Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе
Председательствующего судьи Пышкиной О. В.
При секретаре Сальниковой Е. Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 09 июля 2010 года гражданское дело по заявлению Ромашкиной Е.В. о признании незаконным решения Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка и бездействия Управления по земельным ресурсам и землеустройству,
У с т а н о в и л:
Ромашкина Е. В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными решение Инспекции ФНС России по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка и бездействия Управления по земельным ресурсам и землеустройству гор. Новокузнецка.
Требования мотивированы тем, что ХХХ года на основании договора купли-продажи земельного участка №Х, заключенного между Ромашкиной Е. В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом гор. Новокузнецка, заявитель стала собственником земельного участка общей площадью Х кв.м., расположенного по адресу: гор. Х, ул. Х.
ХХХ года на основании налогового уведомления, предоставленного налоговым органом – инспекций ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка, уплатила земельный налог за 2008 год в размере ХХХ руб.
ХХХ г. получила от налогового органа налоговое уведомление №Х о необходимости уплаты земельного налога за 2009 г. в срок до 01.04.2010 года в сумме ХХХ руб.
По непонятным причинам налоговое обязательство, обусловленное фактом владения на праве собственности земельным участком, увеличилось в 7,5 раз.
Считает, что требование об уплате налога в обозначенной сумме, содержащееся в налоговом уведомлении №Х от ХХХ г., нарушает ее права и свободы. Указанным требованием незаконно возложено обязательство по уплате налога.
В соответствии с актом цены земельного участка, являющимся приложением к Договору купли-продажи земельного участка №Х, кадастровая стоимость земли по состоянию на ХХХ г. составляла ХХХ руб.
С учетом указанной кадастровой стоимости был уплачен земельный налог за 2008 года в сумме ХХХ руб.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Поскольку порядок определения налоговой базы по земельному налогу, утвержденный НК РФ, по настоящий момент не изменился, и сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка доведены не были, заявитель считает, что размер налогового обязательства по земельному налогу в 2009 году не должен был изменен. Размер земельного налога, подлежащий уплате должен составлять ХХХ руб.
В нарушение п.14 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра не выполнили по отношению к заявителю предусмотренную законом обязанность по доведению до сведения налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка. Однако при этом в налоговом уведомлении №Х от ХХХ года кадастровая стоимость земельного участка была изменена.
Так как представленное Инспекцией ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка в адрес заявителя налоговое уведомление №Х от ХХХ г. не соответствует действующему законодательству РФ, в том числе законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы, предусматривающие конституционное право платить только законно установленные налоги, незаконно возлагает на заявителя обязанность по уплате земельного налога в нарушение ст. 57 Конституции РФ, просит суд признать незаконными решение Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка – налоговое уведомление №Х от ХХХ года, содержащее требование об уплате земельного налога за 2009 год в сумме ХХХ руб.; признать незаконным бездействие Управления по земельным ресурсам и землеустройству гор. Новокузнецка, выразившееся в не предоставлении Ромашкиной Е. В. ежегодной информации о кадастровой стоимости земельного участка; до вступления в законную силу решения суда приостановить действие оспариваемого требования об уплате земельного налога, содержащегося в налоговом уведомлении №Х от ХХХ года.
В судебном заседании Ромашкина Е. В, ее представитель Спивакова Э. А., действующая на основании доверенности от ХХХ г. уточнили заявленные требования, просят суд признать решение Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка – налоговое уведомление №Х об обязанности об уплате земельного налога за 2009 год, а также бездействие Отдела по гор. Новокузнецку Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в не доведении до сведения налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер №ХХХ, за 2009 г. – незаконными; приостановить на период рассмотрения дела по существу исполнение требования, содержащегося в налоговом уведомлении №Х.
В судебном заседании 28.06.2010 г. представитель Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка Бурова И. С., действующая на основании доверенности от ХХХ г., требования не признала.
Управление по земельным ресурсам и землеустройству Администрации гор. Новокузнецка извещены о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направили.
Присутствующий ранее в судебном заседании 06.05.2010 г. представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации гор. Новокузнецка Щербаков М. Ю., действующий на основании доверенности №Х от ХХХ года, требования не признал.
Представителем предоставлен передаточный акт от 25.12.2009 г., Решение Новокузнецкого Городского совета народных депутатов от 29.10.2009 года об учреждении в структуре администрации гор. Новокузнецка Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации гор. Новокузнецка; Положение о комитете градостроительства и земельных ресурсов Администрации гор. Новокузнецка.
Как следует из представленных документов, Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации гор. Новокузнецка учрежден путем слияния в процессе реорганизации органов администрации города Новокузнецка: Главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Новокузнецка и Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Новокузнецка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в лице представителя Гавриленко Т. А., действующей на основании доверенности №Х от ХХХ г. требования Ромашкиной Е. В. не признала.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Ромашкиной Е. В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2008, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2008) кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 года № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» территориальные органы Федерального агенства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агенства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, когда и в каком порядке он должен платить налоги и исполнять другие предусмотренные Кодексом обязанности. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В судебном заседании установлено, что Ромашкина Е.В., является собственником земельного участка площадью Х кв.м., расположенного по адресу: гор. Х, ул. Х.
Право собственности Ромашкиной Е. В. на указанный земельный участок с кадастровым номером ХХХ возникло на основании договора №Х купли-продажи земельного участка, заключенного ХХХ г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом гор. Новокузнецка и Ромашкиной Е. В. и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ГУ Федеральной регистрационной службой по Кемеровской области ХХХ г..
Согласно акта цены земельного участка, составленного на основании запроса Ромашкиной Е. В. для приобретения в собственность земельного участка под здание по ул. Х, по состоянию на ХХХ года составляет ХХХ руб.; налоговая ставка в зависимости от разрешенного использования земельного участка – 0,8%; ставка земельного налога за единицу площади – 4,81 руб. /кв.м.
Являясь плательщиком земельного налога, Ромашкина Е. В. ХХХ года произвела оплату земельного налога за 2008 года в размере ХХХ руб.
Из пояснений истицы следует, что, уплачивая ХХХ года земельный налог за 2008 года, она не располагала информацией об увеличении в 2009 году кадастровой стоимости земельного участка, несмотря на то, что в соответствии с п.14 ст. 396 НК РФ (в редакции от 23.07.2008 года) кадастровая стоимость земельного участка должна быть доведена до сведения налогоплательщика не позднее 1 марта отчетного года, при условии, что порядок доведения до сведения налогоплательщиков этой информации установлен и кадастровая стоимость определена.
Доводы Ромашкиной Е. В. не опровергнуты представителями Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.
Кроме того, представитель Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка подтвердил, что обмен информацией между Инспекцией ФНС и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об изменении стоимости земельных участков производится до конца финансового года, то есть до 31 декабря ежегодно.
В соответствии с абз.1 ч.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По мнению суда, не доведение до сведения Ромашкиной Е. В. сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, повлекло нарушение ее прав как налогоплательщика
Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что до 01.03.2009 года (отчетного года) до сведения Ромашкиной Е. В. не была доведена информация об изменении кадастровой стоимости земельного участка, ввиду чего она не могла знать об увеличении земельного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать незаконными: решение Инспекции ФНС РФ по Куйбышевскому району гор. Новокузнецка – налоговое уведомление №Х об обязании Ромашкиной Е.В. об уплате земельного налога за 2009 г., а также бездействие Отдела по гор. Новокузнецку Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выразившиеся в не доведении до сведения налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка за 2009 г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья- О. В. Пышкина