Дело № 12-120/2012



дело № 12-120/12

поступило 30.12.2011г.

РЕШЕНИЕ

06 февраля 2012г. г.Новосибирск

Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Беляковой С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области на постановление от 12.12.2011г. № ЗСТ10.2011-186.2 по делу об административном правонарушении начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу о привлечении Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в сумме 30000 руб.,

установил:

По факту совершения Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в качестве субъекта транспортной инфраструктуры, административного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно – необеспечение проведения оценки уязвимости автовокзала с.Здвинское в установленный законодательством 3-х месячный срок с момента получения (18.07.2011г.) уведомления о включение объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ, совершенное 18.10.2011г., в нарушение обязанностей, установленных Федеральным законом «О транспортной безопасности», п.5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42, в связи с чем, в отношении Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора составлен протокол (возбуждено дело об административном правонарушении) от 12.12.2011г. № ЗС 10.2011-186.1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, переданный в соответствии с компетенцией на рассмотрение должностному лицу УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, по результатам рассмотрения которого начальником отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора вынесено постановление от 12.12.2011г. № ЗСТ10.2011-186.2 по делу об административном правонарушении о привлечении Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 30000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО обжаловала постановление от 12.12.2011г. по делу об административном правонарушении № ЗСТ10.2011-186.2 начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора в Центральный районный суд г.Новосибирска. В жалобе в суд Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО, оспаривая законность и обоснованность постановления о привлечении ее к административной ответственности, сослалась на следующие доводы: а) органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, указанный закон имеет приоритет для определения полномочий Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО в сравнении с нормами Требований, утвержденных приказом Минтранса РФ, обладающих меньшей юридической силой и не являющегося для Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО как органа местного самоуправления специальными нормами, в отличие от норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; б) за счет собственных средств органы местного самоуправления вправе решать вопросы только местного значения, определенные ст.14 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в противном случае это будет являться нецелевым использованием средств местного бюджета; в) дополнительные обязанности для органов местного самоуправления могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований (ч.1.1. ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в связи с чем, установление органам местного самоуправления обязанностей, предусмотренных п.5.7. Требований, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42, является вмешательством в их компетенцию; г) передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться в установленном порядке с предоставлением финансовых средств на их реализацию.

Проверяя законность привлечения Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 30000 руб., в т.ч. с учетом доводов заявителя, пояснений должностных лиц УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, суд установил, что Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО, являясь по определению п.9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъектом транспортной инфраструктуры, на которых названным Законом возложена обязанность обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п.1 ст.4), после получения соответствующего уведомления от Росавтодора РФ от 28.06.2011г. № 10-29/8623 (л.д.14) о внесении автовокзала в с.Здвинское в Реестр категорированных объектов и присвоении ему 4 категории (получено Администрацией 18.07.2011г.), в установленный п.5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42, 3-х месячный срок (с момента получения названного уведомления) не обеспечила проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ, что явилось основанием для составления должностным лицом УГАН НОТБ СФО Ространснадзора протокола от 12.12.2011г. № ЗС 10.2011-186.1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ. Вынесенным по делу постановлением должностного лица УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 12.12.2011г. № ЗСТ10.2011-186.2 по делу об административном правонарушении Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО была признана виновной в нарушении названных Требований и привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 30000 руб. При этом, при составлении протокола факт неисполнения Администрацией требований п.5.7.Требований, не оспаривалось; было также выражено ходатайство одновременного рассмотрения и дела об административном правонарушении.

В качестве доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении УГАН НОТБ СФО Ространснадзора были использованы следующие материалы: а) протокол об административном правонарушении от 12.12.2011г. № ЗС 10.2011-186.1, б) свидетельство о государственной регистрации права от 11.06.2010г. 54 АД 010795, выданное Управлением Росреестра в НСО, согласно которому Здвинский сельсовет Здвинского района НСО является владельцем на праве собственности здания автовокзала, в) уведомление Росавтодора от 28.06.2011г № 10-29/8623, с отметкой о его получении Администрацией Здвинского сельсовета Здвинского района НСО, г) письмо Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО от 30.11.2011г. № 365 в качестве ответа на запрос УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 21.11.2011г. № 6.21-68, согласно которому Администрация сообщает о ведении соответствующих работ по заключению соглашения о проведении оценки уязвимости автовокзала, документы на которые будут предоставлены позже.

Как пояснила в судебном заседании представитель Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО, Администрация не опровергает факта отсутствия исполнения обязанности, предусмотренной п.5.7. Требований, поскольку согласно доводов жалобы, не считает себя надлежащим субъектом такой обязанности, являясь органом местного самоуправления, для которого обязательным и специальным правовым актом является только Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Согласно п.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Согласно п.1 ст.6 Закона количество категорий и критерии категорирования ОТИ и ТС устанавливается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта ….. Согласно п.4 ст.1 Закона под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; а под транспортной безопасностью – состояние защищенности ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства (п.10 ст.1 Закона), к объектам транспортной инфраструктуры, согласно п.5 ст.1 Закона относятся в т.ч. вокзалы, станции, иные здания, сооружения, устройства и оборудования, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса. Во исполнение делегированных Законом полномочий, Минтранс России приказом от 08.0.2011г. № 42 (зарегистрирован в МЮ РФ 02.03.2011г. рег. № 19981) утвердил Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, согласно п.5.7. которых субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п/п.7 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится вопрос о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Исходя из вышеизложенных правоположений законодательства как о транспортной безопасности (в т.ч. Требований), так и местного самоуправления в Российской Федерации, а также фактических обстоятельств дела, следует, что при составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по нему, были учтены названные обстоятельства, необходимые для определения надлежащего субъекта ответственности, с учетом его компетенции в названной сфере отношений, а также правильно определены иные обстоятельства, значимые для правильного определения и установления иных элементов вмененного Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО состава административного правонарушения. Из вышеназванных правоположений, а также установленных обстоятельств дела следует, что Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО является лицом, которое может быть субъектом ответственности за названное правонарушение, поскольку является по своему статусу органом местного самоуправления муниципального образования, а собственностью последнего является автовокзал; в силу п/п.7 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселений, который в силу своего комплексного характера и значения включает в т.ч. в себя вопрос об обеспечении транспортной безопасности. Здание автовокзала по определению Закона является объектом ОТИ.

