о понуждении к совершению действий по утилизации ядохимикатов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе

председательствующего Ижболдиной Т.П.

при секретаре Гребенюк Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 12 мая 2010 года гражданское дело по иску Истца к Ответчику о понуждении к совершению действий по утилизации ядохимикатов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с заявлением к Ответчику о понуждении к совершению действий по утилизации ядохимикатов.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки проведенной по контролю за соблюдением законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в (дата) выявлен оборот (хранение) пестицидов, не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, на складе ООО «ХХ» в количестве 13,818 тонн, в состав которых входят вывезенные с территории бывшего хозяйства «ХХ» бесхозные пестициды и агрохимикаты в количестве 10 760 кг., а также находящиеся на хранении собственные пестициды и агрохимикаты. По результатам данной проверки ООО «ХХ» выдано предписание № Х от (дата) о своевременной утилизации пестицидов на специализированном полигоне в срок до (дата). Однако, данное требование исполнено не было, в связи с чем, (дата) было выдано повторное предписание об утилизации пестицидов в срок до (дата) При этом, до настоящего времени указанные пестициды и ядохимикаты не утилизированы по причине отсутствия соответствующего финансирования. В связи с тем, что хранящиеся на складе ООО «ХХ» химические вещества не имеют свидетельств о государственной регистрации в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ существует потенциальная угроза возникновения опасности для человека и окружающей среды. Таким образом, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации и недопущения нарушения прав граждан, Ответчик обязано своевременно принять меры по утилизации (ликвидации) хранящихся на складе пестицидов и агрохимикатов. С учетом указанного, просит суд признать деятельность Ответчика в части предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами ненадлежащей; обязать Ответчика в срок до (дата) принять меры по утилизации хранящихся на складе ООО «ХХ» пестицидов и агрохимикатов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов. Разрешенных к применению на территории Российской Федерации в количестве 13,818 тонн.

В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования в части обязания Ответчика принять меры указанные в исковом заявлении в срок не позднее (дата).

Представитель Ответчика возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что указанные истцом пестициды не являются отходами, а к полномочиям муниципального образования относится только организация хранения и вывоз отходов. Кроме того, указала, что поскольку они не являются собственниками данных отходов, требования, заявленные к ним являются необоснованными.

Представитель третьего лица, сообщил, что они приняли меры по перезатариванию данных отходов и помещение их на хранение.

Представитель третьего лица исковые требования поддержал, суду пояснил, что хранящиеся на складе ООО «ХХ» пестициды и агрохимикаты являются отходами, которые должны быть утилизированы, а хранение их запрещено. Также сообщил, что их хранение является опасным и последствия такого хранения не предсказуемы.

Представитель ООО «ХХ» также поддержал требования истца и сообщил, что им было обещано утилизировать данные отходы к (дата).

Представитель третьего лица исковые требования поддержала. Суду пояснила, что ядохимикаты, временно хранящиеся на складе ООО «ХХ» относятся к опасным отходам. При этом, их дальнейшее хранение может вызвать опасные последствия для неопределенного круга лиц, последствия могут быть непредсказуемыми, в связи с чем они подлежат немедленной утилизации. Ответчик на протяжении длительного времени всегда соглашался на производство их утилизации, но ни каких мер до настоящего времени не принимала.

Суд выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19.07.1997 N 109-ФЗ, правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 8. Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании ст. 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 4. Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с п.п. г, д ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

В силу п.8 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно п. 1.2 Санитарных Правил и норм СанПиН 1.2.1077-01 «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов», утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 31.10.2010г., к особенностям, определяющим потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания (окружающей среды) отнесены: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ним населения.

На основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 1.2.1077-01 на территории Российской Федерации возможны ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов и агрохимикатов. Прошедших токсиколого-гигиеническую экспертизу в учреждениях, аккредитованных Минздравом России в установленном порядке и включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов - регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, дает разрешения на производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество,00000 собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

