Дело № 12 - 184/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2012 года г. Новосибирск

Центральный суд г. Новосибирска в составе:

судьи Чистовой О.В.

секретаря Голубевой Я.А.

с участием представителей:

от заявителя: Шерстюк Е.М., доверенность от 18.04.2012 года №08/дс-2012,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению директора Государственного унитарного предприятия Новосибирской области «Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети», г. Новосибирск, Бахарева В.А. о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 января 2012 года № 06-127/11 о назначении административного наказания,

установил:

Постановлением о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее- УФАС по НСО) №06-127/11 от 27 января 2012 года, директор Государственного унитарного предприятия Новосибирской области “Дирекция Новосибирской областной телерадиовещательной сети” ( далее –ГУП НСО «ОТС» или Предприятие) привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту- КоАП)- за нарушения требований ч.14 ст. 14 Закона «О рекламе», согласно которой в телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Бахарев В.А. будучи извещён не явился.

Представитель Бахарева В.А. в лице Шерстюк Е.М. просила отменить постановление вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 января 2012 года в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем что по аналогичному административному делу но в отношении юридического лица арбитражным судом постановление отменено.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области будучи извещены в судебное заседание не явились, представили отзыв на жалобу.

Суд, выслушав представителя Бахарева В.А. в лице Шерстюк Е.М., исследовав материалы дела, считает постановление подлежит отмене по следующим основаниям:

В силу части 1 статьи 1.5. КоАП лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Директор ГУП НСО «ОТС» надлежаще исполнил свои служебные обязанности. Однако по независящим от Предприятия и должностного лица реальным причинам в эфир были выданы текстовые сообщения о спонсоре прогноза погоды. Данное обстоятельство не было учтено при вынесении решения административным органом- Новосибирским УФАС.

Материалами дела подтверждается:

1. Документы, подтверждающие необходимость размещения в телевизионном эфире сообщений о метеоусловиях, невозможность отмены сведений о прогнозе погоды:

-письмо Росгидромета №20-09/11,

-письмо Росгидромета №20-15.1/73,

-соглашение о безвозмездном предоставлении информации от 29.12.2010 г.

-договор на оказание информационных услуг от 01.12.2010 г.

-письмо Главы Северного района-1 л.

-письма директоров филиалов и корпунктов о необходимости трансляции погоды по районам Новосибирской области.

2. Документы, подтверждающие нахождение эфирной аппаратной и АСБ (аппаратно-студийного блока), а также рекламно-коммерческой службы в различных помещениях, ограничение пропускного режима:

-договор аренды на нежилое помещение по адресу: Новосибирск, ул. Немировича-данченко,167,-эфирная аппаратная,

-договор аренды на нежилое помещение по адресу: Новосибирск, ул. Римского-Корсакова,9/1,-студия телевидения, АСБ,

-договор аренды РКС в бизнес-центре на ул. Крылова,

-письмо СРЦ,

-ответ филиала ГТРК.

3. Документы, подтверждающие своевременное выполнение своих обязанностей должностным лицом-директором и надлежащее выполнение своих обязанностей всем личным составом в условиях внеплановой работы:

-приказ о снятии рекламы,

- штатное расписание,

- должностные инструкции-на 8-ми л.,

-плэй-лист с правками,

-расписание эфира,

-графики работы на 11 и 12 июля 2011 г.,

-перечень фактически проделанной работы рекламно-коммерческой службы,

-перечень фактически проделанной работы отдела выпуска,

-перечень фактически проделанной работы редакции «Раньше всех»,

-приказ о поощрении.

4. Документы, подтверждающие сложность технологического снятия графики и фрагмента записанной ведущей в кадре:

-пояснения режиссера-ассистента Клепиковой,

-служебная записка начальника отдела выпуска Плоцкого,

-правила технической эксплуатации технических средств телевидения и радиовещания (ПТЭ-2001).

Указ о трауре на территории Российской Федерации был объявлен Президентом Российской Федерации 11.07.2011 года в 17 часов по новосибирскому времени. Сотрудники ОТС узнали об этом позже, только из информации федеральных СМИ, так как механизма оповещения региональных СМИ просто не существует. В целях исполнения данного Указа директором ГУП НСО «ОТС» немедленно было отдано распоряжение об исключении всей рекламной информации и развлекательных программ из эфира ОТС-ТВ. Соответственно, дано распоряжение о привлечении работников предприятия к сверхурочным работам во исполнение Указа Президента РФ, в течение вечера и ночи сотрудниками ГУП НСО «ОТС» были произведены следующие работы:

- все имеющиеся рекламные блоки были полностью вырезаны из телевизионного эфира,

- вырезана полностью информация «бегущая строка»,

- установлены по заявленной сетке передач все развлекательные сюжеты в передачах и программах, после чего была произведена работа по удалению их из эфира,

-найдены и согласно хронометражу подогнаны, в соответствии с законодательством об авторском праве, имеющимся лицензионным договорам соответствующие информационные, размещены в эфире,

-дано указание ведущему утренней развлекательной трехчасовой Телепередачи «Раньше всех» А. Сивохину объявить об Указе Президента РФ и предупредить, что «в связи с объявленным национальным трауром передачи ОТС будут иметь сегодня информационный характер», соответственно ведущий в прямом эфире неоднократно сделал такое заявление, удалил всю развлекательную информацию из Телепередачи, в прямом эфире сотрудники Предприятия заменили сюжеты развлекательные на информационные,

-была предпринята попытка прохода на территорию Римского-Корсакова,9, где в арендуемом у Сибирского регионального центра помещении находится эфирная аппаратная, из которой проходит трансляция телепередачи «Прогноз погоды».

-была собрана режиссерская бригада для перемонтажа, однако отсутствовали звукорежиссер и инженер АСБ, без которых невозможно было сделать перегон в эфирную аппаратную.

