РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего Дуровой И.Н.
При секретаре Бабенковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
12 августа 2010 года
гражданское дело по искам Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах Российской Федерации к Федеральному бюджетному учреждению ИК– 12 о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к Федеральному бюджетному учреждению ИК – 12 о понуждении к совершению действий. Просит:
-обязать администрацию ФБУ ИК -12 обработать деревянные конструкции чердачных перекрытий всех зданий учреждения противопожарным составом;
- обязать администрацию ФБУ ИК -12 оборудовать административное здание автоматической системой пожарной сигнализации;
- обязать администрацию ФБУ ИК -12 оборудовать складские помещения ФБУ ИК – 12 автоматической системой пожарной сигнализации;
- обязать администрацию ФБУ ИК -12 оборудовать стояночные боксы ФБУ ИК -12 автоматической пожарной сигнализацией.
Установить ответчику срок, в течение которого, указанные действия должны быть исполнены.
Требования мотивированы тем, что Администрацией в ИК – 12 не в полном объеме выполняются требования законодательства о пожарной безопасности. Так, в нарушение требований ст. 4 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 деревянные конструкции чердачных перекрытий всех зданий учреждения не обработаны противопожарным составом; в нарушение требования ст. 54 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. стояночные боксы не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, помещение штаба не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, складские помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации. Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению осужденных в случае пожара, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. В соответствии с уставом учреждения финансирование осуществляет ГУФСИН России по Кемеровской области через органы Федерального казначейства.
Определением от 25.05.2010г. дела по искам Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в интересах Российской Федерации к ФБУ ИК – 12 о понуждении к совершению действий, были объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просит:
-обязать администрацию ФБУ ИК -12 обработать деревянные конструкции чердачных перекрытий всех зданий учреждения: три общежития (все жилые объекты), больницы, помещения банно-прачечного комбината противопожарным составом;
- обязать администрацию ФБУ ИК -12 оборудовать административное здание автоматической системой пожарной сигнализации;
- обязать администрацию ФБУ ИК -12 оборудовать складские помещения ФБУ ИК – 12 автоматической системой пожарной сигнализации;
- обязать администрацию ФБУ ИК -12 оборудовать стояночные боксы ФБУ ИК -12 автоматической пожарной сигнализацией.
Установить ответчику срок, в течение которого указанные действия должны быть исполнены.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Федосеев Ю.М. поддержал исковые требования в полном объеме, подтвердил, что требования предъявлены только к ФБУ ИК-12. ГУФСИН РФ по Кемеровской области является заинтересованным лицом по делу как лицо, финансирующее ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика ФБУ ИК -12 и третьего лица ГУФСИН РФ по Кемеровской области Трухина Н.В., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения исков возражала, суду пояснила, что в этом году денежных средств на устранение выявленных нарушений не будет выделено.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требованиями ст. 3 ФЗ Федерального закона N 69-ФЗ установлена система обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя: создание пожарной охраны и организацию ее деятельности, разработку и осуществление мер пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности, техническое обеспечение, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В силу ст. 37, ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 315 утверждены нормы пожарной безопасности - «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими системами пожарной сигнализации» (НПБ-110-03).
Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям, сооружениям, помещениям, и обязывают защищать здания общежитий и здания административно-бытового назначения независимо от площади и этажности автоматическими установками пожарной сигнализации и дымовыми пожарными извещателями (п. 6.1, 9 Приложения к НПБ 110-03, п. 3 Приложения к Приказу МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315).
В судебном заседании, установлено, что деревянные конструкции чердачных перекрытий всех зданий учреждения не обработаны противопожарным составом (в нарушение СНиП 2.01.02-85); стояночные боксы не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, помещение штаба не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, складские помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, установлено нарушение со стороны Федерального бюджетного учреждения ИК – 12 требований пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью работников учреждения и осужденных, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд находит необоснованным возражения представителя ответчика о том, что прокурор не вправе заявлять настоящие иски. Суд усматривает, что настоящий иск подан в защиту неопределенного круга лиц, которым могут быть признаны лица, проживающие в жилых помещениях ответчика и посещающие нежилые здания ответчика. Возражения ответчика и третьего лица, что круг лиц является определенным – осужденных, отбывающих наказание в ФБУ ИК-12, является неверным. Иск предъявлен в целях предупреждения причинения вреда как работникам ответчика, посещающих здания, так и осужденных, которые отбывают или будут отбывать там наказание. Учитывая возможность увольнения работников, а также перемещение осужденных, прибытие новых осужденных круг лиц является неопределенным.