На основании ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В судебном заседании установлено, что в (дата) на основании обращения руководителя третьего лица от (дата) истцом проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства и законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в ходе которой был выявлен оборот (хранение) пестицидов, не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, на складе ООО «ХХ» в количестве 13,818 тонн, в состав которых входят вывезенные с территории бывшего хозяйства «Х» бесхозные пестициды и агрохимикаты в количестве 10 760 кг., а также находящиеся на хранении собственные пестициды и агрохимикаты. По результатам данной проверки третьим лицом ООО «ХХ» было выдано предписание № хх от (дата), в соответствии с которым указано на необходимость своевременной утилизации пестицидов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации в срок до (дата). При проверке исполнения данного предписания вновь установлено неисполнение выданного органом контроля требования об утилизации пестицидов, в связи с чем, (дата) повторно было выдано предписание № хх от (дата), в соответствии с которым ООО «ХХ» вновь предписано произвести утилизацию пестицидов в срок до (дата). Однако, из документов представленных ООО «ХХ» в природоохранную прокуратуру усматривается, что пестициды, поступившие в (дата) на склад ООО «ХХ» и не имеющие свидетельств о государственной регистрации, не утилизируются в виду отсутствия соответствующего финансирования на эти мероприятия. Судом также установлено, что вышеуказанные ядохимикаты по согласованию Ответчика с ООО «ХХ» имеющим в собственности сертифицированный склад для хранения пестицидов, в (дата) были загружены на склад общества для временного хранения в целях дальнейшей утилизации. (дата) в адрес Ответчика Истцом было направлено представление об устранении нарушений законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в соответствии с которым потребовано принять меры к устранению указанных в нем нарушений, а именно произвести утилизацию химикатов. Однако, до настоящего времени со стороны ответчика не принято необходимых мер для утилизации ядохимикатов, хранящихся на складе ООО «ХХ». Кроме того, из ответа Ответчика от (дата) следует, что в связи со сложной финансовой обстановкой, дефицитом городского бюджета в настоящее время у них отсутствует возможность для изыскания средств с целью утилизации пестицидов. Согласно отчету Третьего лица по выполнению распоряжения Ответчика «О ликвидации бесхозного хранилища ядохимикатов сельскохозяйственного назначения на территории хххх района» указан срок утилизации – (дата).

С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что находящиеся с (дата) на складе ООО «ХХ» химические вещества в количестве 13,818 тонн, не имеющие свидетельств о государственной регистрации в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации должны быть утилизированы, а потому непринятие Ответчиком своевременных мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов создает потенциальную угрозу возникновения опасности для человека и окружающей среды.

Таким образом, Ответчик с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации и недопущения прав граждан обязан был своевременно принять меры по утилизации (ликвидации) хранящихся на складе ООО «ХХ» пестицидов и агрохимикатов в количестве 13,818 тонн, однако, ответчиком были приняты меры по хранению химикатов, что не соответствует действующему законодательству в виду того, что вышеуказанные химикаты относятся к высокому классу опасности, в связи с чем, подлежат обязательной утилизации.

В связи с тем, что до настоящего времени Ответчиком не было принято мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, суд считает обоснованными требования истца о признании деятельности ответчика в части предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, что является важной составляющей надлежащего обращения с пестицидами и агрохимикатами, ненадлежащей.

Кроме того, поскольку вышеуказанными нормами действующего законодательства за Ответчиком закреплена обязанность утилизации отходов, в том числе, промышленных отходов, пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидами и агрохимикатами, на территории муниципальных образований, исковые требования истца в части возложения обязанности по утилизации химикатов на Ответчика являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

При этом, суд критически относится к доводу ответчика о том, что хранящиеся на складе ООО «ХХ» химикаты не являются отходами, а потому обязанность у ответчика по их утилизации отсутствует, поскольку выявленные пестициды и агрохимикаты относятся к категории промышленных отходов, при этом, в силу вышеперечисленных норм закона их утилизация отнесена к компетенции ответчика.

Суд считает необоснованным довод ответчика о том, что хранящиеся на сладе ООО «ХХ» химикаты являются государственной собственностью, поскольку стороной не представлено доказательств о наличии у Российской Федерации права собственности на вышеуказанные пестициды и агрохимикаты.

Также необоснованным является довод ответчика о том, что поскольку ответчик не является собственником указанных химикатов, требования о возложении на них обязанности по утилизации являются незаконными, так как указанные пестициды и агрохимикаты сельскохозяйственного назначения являлись бесхозным имуществом. При этом, стороной ответчика суду не представлено доказательств того, что данные химикаты являются собственностью конкретного лица. Более того, факт того, что в (года) Ответчик принял меры по перезатариванию пестицидов и агрохимикотов на слад ООО «ХХг» для их временного хранения, по мнению суда, свидетельствует о проявлении ответчиком полномочий собственника по отношению к данному бесхозному имуществу (в виде распоряжения данным имуществом).

Помимо указанного, непринятие своевременных мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, хранящихся на складе ООО «ХХ» создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. При этом, поскольку финансирование и создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, отнесено к полномочиям ответчика, то исковые требования в части обязания Ответчика утилизировать пестициды и агрохимикаты подлежат удовлетворению.

Таким образом, Ответчика следует обязать в срок не позднее (дата) принять меры по утилизации хранящихся на складе ООО «ХХ» в пестицидов и агрохимикатов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в количестве 13,818 тонн.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать деятельность Ответчика в части предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами ненадлежащей.

Обязать Ответчика следует обязать в срок не позднее (дата) принять меры по утилизации хранящихся на складе ООО «ХХ» пестицидов и агрохимикатов, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в количестве 13, 818 тонн.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2010 года.

Судья Т.П. Ижболдина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200