Судья Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской обл. Шуткарина Т.В. С участием государственного обвинителя прокуратуры Центрального районного суда г. Новокузнецка Якуньковой Т.Е. Подсудимой: Клочковой Потерпевшей: А. Защитника: адвоката юридической консультации г. Новокузнецка Черкасовой Л.Н. При секретаре: Салминой И.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 23 сентября 2011 г. дело по обвинению: Клочковой в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ, У С Т А Н О В И Л: Органами предварительного расследования Клочкова обвиняется в нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение смерти человека, при следующих обстоятельствах: Клочкова, назначенная на должность директора ЗАО «П» протоколом заседания совета директоров ЗАО «П» от 11 октября 2006 года, являясь лицом, на которое в установленном законом порядке согласно должностной инструкции, утвержденной 15.05.2006 г. Клочковой как директором ЗАО «П», и ознакомленная с ней 15.05.2006г., возложены обязанности по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, обязанная знать трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда, обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации оборудования, технологических процессов, совершила нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда при следующих обстоятельствах: Клочкова Р.И. в соответствии с должностной инструкцией, обязанная обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда, приказом № 59-кд от 12.05.2011 года перевела работника предприятия А, принятого на работу в ЗАО «П» на основании трудового договора от 20.02.2002 года, приказа о приеме на работу от 20.02.2002г., на должность машиниста катка 5 разряда с 13.05.2011 года, не имеющего необходимой квалификации и права управления автотранспортным средством данной категории, тем самым, нарушив правила техники безопасности и иные правила охраны труда, допустила лицо к самостоятельной работе в качестве машиниста катка, при отсутствии разрешительной записи о наличии квалификации в разделе особых отметок удостоверения тракториста - машиниста (тракториста), соответствующей профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятому, и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367 с января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. В результате неосторожных действий директора при не соблюдении техники безопасности и иных правил охраны труда, выразившихся в допуске к самостоятельной работе машиниста катка А, не имеющего удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, при проведении работ 23.05.2011 года около 15 ч. 30 мин., находясь на объекте по благоустройству сквера им. «Е» возле дома по ул. Е г. Новокузнецка Кемеровской области, машинист А. осуществляя работы на вышеуказанном катке по уплотнению нефракционного шлака на верхней площадке, включив задний ход, нарушая правила техники безопасности вследствие отсутствия квалификации и права управления автотранспортного средства данной категории, покинул кабину транспортного средства с работающим двигателем, подойдя к задним колесам движущегося катка, нарушив п. 11 «Инструкции по охране труда машинистов катков самоходных с гладкими вальцами ИОТР - 66-21-2009», попал под задние колеса движущегося транспортного средства, получив тупую травму грудной клетки в виде внутрикожных кровоизлияний задней поверхности грудной клетки в межлопаточной области, с кровоизлиянием в подлежащие жировую клетчатку, полных косопоперечных разгибательных переломов 5-8 ребер справа по задней подмышечной линии и 9-10 ребер справа по лопаточной линии, с разрывами пристеночной плервы, полных поперечных сгибательных переломов 2-10 ребер справа по сред неключичной и 2-8 ребер слева по средней подмышечной линиям, чрез плеврального разрыва верхней доли правого легкого, сквозных разрывов перикарда и передней стенки правого предсердия, кровоизлияниями в просветы превральных полостей; две ссадины лобной области справа, одну ссадину верхнего века правого глаза с переходом на правую височную область, одну ссадину правой щечной области, одну ссадину лобной области по срединой линии, одну ссадину в области внутреннего конца правой надбровной дуги, одну ссадину спинки носа, одну ссадину кончика носа с переходом на его правое крыло, одну ссадину в подбородочной области, две ссадины левой боковой поверхности шеи, одну ссадину передней поверхности грудной клетки в нижней трети слева по среднеключичной линии, десять ссадин слева между среднеключичной и переднеподмышечной линиям, одну ссадину справа по среднеключичной линии, три ссадины правой боковой поверхности грудной клетки по средней подмышечной линии, одну ссадину наружной поверхности правого предплечья в средней трети, восемь ссадин внутренней поверхности левого локтевого сустава с переходом на верхнюю треть предплечья, одну ссадину внутренней поверхности левого предплечья в нижней трети, одну ссадину тыльной поверхности левого лучезапястного сустава, одну ссадину в области 3-го пальца правой кисти в проекции основной фаланги, одну ссадину боковой поверхности левого бедра в средней трети, одну ссадину переднебоковой поверхности левого бедра в нижней трети, одну ссадину передневнутренней поверхности левой голени в верхней трети, двадцать три ссадины передненаружной поверхности левой голени в верхней и средней трети, передненаружной поверхности левой голени в верхней и средней трети, четыре ссадины передневнутренней поверхности провой голени в верхней трети, пять ссадин передневнутренней поверхности правой голени в средней трети; кровоподтеки в виде точечных внутрикожных кровоизлияний в средних отделах грудной клетки и брюшной стенки справа, передненаружной поверхности правого и левого бедер; множественные кровоподтеки на левом бедре, левой и правой голени, левом плече и предплечье; одну рвано - ушибленную рану лобной области справа, одну рвано - ушибленную рану правой скуловой области, одну рвано - ушибленную рану правого ската носа, одну рвано -ушибленную рану нижней губы слева, одну рвано - ушибленную рану подбородочной области по срединной линии; кровоизлияния в кожно-мышечный лоскут головы в проекции лобной области слева с переходом на левую височную область, височной области справа, левой теменной и затылочной областей, с отслойкой кожно-мышечного лоскута от костей свода черепа. Указанные выше повреждения квалифицируются в совокупности как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. В результате острой кровопотери, развившейся вследствие тяжелой тупой травмы грудной клетки, с множественными двусторонними переломами ребер, разрывом верхней доли правого легкого, перикада и передней стенки правого предсердия, сопровождавшейся явлениями механической компрессионной асфиксии, наступила по неосторожности смерть А, на месте происшествия. Тем самым Клочкова не назначила приказом лицо, ответственного за безопасную эксплуатацию дорожной техники на участке, а также допустила к самостоятельной работе машиниста катка А не имеющего удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, чем нарушила правила техники безопасности и иных правил охраны труда, а именно: - ст.22 Трудового Кодекса РФ, устанавливающей, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; - ст. 211 Трудового Кодекса РФ, устанавливающей, что государственные абз.1 ч.2, ч.1 ст. 212 Трудового Кодекса РФ, в силу которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; п. 1.1.3. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 28 от 12.05.2003, в силу которого работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации; п. 2.3.1.5. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 28 от 12.05.2003, в силу которого управлять автотранспортным средством на территории организации разрешается только водителям или работникам, назначенным приказом по организации, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом АТС; п. 10.19. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 28 от 12.05.2003, в силу которого работники, занятые на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, допускаются к самостоятельной работе только после курсового обучения по типовым программам, сдачи экзаменов в установленном порядке и получения удостоверения на право производства работ и обслуживания определенного оборудования; - п. 1.19.1. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации - п. 1.33. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, в силу которого персонал, эксплуатирующий транспортные средства, должен быть обучен, аттестован, допущен к самостоятельной работе в установленном п. 4.1.2. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, в силу которого ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации; п. 4.1.5. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, в силу которого ответственность за безопасную эксплуатацию и а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, - на руководителей транспортных цехов; б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, - на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства; п.п. «в, д» п. 4.1.6. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, в силу которого руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают п.п. «г» п. 4.1.13. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации п. 8.3. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, согласно которому к управлению транспортными средствами могут допускаться работники не моложе 18 лет, соответствующие по своим физическим, физиологическим, психологическим и другим данным характеру выполняемых работ и виду (типу) транспортного средства, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным методам и приемам труда, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории; п.п. «в» п. 8.6. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый. колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, согласно которому водители транспортных средств должны знать и выполнять правила устройства и безопасной эксплуатации транспортных средств; п. 4.1.2. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, согласно которому ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации: п.п. «е» п. 4.1.6. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, согласно которому руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда; п. 2.11. должностной инструкции директора ЗАО «П», в силу которого на директора возложены обязанности по принятию мер по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда; п. 2.11. должностной инструкции директора ЗАО «П», в силу которого на директора возложены обязанности по изданию приказа о распределении обязанностей по обеспечению охраны труда при производстве работ, эксплуатации зданий, сооружений и других объектов предприятия. В результате неосторожных действий Клочковой, которая, имея реальную возможность для выполнения своих обязанностей, нарушила правила техники безопасности и иные правила охраны труда, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих деяний, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий - в виде смерти А, которые могли наступить вследствие допуска к самостоятельной работе машиниста катка А, не имеющего удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, а также при отсутствии лица, назначенного за соблюдением правил техники безопасности, что повлекло по неосторожности смерть человека. В ходе судебного заседания потерпевшая А. обратилась в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела, пояснила, что в настоящее время Клочкова полностью загладила причиненный ей вред, они примирились с подсудимой, поэтому просит дело прекратить в связи с примирением. Подсудимая Клочкова, государственный обвинитель и защитник подсудимой против прекращения дела не возражают, с заявлением о прекращении дела Клочкова обратилась до удаления суда в совещательную комнату, поэтому суд считает, что заявленное ходатайство подлежит удовлетворению. Клочкова впервые привлекается к уголовной ответственности, совершила преступление, которое является преступлением средней тяжести, полностью возместила причиненный потерпевшей вред, потерпевшая А. не желает привлекать Клочкову к уголовной ответственности, поэтому в силу ст. 25 УПК РФ подсудимая может быть освобождена от уголовной ответственности. Руководствуясь ст. 25 УПК РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по уголовному делу в отношении Клочковой по ч. 2 ст. 143 УК РФ прекратить за примирением потерпевшей с подсудимой. Меру пресечения Клочковой - обязательство о явке - отменить. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток. Председательствующий: Т.В. Шуткарина
нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда;
промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт),
утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, в силу которого обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов;
порядке и ему создаются условия для безопасного и безаварийного производства работ, включая техническое и организационное обеспечение этих работ, обеспечение средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, четкое распределение обязанностей и ответственности среди исполнителей работ. Водители транспортных средств к работе допускаются после прохождения предрейсового медицинского осмотра, проверки наличия соответствующих документов на право управления данной категорией транспорта, путевого листа, документов на груз;
техническое состояние транспортных средств следует возлагать:
допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа; проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;
промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт),
утвержденных постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации № 18 от 07.07.1999, согласно которому работник, ответственный за безопасною эксплуатацию транспортных средств, проверяет у водителей транспортных средств при выдаче путевого листа наличие удостоверения на право управления транспортным средством данной категории и не допускает к управлению транспортным средством водителей, не имеющих соответствующего удостоверения;