Дело № 12-407/2012



Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело -

407

/2012

Р Е Ш Е Н И Е

05

сентября

2012 г.

Судья Центрального районного суда <адрес> Бутырин А.В.,

при секретаре судебного заседания

с участием:

прокурора

Варенниковой Ю.И.,

Еськовой Ю.С.

защитников

представителя Департамента по охране

животного мира <адрес>

Бегченковой О.И.

Чолий Д.А.

Шавриной Ю.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чолий на постановление заместителя руководителя Департамента по охране животного мира <адрес> Гога П.В. о привлечении Чолий к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Департамента по охране животного мира <адрес> Гога П.В. Чолий признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Чолий А.И. обратился в суд с жалобой на данное постановление заместителя руководителя Департамента по охране животного мира <адрес>.

В жалобе заявитель указал, что с постановлением не согласен, поскольку Государственным инспектором Доплером С.Н. установлен и нашел отражение в протоколе тот факт, что Чолий А.И. находился на территории охотничьего хозяйства «Каргатское» <адрес> в 10-ти км на юг от <адрес> с расчехленным охотничьим оружием ИЖ 27Е кал. 12/70 без разрешения на право добычи охотничьих ресурсов на данной территории, а также в закрытые сроки охоты. Заявителем не отрицался при составлении протокола об административном правонарушении и в настоящее время не оспаривается факт наличия при нем расчехленного огнестрельного оружия, констатацией именно данного факта является его подпись в протоколе. Однако доказательств того, что расчехленное огнестрельное оружие было заряжено и то, что Чолий А.И. производил охоту (добывание объектов животного мира) в том понимании, как трактует это действующее законодательство, в материалах дела не имеется. Более того, отсутствие данного обстоятельства подтверждается имеющимися в материалах дела объяснениями Гербера К.А. и Доплера С.Н., а также установлено и не опровергается материалами проверки, проведенной прокуратурой <адрес> по данному факту. При обстоятельствах, изложенных в материалах данного административного производства, в постановлении по делу об административном правонарушении, Чолий А.И охоту не производил, поскольку ружье заряжено не было. Указанный вывод подтвержден материалами дела, показаниями свидетелей. С учетом данных обстоятельств, оснований полагать, что применительно к изложенному выше законодательству Чолий А.И. производил охоту, не имеется. В п.5 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ содержится понятие охоты, как деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием, добычей. Однако доказательств такой деятельности Чолием А.И. в материалах дела не имеется. При этом материалами дела подтвержден тот факт, что оружие не было заряжено. Как следует из материалов дела, а так же показаний свидетелей, ДД.ММ.ГГГГ Чолий А.И. находился на территории охотничьего хозяйство «Каргатское» <адрес> в 10 км на юг от <адрес> с расчехленным оружием без разрешения на право добычи объектов животного мира. При таких обстоятельствах оснований полагать, что Чолий А.И. при обстоятельствах, указанных в постановлении, занимался охотой, т.е. добыванием объектов животного мира, отсутствуют. При вынесении департаментом по охране животного мира <адрес> постановления об административном правонарушении в отношении Чолий А.И. не рассматривался вопрос места нахождения заявителя по отношению к охотничьему хозяйству «Каргатское», не нашло отражения в материалах административного производства, и как следствие не давалась правовая оценка при вынесении постановления тому факту, что он находился с незаряженным, расчехленным оружием в разобранном виде на дороге общего пользования. Однако в рамках действующего законодательства, данное обстоятельство является существенным для квалификации моих действий по ч.1 ст.8.37 КоАП. Нахождение граждан с расчехленным оружием на дорогах общего пользования не регулируется Правилами добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее: Правила добывания), не может квалифицироваться как нарушение п. 7 Правил добывания, в связи с чем, не может повлечь ответственность по ст.8.37 ч.1 КоАП РФ за нарушение правил охоты. Согласно пояснениям заявителя, имеющимся в материалах проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, и показаниями свидетелей, являющихся очевидцами произошедшей ситуации, подтверждается, что Чолий А.И. по пути следования от <адрес> по направлению до <адрес> остановился на дороге с целью произвести пристрелку своего огнестрельного оружия после произведенного ремонта (выстрел произведен не был, оружие не было заряжено). Данное обстоятельство, в том числе, не опровергается материалами административного дела. Таким образом, в момент составления государственным инспектором административного протокола, заявитель находился с незаряженным разобранным, расчехленным оружием на дороге общего пользования. Нахождение с расчехленным разобранным оружием на дорогах общего пользования не входит в понятие охоты или приравненных к охоте действий. При рассмотрении заместителем руководителя департамента по охране животного мира
