Дело № 2-
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:
председательствующего Евдокимовой М.А.
при секретаре Бырдиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 01 октября 2010 года
гражданское дело по заявлению Гичка ЛН к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок
у с т а н о в и л:
Гичка Л.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Свои требования мотивировала тем, что на основании решения президиума Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от … №… заявительнице Гичка Л.Н. предоставлен земельный участок, на праве пожизненно наследуемого владения, площадью … га, расположенный в Новокузнецком районе Кемеровской области, с кадастровым номером …, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Администрация Новокузнецкого района после обращения Гичка Л.Н. добровольно устранила допущенные Советом народных депутатов нарушения земельного законодательства и на основании распоряжения № … от … изменила правовой статус земельного участка с права пожизненно наследуемого владения на собственность. Так как действовавшим на момент предоставления земельного участка Гичка Л.Н. законодательством, а именно ст. 8 Закона РСФСР №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст.4 Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе» предусматривалась передача земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства только в собственность.
… года Гичка Л.Н. в лице представителя Колмаковой Т.Л., действующей на основании доверенности обратилась с заявлением к заинтересованному лицу о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью … га, расположенный на территории Новокузнецкого района, с кадастровым номером …
… года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (Управление Росреестра) вынесено решение № … об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество – земельный участок, площадью … га, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Новокузнецкого района, кадастровый номер земельного участка …
Отказ произведен со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с указанной нормой в государственной регистрации может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В решении № … от … об отказе в государственной регистрации права собственности указано, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено изменение правового статуса земельного участка без выдачи нового государственного акта на землю, следовательно, зарегистрировать право на землю невозможно.
Однако данная позиция регистрирующего органа основана на Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом от 09.03.1992г.
Указанный документ утратил силу в связи с принятием ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», изданием Постановления Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219, утвердившего Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также форму Свидетельства о государственной регистрации права.
Ссылка на документ, утратившей силу, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Распоряжение Администрации Новокузнецкого района № … от … об изменении правового статуса земельного участка является действующим, ни кем не оспоренным и правомерным.
Просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области зарегистрировать право собственности Гичка Л.Н. на земельный участок площадью … кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Новокузнецкого района с кадастровым номером …
Впоследствии заявленные требования заявителем были дополнены: просит признать незаконным решение от … № … Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество – земельный участок, площадью … кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Новокузнецкого района с кадастровым номером …
В судебном заседании представитель Гичка Л.Н. - Колмакова Т.Л. действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме, суду дала пояснения аналогичные, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Бибикова Е.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями была не согласна.
Представитель Администрации Новокузнецкого района в суд не явился, о дне слушания дела извещен, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав материалы правоустанавливающего дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В ст. 46 Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 3 данного ФЗ правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав…» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии со ст. 17 данного ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав…» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением президиума Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от … № … Гичка Л.Н. владеет земельным участком площадью … га, на праве пожизненно наследуемого владения, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенным на территории Новокузнецкого района, кадастровый номер земельного участка …
На основании решения президиума Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от … № … Гичка Л.Н. был выдан государственный акт о правах на землю.
Распоряжением № … от … Администрация Новокузнецкого района устранила допущенное президиумом Новокузнецкого районного Совета народных депутатов нарушение и изменила правовой статус земельного участка, предоставленного Гичка Л.Н., с права пожизненно наследуемого владения на право собственности.
Распоряжение Администрации Новокузнецкого района № … от … по исправлению ранее допущенной ошибки и исправлению правового статуса земельного участка является действующим и ни кем не оспоренным. В соответствии со ст.4 Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе» предусматривалась передача земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства только в собственность. Передача земельного участка Гичка Л.Н. в …г. для ведения крестьянского хозяйства в пожизненно наследуемое владение не соответствовала действующему законодательству.
Судебная практика подтверждает наличие подобных ошибок в действиях Советов народных депутатов и подтверждает, что земельные участки для ведения крестьянских хозяйств могли предоставляться только в собственность гражданам.
