Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска 630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89 РЕШЕНИЕ 26 июня 2012 года г. Новосибирск Центральный суд г. Новосибирска в составе: судьи Чистовой О.В. секретаря Голубевой Я.А. с участием представителей: от заявителя: Шерстюк Е.М., доверенность от 18.04.2012 года №08/дс-2012, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению директора Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети», г. Новосибирск, Бахарева В.А. о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 января 2012 года № 06-127/11 о назначении административного наказания, установил: Постановлением о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее- УФАС по НСО) №06-127/11 от 27 января 2012 года, директор Государственного унитарного предприятия Новосибирской области “Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети” ( далее –ГУП НСО «ОТС» или Предприятие) привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту- КоАП)- за нарушения требований ч.14 ст. 14 Закона «О рекламе», согласно которой в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации. Бахарев В.А. будучи извещён не явился. Представитель Бахарева В.А. в лице Шерстюк Е.М. просила отменить постановление вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 января 2012 года в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем что по аналогичному административному делу но в отношении юридического лица арбитражным судом постановление отменено. Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области будучи извещены в судебное заседание не явились, представили отзыв на жалобу. Суд, выслушав представителя Бахарева В.А. в лице Шерстюк Е.М., исследовав материалы дела, считает постановление подлежит отмене по следующим основаниям: В силу части 1 статьи 1.5. КоАП лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Согласно ст. 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Директор ГУП НСО «ОТС» надлежаще исполнил свои служебные обязанности. Однако по независящим от Предприятия и должностного лица реальным причинам в эфир были выданы текстовые сообщения о спонсоре прогноза погоды. Данное обстоятельство не было учтено при вынесении решения административным органом- Новосибирским УФАС. Материалами дела подтверждается: 1. Документы, подтверждающие необходимость размещения в телевизионном эфире сообщений о метеоусловиях, невозможность отмены сведений о прогнозе погоды: -письмо Росгидромета №20-09/11, -письмо Росгидромета №20-15.1/73, -соглашение о безвозмездном предоставлении информации от 29.12.2010 г. -договор на оказание информационных услуг от 01.12.2010 г. -письмо Главы Северного района-1 л. -письма директоров филиалов и корпунктов о необходимости трансляции погоды по районам Новосибирской области. 2. Документы, подтверждающие нахождение эфирной аппаратной и АСБ (аппаратно-студийного блока), а также рекламно-коммерческой службы в различных помещениях, ограничение пропускного режима: -договор аренды на нежилое помещение по адресу: Новосибирск, ул. Немировича-данченко,167,-эфирная аппаратная, -договор аренды на нежилое помещение по адресу: Новосибирск, ул. Римского-Корсакова,9/1,-студия телевидения, АСБ, -договор аренды РКС в бизнес-центре на ул. Крылова, -письмо СРЦ, -ответ филиала ГТРК. 3. Документы, подтверждающие своевременное выполнение своих обязанностей должностным лицом-директором и надлежащее выполнение своих обязанностей всем личным составом в условиях внеплановой работы: -приказ о снятии рекламы, - штатное расписание, - должностные инструкции-на 8-ми л., -плэй-лист с правками, -расписание эфира, -графики работы на 11 и 12 июля 2011 г., -перечень фактически проделанной работы рекламно-коммерческой службы, -перечень фактически проделанной работы отдела выпуска, -перечень фактически проделанной работы редакции «Раньше всех», -приказ о поощрении. 4. Документы, подтверждающие сложность технологического снятия графики и фрагмента записанной ведущей в кадре: -пояснения режиссера-ассистента Клепиковой, -служебная записка начальника отдела выпуска Плоцкого, -правила технической эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания (ПТЭ-2001). Указ о трауре на территории Российской Федерации был объявлен Президентом Российской Федерации 11.07.2011 года в 17 часов по новосибирскому времени. Сотрудники ОТС узнали об этом позже, только из информации федеральных СМИ, так как механизма оповещения региональных СМИ просто не существует. В целях исполнения данного Указа директором ГУП НСО «ОТС» немедленно было отдано распоряжение об исключении всей рекламной информации и развлекательных программ из эфира ОТС-ТВ. Соответственно, дано распоряжение о привлечении работников предприятия к сверхурочным работам во исполнение Указа Президента РФ, в течение вечера и ночи сотрудниками ГУП НСО «ОТС» были произведены следующие работы: - все имеющиеся рекламные блоки были полностью вырезаны из телевизионного эфира, - вырезана полностью информация «бегущая строка», - установлены по заявленной сетке передач все развлекательные сюжеты в передачах и программах, после чего была произведена работа по удалению их из эфира, -найдены и согласно хронометражу подогнаны, в соответствии с законодательством об авторском праве, имеющимся лицензионным договорам соответствующие информационные, размещены в эфире, -дано указание ведущему утренней развлекательной трехчасовой Телепередачи «Раньше всех» А. Сивохину объявить об Указе Президента РФ и предупредить, что «в связи с объявленным национальным трауром передачи ОТС будут иметь сегодня информационный характер», соответственно ведущий в прямом эфире неоднократно сделал такое заявление, удалил всю развлекательную информацию из Телепередачи, в прямом эфире сотрудники Предприятия заменили сюжеты развлекательные на информационные, -была предпринята попытка прохода на территорию Римского-Корсакова,9, где в арендуемом у Сибирского регионального центра помещении находится эфирная аппаратная, из которой проходит трансляция телепередачи «Прогноз погоды». -была собрана режиссерская бригада для перемонтажа, однако отсутствовали звукорежиссер и инженер АСБ, без которых невозможно было сделать перегон в эфирную аппаратную. -была собрана для перезаписи бригада, однако с 06.00 часов до 9.00 студия была занята- прямая трансляция программы «Раньше всех», затем запись передачи «ДПС», телеоператоры, режиссеры были заняты в производстве видеосъёмок по плану работ. Таким образом, в целях исполнения Указа Президента РФ были предприняты все зависящие от