<адрес> материалов дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление где указано, что «обстоятельства, изложенные в протоколе подтверждаются также объяснениями Чолий А.И.». Указанный в постановлении довод является ложным, искажающим смысл данных заявителем объяснений по обстоятельствам произошедшего и трактуется органом в негативном для лица, привлекаемого к административной ответственности,
смысле. Согласно данным Чолий А.И. пояснениям по обстоятельствам произошедшего в рапорте прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и объяснении от ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки (служебного расследования): он выехал от населенного пункта <адрес> более 1 км, для того, чтобы произвести пристрелку своего огнестрельного оружия после произведенного ремонта приклада. О том, что он находился на территории какого-либо охотничьего угодья, ему не было известно. Охоту он не производил и объекты животного мира не добывал. Объективно в материалах, послуживших основанием для возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении, не представлено доказательств того, что в том месте, на дороге общего пользования, где он находился, а также в пути следования до этого места от <адрес> по направлению до <адрес> имелись какие-либо информационные щиты, стенды, иные наглядные знаки, свидетельствующие о моем нахождении на территории охотхозяйства «Каргатское» РООиР. Ссылки в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, якобы указывающие на наличие его вины тех фактов, что он согласился с составленным административным протоколом в отношении него по ст. 8.37 ч.1 КоАП РФ, в том числе с его содержанием, а также того, что в рапорте прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он признал совершение им административного правонарушения, являются необоснованными, так как им дана ненадлежащая оценка. В указанных документах при подписании им административного протокола, а также написания рапорта об административном правонарушении он лишь констатировал факт имевших место обстоятельств и прежде всего того, что не оспаривал факта наличия при нем расчехленного огнестрельного оружия. На месте составления административного протокола по поводу его отношения к произошедшему подробные объяснения не отбирались и не давались, при этом он считал и считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. В соответствии с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по результатам
проведенной проверки, заявителю вменялось нарушение п.1 Типовых правил охоты в РСФСР, выразившееся в нахождении на территории охотничьих угодий с расчехленным огнестрельным оружием ИЖ-27Е без разрешения на право добычи объектов животного мира, вне сроков охоты. Фактов, подтверждающих добывание им объектов животного мира, ни протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ни результатами проверки, проведенной прокуратурой <адрес> не установлено. Согласно вынесенного ДД.ММ.ГГГГ постановления по делу об административном правонарушении заявителю уже вменен п.7 «Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому при добывании объектов животного мира лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а также разрешение МВД на право хранения и ношения оружия. Событие административного правонарушения, как оно изложено в протоколе об административном правонарушении и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не соответствует изложенному в постановлении по делу об административном правонарушении. Признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, не вменялись и в его действиях не доказаны. Данное несоответствие постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности является нарушением прав заявителя на объективное рассмотрение административного дела, а так же прав на его защиту. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие Чолий А.И., в отсутствии подтверждений надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ руководителем департамента по охране животного мира <адрес> вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела, вызове лица в отношении которого ведется производство по делу на ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов. ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя департамента по охране животного мира <адрес> в отношении него вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого на основании ч.1 ст.8.37 КоАП РФ он подвергнут административному взысканию в виде штрафа в сумме 1 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> доставлено почтовое отправление с вложенным в него определением о назначении времени и места рассмотрения дела. Таким образом, заявитель был уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него уже после его рассмотрения. Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие Чолий А.И лишило его возможности воспользоваться предоставленными ч.1 ст.25.1 КоАП РФ процессуальными правами, нарушило принцип объективности рассмотрения административного дела и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.