Суд считает доводы Управления Росреестра необоснованными, сделанными без учета письменных пояснений Администрации Новокузнецкого района № … от …
Между тем, отсутствие сведений о регистрации Гичка Л.Н., как индивидуального предпринимателя, не может являться основанием для отказа в регистрации ее права собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990г. № 348-1 (в редакции от 27.12.1990г. и действовавшим на момент предоставления земельного участка Гичка Л.Н.), крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на земельный участок.
Поскольку Гичка Л.Н. был выдан государственный акт, крестьянское хозяйство было зарегистрировано. Администрация Новокузнецкого района в своем письме от … подтвердила, что не располагает сведениями о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства Гичка Л.Н.
Довод об отсутствии сведений о размере земельной доли также является необоснованным. Управлением Росреестра не принято во внимание письмо Администрации Новокузнецкого района № … от … о том, что размер средней земельной доли в Новокузнецком районе был рассчитан только в …г.г., после принятия решения о выделении земельного участка Гичка Л.Н. в …году. Правовой механизм определения средней земельной доли установлен Указом президента РФ от 02.03.1992г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».
Таким образом, на момент предоставления земельного участка Гичка Л.Н. в …г. отсутствовала правовая норма, позволяющая определить размер средней земельной доли в регионе. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990г. № 348-1 (в редакции от 27.12.1990г.), размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае Советом народных депутатов.
С … года Гичка Л.Н. является гражданкой Украины, что подтверждается датой выдачи ей паспорта гражданина Украины. Данный факт также не может служить основанием для отказа в регистрации права собственности заявительницы на земельный участок.
В соответствии со ст. 3 ФЗ-101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Однако на момент предоставления земельного участка, т.е. на …года Гичка Л.Н. постоянно проживала в Новокузнецком районе и являлась гражданином Российской Федерации на основании паспорта серии …
На основании ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Согласно ст.5 Закона № 101-ФЗ в редакции от 08.05.2009 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью … га Управлением Росреестра указано отсутствие государственного акта, выданного на основании распоряжения Администрации Новокузнецкого района от …. № …
Данный довод также является необоснованным, так как в своем отказе Управление Росреестра ссылается на инструкцию о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом от 09.03.1992года.
Указанный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», изданием Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, утвердившего Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также форму свидетельства о государственной регистрации права. Поэтому ссылка на нормативный документ, утратившей силу, не может служить законным основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно пункта 1.5 названной инструкции перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование).
Таким образом, выдаваемые ранее местными Администрациями государственные акты носили характер право удостоверяющего документа, подтверждающего регистрацию прав на землю.
В настоящее время в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органы местной администрации не обладают полномочиями по государственной регистрации (перерегистрации) прав на недвижимое имущество и не вправе выдавать государственные акты.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что Гичка Л.Н. владеет на праве собственности вышеупомянутым земельным участком правомерно на основании решения президиума Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от … № …, распоряжения № … от … Администрации Новокузнецкого района, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что имеющиеся у Гичка Л.Н. документы на данный земельный участок, признаны недействительными, суду в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В судебном заседании представителем Управления Росреестра не представлено доказательств подтверждающих законность вынесенного решения об отказе в государственной регистрации права собственности на упомянутый земельный участок.
Поскольку заявителем в лице представителя были представлены в Управление надлежащие правоустанавливающие документы на земельный участок, Управление неправомерно отказало в регистрации права собственности со ссылкой на абзац 4 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, в данном случае следует признать необоснованным.
При таких обстоятельствах требования Гичка Л.Н. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от … года № … об отказе в государственной регистрации права собственности Гичка ЛН на земельный участок, площадью … кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Новокузнецкого района, кадастровый номер земельного участка …
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области зарегистрировать право собственности Гичка ЛН на земельный участок площадью … кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Новокузнецкого района, с кадастровым номером …
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.10.2010г.
Судья: Евдокимова М.А.