ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг.Новокузнецк Дата обезличена года
... суд ... области в составе:
председательствующего: ФИО0,
при секретаре: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.В. к ООО «К», ООО «А» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
И.В. обратился в суд с иском к ООО «К» о защите прав потребителей. Просит обязать ответчика заменить автомобиль «Ниссан Патрол» на новый (не бывший в употреблении); взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.; взыскать с ответчика убытки, причинённые недостатком товара 1 214 руб. (стоимость билета и стоимость эвакуатора); взыскать с ответчика неустойку за задержку удовлетворения требования потребителя о замене товара на новый в размере 1000000 руб.; взыскать с ответчика неустойку за задержку удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков, причинённых недостатком товара в размере 1000000 руб.; взыскать с ответчика почтовые расходы истца в размере 122 руб.; взыскать с ответчика штраф в размере 50% цены иска в соответствии со ст. 13 п. 6 ФЗ «О защите прав потребителей».
Требования мотивированы тем, что Дата обезличенаг. между И.В. и ООО "А" был заключен договор купли - продажи автотранспортного средства (основной). В соответствии с п.1.1. договора продавец передал в собственность покупателя а/м «Ниссан Патрол». В соответствии с п. 2.1. договора цена автомобиля составляла 1467000 руб. Дата обезличенаг. а/м для устранения недостатка (ремонта АКПП) был передан И.В.. в ООО "К". За транспортировку а/м до тех. центра И.В. заплатил 1000 рублей. Дата обезличена года в связи с продолжительным ремонтом истец обратился к ответчику с претензией. Истец требовал вернуть деньги за товар в размере 1467000 руб. Требование удовлетворено не было, а ответа не последовало. Недостаток был устранён лишь Дата обезличена года - заменена АКПП (вид ремонта - гарантийный), что подтверждается письмом ООО "К", а также заказ - нарядом. В общей сложности а/м находился в ремонте более 110 дней. За поездку на автобусе из г. Н в г. К истец заплатил 214 рублей. С требованием о замене а/м истец обратился дополнительно к ООО "А". Согласно письму ООО "А" уполномоченным лицом для рассмотрения требований истца ООО "А" считает ООО "К". Дата обезличенаг. истец обратился к ответчику с новым требованием, просил заменить а/м на новый и возместить убытки, причинённые недостатком товара (1 000 руб. - стоимость эвакуации и 214 руб. стоимость билета на автобус до г. К.). Требование также выполнено не было и оставлено без ответа. И.В. был причинен моральный вред, размер которого оценивает в 30000 руб. и объясняет его неудобством и дискомфортом, который он вынужден был терпеть когда ходил пешком, а а/м находился в ремонте.
И.В.в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил представителя.
Представитель истца З.Р., действующий на основании доверенности, в суд на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «К» в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.
Представитель ответчика ООО «А», привлеченного в качестве ответчика определением ... суда ... от Дата обезличенаг., в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Направили возражения на исковое заявление.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.
Представитель истца не возражает против рассмотрения данного гражданского дела в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст.4 п.1, 2 ФИО2 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
На основании п. 2 ст. 475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии со ст.18 ФИО2«О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель, в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в случае:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим ФИО2 сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим ФИО2 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно ст.20 вышеуказанного ФИО2, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
Судом установлено, что Дата обезличена г. ООО «А» (продавец) и И.В. (покупатель) заключили договор купли-продажи автотранспортного средства, по условиям которого продавец обязался передать автомобиль в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить автомобиль марки «Ниссан Патрол» в сроки, указанные в договоре.
Предметом договора является автомобиль «Ниссан Патрол».
И.В. оплатил стоимость автомобиля полностью, после чего последний был передан истцу. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались. Таким образом, обязательства со стороны И.В. исполнены надлежащим образом и в полном объеме.
Разделом 4 договора предусмотрено, что гарантия на автомобиль осуществляется в соответствии с требованиями и рекомендациями производителя, изложенными в Сервисной книжке. Покупатель вправе предъявить Продавцу требования, связанные с недостатками комплектующего изделия или составной части автомобиля, только если такие недостатки выявлены на диагностическом оборудовании Продавца в течение гарантийного срока на такое комплектующее изделие или составную часть автомобиля.