Заявитель в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела по жалобе в его отсутствие.

В судебном заседании защитники Бегченкова О.И., действующая на основании ордера, Чолий Д.А., действующая на основании доверенности, на жалобе настаивали, просили отменить постановление по изложенным в жалобе, а также письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, доводам.

Представитель административного органа Департамента по охране животного мира <адрес> Шаврина Ю.Б. просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая вынесенное постановление законным и обоснованным.

Суд, заслушав защитников, представителей административного органа, заключение прокурора, также полагавшего постановление законным и обоснованным исследовав материалы дела, считает, что постановление заместителя руководителя Департамента по охране животного мира <адрес> Гога П.В. о привлечении Чолий А. И. к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение. При этом суд исходит из следующего.

Согласно статье 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях - жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьёй единолично, проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело

Статья 8.37 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил охоты.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором межрайонного оперативного отдела департамента по охране животного мира <адрес> Доплером С.Н. в отношении Чолий А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.37 ч.1 КоАП РФ, за нарушение п. 7 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.37 ч.1 КоАП РФ, и направлении материалов проверки для рассмотрения по существу в департамент по охране животного мира <адрес>.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя департамента по охране животного мира <адрес>, Чолий А.И. подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей за совершение административного правонарушения по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, а именно: нахождение на территории охотничьего хозяйства «Каргатское» <адрес> в 10-ти км на юг от <адрес> с расчехленным охотничьим оружием ИЖ 27Е кал. 12/70 без разрешения на право добычи охотничьих ресурсов на данной территории, а так же в закрытые сроки охоты, чем нарушил пункт 7 «Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», которым установлено, что при добывании объектов животного мира лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а так же разрешение МВД на право хранения и ношения оружия. Таким образом, Чолием А.И. совершены деяния, которые по совокупности признаков, определенных п.7 «Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), являются нарушением правил охоты.

Вместе с тем, судом в ходе рассмотрения жалобы установлены существенные нарушения процессуальных норм, что является основанием к отмене вынесенного постановления.

Как указывает заявитель ДД.ММ.ГГГГ руководителем департамента по охране животного мира <адрес> вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела, вызове лица в отношении которого ведется производство по делу на ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов, которое было получено заявителем лишь ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Таким образом, заявитель был уведомлен о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него уже после его рассмотрения, что лишило его возможности воспользоваться предоставленными ч.1 ст.25.1 КоАП РФ процессуальными правами, нарушило принцип объективности рассмотрения административного дела и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения по жалобе нашли подтверждение, что является основанием к отмене вынесенного с существенным нарушением процессуальных требований постановления, поскольку указанные нарушения норм процессуального права, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, в связи с чем, оснований для прекращения дела не имеется.

При этом судом не принимается довод защитников о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 2 месяца, так как установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности 1 год может быть применен только к правонарушениям в области охраны окружающей среды, к которым часть 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть отнесена, поскольку устанавливает порядок природопользования.

Приходя к выводу о том, что срок давности, составляющий в случае привлечения заявителя к административной ответственности один год с момента совершения административного правонарушения, суд руководствуется следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (часть 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Охота является одним из видов пользования животным миром (статья 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире»).

Согласно статье 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» пользователи животным миром обязаны, в частности, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что общественные отношения в области охоты как вида природопользования регулируются законодательством об охране окружающей среды.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил охоты, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.

Постановление заместителя руководителя Департамента по охране животного мира <адрес> Гога П.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чолия к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Департамента по охране животного мира <адрес> Гога П.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чолия к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение, удовлетворив частично жалобу заявителя в части отмены постановления.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В.Бутырин