должностного лица действия, направленные на выполнение требования Закона «О рекламе»: удалены из телевизионного эфира все рекламные блоки, удалены все развлекательные телевизионные передачи, заменены на соответствующие информационные либо художественные фильмы, а также в прямом эфире объявлено, что в связи с объявленным национальным трауром передачи ОТС будут заменены на информационные. Однако по независящим от Предприятия и должностного лица реальным причинам в эфир были выданы текстовые сообщения о спонсоре прогноза погоды. Так как текстовые сообщения могут быть удалены только из эфирной аппаратной, которая находится в арендуемом помещении на территории сторонней организации, где существует пропускная система, то сотрудникам Предприятия удалось попасть в эфирную аппаратную только на следующий день, после соответствующей процедуры оформления пропусков, после чего были удалены все оставшиеся текстовые сообщения о спонсорстве в прогнозе погоды. Не размещать же в телевизионном эфире прогноз погоды Предприятие не могло по следующим основаниям. Согласно требованиям п.2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года « 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, гидрометеорологическая информация доводится до жителей г. Новосибирска через средства массовой информации бесплатно в режиме регулярных сообщений. В соответствии с п. 2 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» требования Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Учитывая, что исключить гидрометеорологическую информацию Предприятие было не вправе, а сообщение о спонсорстве интегрировано в аудиовидеозапись, которая производится за 3 дня до размещения в эфире, в связи с этим удалить текстовую информацию технически не представилось возможным. При этом, в течение нескольких часов силами сотрудников Предприятия развлекательные передачи и рекламные видеоролики были удалены и заменены на информационные передачи и художественные фильмы соответствующего содержания. Кроме того, в тот же день была также удалена из эфира вся информация текстовая. ГУП НСО «ОТС» является организацией, ориентированной на социальные передачи, финансируется из государственного бюджета, ранее не привлекалось к административной и иной ответственности, жалоб и заявлений в отношении нашего предприятия в государственные органы не поступало. Директором были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе (отменены развлекательные передачи, исключена вся рекламная информация, ведущий утреннего эфира предупредил зрителей, что в связи с днями национального траура на ОТС будут транслироваться только информационные передачи), не поступило жалоб и заявлений от зрителей, не наступило тяжких последствий, размер причиненного вреда не является значительным. Сотрудники Предприятия по распоряжению директора при исполнении требований Закона «О рекламе» удалили из эфира все развлекательные передачи и рекламные блоки, но, руководствуясь требованиями Федеральных законов № 149-ФЗ и №113-ФЗ, телекомпания не имела право ограничить доступ к информации о состоянии окружающей среды. Кроме того, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости. Однако по независящим от Предприятия и должностного лица реальным причинам в эфир были выданы текстовые сообщения о спонсоре прогноза погоды. Так как текстовые сообщения могут быть удалены только из эфирной аппаратной, которая находится в арендуемом помещении на территории сторонней организации, где существует пропускная система, то сотрудникам Предприятия удалось попасть в эфирную аппаратную только на следующий день, после соответствующей процедуры оформления пропусков, после чего были удалены все оставшиеся текстовые сообщения о спонсорстве в прогнозе погоды. Не размещать же в телевизионном эфире прогноз погоды Предприятие не могло по следующим основаниям. Согласно требованиям п.2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года « 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, гидрометеорологическая информация доводится до жителей г. Новосибирска через средства массовой информации бесплатно в режиме регулярных сообщений. В соответствии с п. 2 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» требования Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Учитывая, что исключить гидрометеорологическую информацию Предприятие было не вправе, а сообщение о спонсорстве интегрировано в аудиовидеозапись, которая производится заранее, до размещения в эфире, в связи с этим удалить текстовую информацию технически не представилось возможным. При этом, в течение нескольких часов силами сотрудников Предприятия развлекательные передачи и рекламные видеоролики были удалены и заменены на информационные передачи и художественные фильмы соответствующего содержания. Кроме того, в тот же день была также удалена из эфира вся информация текстовая. ГУП НСО «ОТС» является организацией, ориентированной на социальные передачи, финансируется из государственного бюджета, ранее не привлекалось к административной и иной ответственности, жалоб и заявлений в отношении нашего предприятия в государственные органы не поступало директором ГУП НСО «ОТС» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе (отменены развлекательные передачи, исключена вся рекламная информация, ведущий утреннего эфира предупредил зрителей, что в связи с днями национального траура на ОТС будут транслироваться только информационные передачи), не поступило жалоб и заявлений от зрителей, не наступило тяжких последствий. Сотрудники Предприятия по распоряжению директора при исполнении требований Закона «О рекламе» удалили из эфира все развлекательные передачи и рекламные блоки, но, руководствуясь требованиями Федеральных законов № 149-ФЗ и №113-ФЗ, не имели права ограничить доступ к информации о состоянии окружающей среды. Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, административный орган не представил. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим административную ответственность. В соответствии с требованиями ст.ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1., 2.7, 24.5, КоАП РФ, ст. ГПК РФ, РЕШИЛ: 1. Заявленные требования удовлетворить. 2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области №06-127/11 от 27 января 2012 года по делу об административном правонарушении о привлечении Бахарева В.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 рублей. 3. Дело об административном правонарушении в отношении Бахарева В.А.- прекратить. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд. Судья: Чистова О.В.