапшина В.А. с момента его назначения ликвидатором с 28.12.2009г. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но им в установленные законодательством сроки не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём административный орган правильно пришёл к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения по ст. 15.27 КоАП РФ

По результатам данной проверки МРУ Росфинмониторинга по СФО 27.08.10г. составлен протокол по делу об административном правонарушении, которым указанное правонарушение квалифицировано по ст. 15.27 КоАП РФ.

4.10.2010года и.о. руководителя межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-02/010-302П, согласно которому Лапшин В.А. привлечён к административной ответственности по ст. 15.27. КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 12000 рублей.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лила, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 15.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и Финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатывается с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а кредитных организаций - Центральным Банком РФ, и утверждаются в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Пунктом 1 Постановления №6 предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течении 1 месяца: для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций – со дня вступления в силу Постановления № 6.

Согласно пункту 2 Постановления № 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций – в Комитет в течении 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В соответствии с пунктом 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно пункту 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003. № 28, постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации – в течении 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Общество зарегистрировано в налоговом органе 21.08.2008., следовательно, выполнить все указанные обязанности должно до 21.09.2008г..

На день проверки ООО «ОСЛ» на учёт в МРУ Росфинмониторинга не встало.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства, свидетельствующие о совершении Лапшиным В.А. вменяемого ему административного правонарушения, вина Лапшина В.А. в его совершении нашла своё подтверждение. Нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

В силу ст. 23.62 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе руководители и их заместители федерального органа и территориальных органов исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указом президента Российской Федерации от 01.11.2001. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу. В соответствии с указом Президента РФ от 09.03.2004. № 314 Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2004. № 127 н утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу, в соответствии с которым определено местонахождение территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В силу изложенных положений суд пришел к выводу, что обжалуемое постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом уполномоченного органа в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. 30.6 ч.2 п.8 КОАП РФ суд проверяет законность вынесенного постановления в полном объёме независимо от доводов заявителя на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Материалами дела установлен пропуск административным органом срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, в силу которой по данной категории правонарушений срок привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из пункта 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при применении нормы ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействия), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Поскольку сроки выполнения указанных выше обязанностей установлены названными нормативными правовыми актами, и они начинают течь с момента регистрации вновь созданного юридического лица, следует признать, что вменяемое Лапшиным В.А. административное правонарушение является оконченным со 21.08.2008г. с момента регистрации данного юридического лица и срок давности привлечения к административной ответственности истек 26.09.2008г. (исходя из расчёта 21.08.10г. +30 суток +5 дней на предъявление ПВК ООО «ОСЛ» в МРУ Росфинмониторинг), о чём свидетельствует судебная практика районных судов и Арбитражных судов.

Лапшин В.А. привлечён к административной ответственности 4.10.2010. по истечении срока давности, т.к. срок давности истёк.

Согласно пункту 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление МРУ Росфинмониторинга по СФО по делу об административном правонарушении №04-02/010-302П, вынесенное 4.10.2010г. и.о.руководителя Каргиной И.В. в отношении в отношении Лапшина Виталия Александровича отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в 10 дней.

Судья О.В.Чистова