Также необоснованны возражения ответчика о том, что прокурор не вправе осуществлять надзор за исполнением подзаконных актов. В силу ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Таким образом, предъявляя иск, направленный на охрану жизни и здоровья в том числе отбывающих наказание лиц, прокурор не превышает предоставленные ему полномочия.
Обязанность соблюдения прокурором досудебного порядка урегулирования спора законодательством не предусмотрена, поэтому необоснованны возражения ответчика и третьего лица об обязанности предварительного до обращения в суд вынесения представления.
Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
ГУФСИН России по Кемеровской области является территориальным органом управления уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 9 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или ведении органов государственной власти, осуществляется исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ в России установлено казначейское исполнение бюджетов.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ ГУФСИН России по Кемеровской области имеет право распределять бюджетные средства по подведомственности распорядителям и получателям бюджетных средств.
Из возражений на исковое заявления ГУФСИН России по Кемеровской области видно, что средства для установки автоматической пожарной сигнализации из федерального бюджета поступают по целевой статье Номер обезличен, вид расходов Номер обезличен, экономическая классификация Номер обезличен. В Дата обезличена году из запрошенных по смете во ФСИН России денежных средств в размере Номер обезличен млн. рублей, необходимых для оснащения автоматической пожарной сигнализацией учреждений уголовно – исполнительной системы Кемеровской области, поступили из федерального бюджета в ГУФСИН России по Кемеровской области – Номер обезличен млн. рублей.
Отсутствие достаточного финансирования работ по противопожарной безопасности не может служить основанием для отказа в иске. Кроме того, суд учитывает, что невыполнение вышеуказанных требований законодательства о противопожарной безопасности угрожает жизни и здоровью лиц, посещающих здания ответчика.
Учитывая мнение представителей сторон, необходимость отбора подрядной организации для проведения требуемых работ на конкурсной основе, суд считает возможным установить ответчику срок до Дата обезличена г. для:
- обработки деревянных конструкции чердачных перекрытий всех зданий учреждения: три общежития (все жилые объекты), больницы, помещения банно-прачечного комбината противопожарным составом;
- оборудования административного здания автоматической системой пожарной сигнализации;
- оборудования складских помещений ФБУ ИК – 12 автоматической системой пожарной сигнализации;
- оборудования стояночных боксов ФБУ ИК -12 автоматической пожарной сигнализацией.
Суд находит, что указанный срок будет отвечать интересам всех сторон и является реальным для ответчика.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая то, что истец освобожден от уплаты пошлины при подаче иска, иск удовлетворен, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере Номер обезличен руб.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 12 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в срок до Дата обезличена г.:
- обработать деревянные конструкции чердачных перекрытий зданий учреждения: общежития Номер обезличен по ... корп. ..., общежития Номер обезличен по ... корп. ..., общежития Номер обезличен по ... корп. ... административно-жилого здания (назначение – больница) по ... корп. ... здания штрафного изолятора по ... корп. ..., здания бани-санпропускника (назначение - банно-прачечный комбинат) по ... корп. ... противопожарным составом;
- оборудовать административное здание (назначение – штаб) по ... корп. ... автоматической системой пожарной сигнализации;
- оборудовать здание картофелехранилища по ... корп. ... (назначение – склад) ФБУ ИК – 12 автоматической системой пожарной сигнализации;
- оборудовать нежилое здание казармы Номер обезличен (назначение – стояночные боксы, административные помещения) по ... корп. 2 ФБУ ИК -12 автоматической системой пожарной сигнализации.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 12 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере Номер обезличен руб.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий И.Н. Дурова