российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №12- 451 /2011 06 октября 2011г. Центральный районный суд города Новосибирска в составе: судьи Зининой И.В. при участии: секретаря судебного заседания Туля О.Е., представителя ТСЖ «Комфорт» Волковой О.Б. должностного лица Ефремовой Т.В. рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Ефремовой Т.В. на постановление мирового судьи третьего судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 28 июня 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Товарищества собственников жилья «Комфорт», у с т а н о в и л : 28 июня 2011 г. постановлением мирового судьи третьего судебного участка Центрального района г. Новосибирска было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ТСЖ «Комфорт» в связи с отсутствие состава административного правонарушения. Старший государственный инспектор Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Ефремова Т.В. обратилась в суд с жалобой и просила отменить указанное постановление. В обоснование жалобы заявитель указала, что мировым судьей при вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении была дана неверная оценка доказательствам по делу, а выводы мирового судьи основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Многоквартирный дом № 38 по ул. Гоголя в г. Новосибирске находится в управлении и на обслуживании ТСЖ «Комфорт». Основанием для привлечения к административной ответственности явилось невыполнение требований предписания № 50-09-30/24 от 04 марта 2011, об устранении в срок до 31 марта 2011 г. нарушений требований нормативных правовых актов – постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Судом не принято во внимание разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29 декабря 2009 г., которым Мэрия в соответствии со статей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешает ввод объекта в эксплуатацию. Данный документ удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме и в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительств градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Отсутствие же электросчетчика не может служить препятствием в отказе в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению. В судебном заседании Ефремова Т.В. доводы жалобы поддержала и дала соответствующие пояснения. Представитель ТСЖ «Комфорт» в судебном заседании с заявленными доводами жалобы не согласилась и указала, что выполнить требование предписания у ТСЖ объективно отсутствует возможность, поскольку, несмотря на то, что дом фактически введен в эксплуатацию, застройщиком не были выполнены работы по проводке силового кабеля и подключению автоматов от квартир к общей системе энергоснабжения дома. Дом был принят инвесторами как объект незавершенного строительства по соглашению с застройщиком, пропорционально приобретенным площадям в строящемся здании. Дом достраивался собственными силами инвесторов. Электромонтажные работы в квартирах осуществлялись самими собственниками за собственные средства, поскольку денежных средств, собранных ранее было достаточно для выполнения работ по строительству, монтажу и наладке общедомовых сетей. ТСЖ не обязано устанавливать счетчики, поскольку не обладает соответствующей лицензией на проведение таких работ, поэтому жильцам было рекомендовано обратиться в лицензированную организацию. Указанные работы не выполнены застройщиком, жилищное законодательство не возлагает обязанность на ТСЖ доводить объект до строительной готовности, оно эксплуатирует его в таком виде, в каком он был введен в эксплуатацию. Полагает, что в данном случае отсутствует факт административного правонарушения, как и его субъективная сторона. Кроме того, в настоящее время недостатки силами ТСЖ устранены, счетчики установлены, в квартиры № 58,64,83 подается электроэнергия. Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд полагает, что постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению. При этом суд исходит из следующего. Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. При этом, правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием. Законность предписания означает, что оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора, выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ТСЖ «Комфорт» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неисполнении в установленный срок до 31 марта 2011 г. требований предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области № 05-09-30/24 от 04 марта 2011 г. Указанное предписание предусматривало, что в срок до 31 марта 2011 г. ТСЖ «Комфорт» следует провести мероприятия и работы для обеспечения бесперебойного, круглосуточного электроснабжения в течение года в квартирах № 58,64,83 в многоквартирном доме № 38 по ул. Гоголя в г. Новосибирске. Актом проверки № 05-11-30/60 от 05 апреля 2011 г. установлено неисполнение предписания № 05-09-30/24 от 04 марта 2011 г. в срок до 31 марта 2011 г., а именно: не обеспечено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года в квартирах №№ 58,64 многоквартирного дома № 38 по ул. Гоголя в г. Новосибирске. Согласно пункту 2.1 Устава ТСЖ «Комфорт» предметом деятельности ТСЖ является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме. В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса. Разрешением мэрии г. Новосибирска № Ru 54303000-548 от 29 декабря 2009 г. дом № 38 по ул. Гоголя в г. Новосибирске введен в эксплуатацию. Согласно свидетельству от 02 декабря 2009 г., подписанному председателем ТСЖ «Комфорт» Успенской Е.В. и директором ООО «МСУ-101» Смолянским А.Г., построенный объект по адресу: г. Новосибирск, ул. Гоголя, 38, соответствует требованиям технических регламентов (СНиП, ГОСТов, технических условий), а параметры построенного объекта капитального строительства соответствуют утвержденной проектной документации. Также, на основании акта от 02 декабря 2009 г. ТСЖ «Комфорт» приняло в эксплуатацию законченный строительством объект по ул. Гоголя, 38. Статья 138 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанности товарищества собственников жилья: обеспечивать выполнение требований положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. В соответствии со статьей 152 Жилищного кодекса Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе и обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме. Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2008 г. № 491, установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г., коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Согласно п.п. 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 и пп. "а,г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Проведенной специалистами ГЖИ НСО проверкой было установлено нарушение со стороны ТСЖ «Комфорт» требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, что послужило основанием для вынесения предписания об устранении допущенных нарушений. В соответствии с пп. "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, именно организация, занимающаяся обслуживанием жилищного фонда обязана обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора. При указанных обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителей ТСЖ «Комфорт», что ответственность за допущенные нарушения ТСЖ «Комфорт» нести не может, поскольку эти нарушения являются следствием действий застройщика жилого дома, которым не были доведены до конца электромонтажные работы, а также жильцов, которые самостоятельно не осуществили достройку жилого дома. Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание № 05-09-30/24 от 04 марта 2011 г., выданное ТСЖ «Комфорт», является законным, и именно ТСЖ «Комфорт» должно было исполнить выданное предписание и в установленный срок устранить выявленные в ходе проверки нарушения, что со стороны ТСЖ «Комфорт» сделано не было. При таких обстоятельствах, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ТСЖ «Комфорт» состава административного правонарушения у мирового судьи отсутствовали, в связи с этим постановление от 28 июня 2011 г. подлежит отмене. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Поскольку истек срок привлечения ТСЖ «Комфорт» к административной ответственности, то административное дело в отношении него по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд, р е ш и л : Постановление мирового судьи третьего судебного участка Центрального района г.Новосибирска от 28 июня 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Товарищества собственников жилья «Комфорт» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья И.В.Зинина Р Е Ш Е Н И Е