В части доводов заявителя, что для органов местного самоуправления приоритетом в деятельности и большей юридической силой обладает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», чем Требования, утвержденные приказом Минтранса РФ, суд отмечает, что согласно Конституции Российской Федерации в правовой системе государства предусмотрено два вида законов Федеральные законы (в т.ч. конституционные) и законы субъектов Российской Федерации; все федеральные законы по своему статусу равны; различие между ними Конституцией РФ не установлено, соответственно Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О транспортной безопасности» по своему статусу равны и относимы к рассматриваемым правоотношениям в той мере, в которой касаются каждого из субъектов отношений и регулируемых названными законами правоотношений. Поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения в границах поселения является вопросом местного значения муниципального образования, постольку для его органа в равной степени относимы и обязательны нормы (требования) Федерального закона «О транспортной безопасности». Поскольку Федеральным законом «О транспортной безопасности» (п.1 ст.6) вопрос об определении порядка установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и ТС делегирован федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтрансу РФ), постольку приказ Минтранса РФ от 08.0.2011г. № 42, прошедший государственную регистрацию в МЮ РФ, что подтверждается сведениями о его регистрации в соответствующем Реестре (рег. № 19981 от 02.03.2011г.), обладает той же юридической силой, как если бы указанные Требования были определены непосредственно в Федеральном законе «О транспортной безопасности». На основании указанного, суд полагает вышеуказанный довод заявителя несостоятельным.

Поскольку вопрос организации транспортного обслуживания населения в границах поселения является вопросом местного значения муниципального образования, постольку он должен быть решен за счет собственных средств органа местного самоуправления, что будет соответствовать целевому использованию средств местного бюджета.

В силу вышеназванных доводов, обязанность по обеспечению транспортной безопасности не является дополнительной обязанностью для органов местного самоуправления, а является обязанностью вытекающей из правомочий, определенных пределами компетенции муниципальных образований, установленной ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», детализированной требованиями транспортной безопаности (исключение актов незаконного вмешательства, составляющих угрозу транспортному комплексу), Федеральным законом «О транспортной безопасности». С учетом ранее сказанного о юридической силе Требований, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42, подобное вменение обязанностей, обусловленных требованиями обеспечения транспортной безопасности, не является вмешательством в компетенцию местного органа самоуправления.

Поскольку в данном случае отсутствует передача государственных полномочий органу местного самоуправления, на что указывает заявитель, постольку отсутствует необходимость осуществлять их передачу в установленном порядке и предоставлять на указанные цели финансовые средства для их реализации.

В соответствии с ч.4 ст.1.5.КоАП РФ неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при том, что указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. В соответствии с ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридические лица признаются виновными в совершении административного правонарушения и несут ответственность за административные правонарушения при условии, что будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Учитывая доводы заявителя, его отношение к названной обязанности по обеспечению транспортной безопасности здания автовокзала с.Здвинское, иные обстоятельства правонарушения, суд отмечает, что при таковых обстоятельствах дела, у должностных лиц УГАН НОТБ СФО Ространснадзора как составившего протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, так и рассмотревшего дело об административном правонарушении и вынесшего постановление по нему, отсутствовали достаточные основания сомневаться в виновности Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО (ч.4 ст.1.5. КоАП РФ), и позволяющих толковать их в пользу заявителя, в том числе при отсутствии обстоятельств, указанных в ст.24.5. КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу административном правонарушении.

Поскольку в установленный п.5.7. Требований, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42, 3-х месячный срок (с момента получения названного уведомления) Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района НСО, получив указанное уведомление 18.07.2011г., не обеспечила проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ, постольку в ее действиях имеет место состав административного правонарушения по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, объектом которого являются правоотношения в сфере транспорта, в т.ч. в части обеспечения транспортной безопасности названного объекта транспортной инфраструктуры.

Единственное, с чем суд не соглашается с постановлением начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 12.12.2011г. № ЗСТ10.2011-186.2 по делу об административном правонарушении, это квалификацией правонарушения как длящегося, поскольку согласно п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 под длящимся административным правонарушением следует понимать такое, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение же предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения за которое начинает течь с момента наступления указанного срока. Впрочем, указанный недостаток не является существенным нарушением и обстоятельством, влекущим незаконность постановления или исключающим ответственность лица, привлеченного к административной ответственности, поскольку вне зависимости от указанной квалификации правонарушения как длящегося, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, все остальное на существо обстоятельств правонарушения не влияет.

Тем самым, в судебном заседании нашел подтверждение: факт совершения Администрацией Здвинского сельсовета Здвинского района НСО административного правонарушения, выразившегося в нарушении п.5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42 (невыполнение обязанностей в качестве субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждении в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ), законность и обоснованность привлечения постановлением от 12.12.2011г. по делу № ЗСТ10.2011-186.2 об административном правонарушении начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района НСО к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.11.15.1., п.1 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья

решил:

Оставить постановление от 12.12.2011г. № ЗСТ10.2011-186.2 по делу об административном правонарушении начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу о привлечении Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ без изменения, жалобу Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области на указанное постановление – без удовлетворения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Витюк