-была собрана для перезаписи бригада, однако с 06.00 часов до 9.00 студия была занята- прямая трансляция программы «Раньше всех», затем запись передачи «ДПС», телеоператоры, режиссеры были заняты в производстве видеосъёмок по плану работ.

Таким образом, в целях исполнения Указа Президента РФ были предприняты все зависящие от должностного лица действия, направленные на выполнение требования Закона «О рекламе»: удалены из телевизионного эфира все рекламные блоки, удалены все развлекательные телевизионные передачи, заменены на соответствующие информационные либо художественные фильмы, а также в прямом эфире объявлено, что в связи с объявленным национальным трауром передачи ОТС будут заменены на информационные.

Однако по независящим от Предприятия и должностного лица реальным причинам в эфир были выданы текстовые сообщения о спонсоре прогноза погоды. Так как текстовые сообщения могут быть удалены только из эфирной аппаратной, которая находится в арендуемом помещении на территории сторонней организации, где существует пропускная система, то сотрудникам Предприятия удалось попасть в эфирную аппаратную только на следующий день, после соответствующей процедуры оформления пропусков, после чего были удалены все оставшиеся текстовые сообщения о спонсорстве в прогнозе погоды. Не размещать же в телевизионном эфире прогноз погоды Предприятие не могло по следующим основаниям.

Согласно требованиям п.2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года « 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, гидрометеорологическая информация доводится до жителей г. Новосибирска через средства массовой информации бесплатно в режиме регулярных сообщений. В соответствии с п. 2 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» требования Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Учитывая, что исключить гидрометеорологическую информацию Предприятие было не вправе, а сообщение о спонсорстве интегрировано в аудиовидеозапись, которая производится за 3 дня до размещения в эфире, в связи с этим удалить текстовую информацию технически не представилось возможным. При этом, в течение нескольких часов силами сотрудников Предприятия развлекательные передачи и рекламные видеоролики были удалены и заменены на информационные передачи и художественные фильмы соответствующего содержания. Кроме того, в тот же день была также удалена из эфира вся информация текстовая.

ГУП НСО «ОТС» является организацией, ориентированной на социальные передачи, финансируется из государственного бюджета, ранее не привлекалось к административной и иной ответственности, жалоб и заявлений в отношении нашего предприятия в государственные органы не поступало. Директором были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе (отменены развлекательные передачи, исключена вся рекламная информация, ведущий утреннего эфира предупредил зрителей, что в связи с днями национального траура на ОТС будут транслироваться только информационные передачи), не поступило жалоб и заявлений от зрителей, не наступило тяжких последствий, размер причиненного вреда не является значительным. Сотрудники Предприятия по распоряжению директора при исполнении требований Закона «О рекламе» удалили из эфира все развлекательные передачи и рекламные блоки, но, руководствуясь требованиями Федеральных законов № 149-ФЗ и №113-ФЗ, телекомпания не имела право ограничить доступ к информации о состоянии окружающей среды. Кроме того, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Однако по независящим от Предприятия и должностного лица реальным причинам в эфир были выданы текстовые сообщения о спонсоре прогноза погоды. Так как текстовые сообщения могут быть удалены только из эфирной аппаратной, которая находится в арендуемом помещении на территории сторонней организации, где существует пропускная система, то сотрудникам Предприятия удалось попасть в эфирную аппаратную только на следующий день, после соответствующей процедуры оформления пропусков, после чего были удалены все оставшиеся текстовые сообщения о спонсорстве в прогнозе погоды. Не размещать же в телевизионном эфире прогноз погоды Предприятие не могло по следующим основаниям.

Согласно требованиям п.2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года « 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, гидрометеорологическая информация доводится до жителей г. Новосибирска через средства массовой информации бесплатно в режиме регулярных сообщений. В соответствии с п. 2 части 2 статьи 2 Закона «О рекламе» требования Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Учитывая, что исключить гидрометеорологическую информацию Предприятие было не вправе, а сообщение о спонсорстве интегрировано в аудиовидеозапись, которая производится заранее, до размещения в эфире, в связи с этим удалить текстовую информацию технически не представилось возможным. При этом, в течение нескольких часов силами сотрудников Предприятия развлекательные передачи и рекламные видеоролики были удалены и заменены на информационные передачи и художественные фильмы соответствующего содержания. Кроме того, в тот же день была также удалена из эфира вся информация текстовая.

ГУП НСО «ОТС» является организацией, ориентированной на социальные передачи, финансируется из государственного бюджета, ранее не привлекалось к административной и иной ответственности, жалоб и заявлений в отношении нашего предприятия в государственные органы не поступало директором ГУП НСО «ОТС» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе (отменены развлекательные передачи, исключена вся рекламная информация, ведущий утреннего эфира предупредил зрителей, что в связи с днями национального траура на ОТС будут транслироваться только информационные передачи), не поступило жалоб и заявлений от зрителей, не наступило тяжких последствий. Сотрудники Предприятия по распоряжению директора при исполнении требований Закона «О рекламе» удалили из эфира все развлекательные передачи и рекламные блоки, но, руководствуясь требованиями Федеральных законов № 149-ФЗ и №113-ФЗ, не имели права ограничить доступ к информации о состоянии окружающей среды.

Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, административный орган не представил.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим административную ответственность. В соответствии с требованиями ст.ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1., 2.7, 24.5, КоАП РФ, ст. ГПК РФ,

РЕШИЛ:

1.                      Заявленные требования удовлетворить.

2.                      Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области №06-127/11 от 27 января 2012 года по делу об административном правонарушении о привлечении Бахарева В.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 рублей.

3.                      Дело об административном правонарушении в отношении Бахарева В.А.- прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд.

Судья: Чистова О.В.