Дата обезличенаг. И.В. обратился к ООО «А» с требованием об устранении недостатка, а именно ремонт автоматической коробки переключения передач (АКПП). Автомобиль был принят ответчиком, после чего Дата обезличенаг. произведен гарантийный ремонт АКПП, что подтверждается заказ-нарядами, а также заявкой на выполнение работ. К тому же, вышеизложенное подтверждается сообщением менеджера по работе с клиентами ООО «К» о том, что автомобиль «Ниссан Патрол», принадлежащий И.В. находился на ремонтных работах в компании ООО «К» с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., и данный период эксплуатироваться не мог.
Истец Дата обезличенаг., в связи с продолжительным ремонтом обращался к ООО «К» с претензией, полученной согласно уведомлению, с требованием о возврате денежных средств за товар в размере 1467000 руб., которая осталась без удовлетворения, а также без ответа.
Каких-либо соглашений о сроках устранения недостатков товара, между сторонами не заключалось.
Дата обезличенаг. И.В. обратился к ответчику с новым требованием, согласно которому просил заменить автомобиль на новый и возместить убытки, причинённые недостатком товара (1 000 руб. - стоимость эвакуации и 214 руб. стоимость билета на автобус до г. К.). Данная претензия, также, осталась без удовлетворения.
Принимая во внимание, что устранение недостатков (ремонт АКПП) автомобиля произошло с нарушением установленных ФИО2«О защите прав потребителей» сроков, суд полагает, что требование И.В. о замене автомобиля Ниссан Патрол, приобретенный им по договору купли-продажи, на новый (не бывший в употреблении), подлежит удовлетворению.
Согласно п. 2, 5 ст. 13 ФИО2«О защите прав потребителей», убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом, а требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению продавцом в добровольном порядке. Таким образом, уплата продавцом неустойки за нарушение прав потребителя является по смыслу закона самостоятельной мерой гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 21 ФИО2«О защите прав потребителей», в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем.
С требованием о замене автомобиля на новый истец обратился к ответчику ООО «А» Дата обезличена года. Срок для добровольного удовлетворения данного требования истёк Дата обезличена года (Дата обезличена года + 7 дней).
Согласно ч.1 ст. 23 ФИО2«О защите прав потребителей», за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего ФИО2 сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Неустойка по состоянию на Дата обезличена года за задержку удовлетворения требования потребителя о замене товара на новый составила 1760400 рублей (1467000 руб. Х 120 дней / 100).
Кроме того, в соответствии со ст. 22 ФИО2«О защите прав потребителей» требование потребителя о возмещении убытков, причинённых вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
С требованием о возмещении убытков, причинённых вследствие продажи товара ненадлежащего качества И.В. обратился к ответчику ООО «А» Дата обезличена года. Соответственно срок добровольного удовлетворения данного требования истёк Дата обезличена года (Дата обезличена года + 10 дней). Неустойка по состоянию на Дата обезличена года за задержку удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков, причинённых недостатком товара составила 1760400 рублей (1467000 руб. * 120 дней / 100).
Учитывая, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму оплаты товара, а также, с учетом требований ст.333 ГК РФ, суд считает необходимым снизить размер неустойки до 100000 рублей (по 50000 рублей за каждое требование), поскольку подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.
В соответствии со ст.15 ФИО2 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из пояснений представителя истца З.Р. следует, что И.В. причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, а именно: испытывал стресс, переживания по поводу предоставления ему, оплаченного в срок, не качественного, дорогого товара, а также длительный срок гарантийного ремонта автомобиля. Кроме того, суд учитывает моральные переживания истца, связанные с обращением в суд, неудобствами, вызванными невозможностью использовать автомобиль по назначению в течение длительного времени, понесенными незапланированными материальными затратами.
При таких обстоятельствах суд считает, что истцу причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях.
Суд оценивает характер и степень нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, а также длительность разрешения спора в суде.
При оценке морального вреда суд, также, считает необходимым учитывать имущественное положение организации, причинившей вред. ООО «А» является коммерческой организацией.
Руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает взыскать с ответчика 2000 руб. в счет компенсации морального вреда.
Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании ст.98 ГПК РФ, в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на эвакуатор и стоимость билета в размере 1214рублей (квитанция-договор на сумму 1000 рублей и кассовый чек на сумму 214 рублей), почтовые расходы – 122 рубля.
Согласно п. 6 ст. 13 ФИО2«О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф, в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд приходит к выводу о том, что за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в размере 733500 рублей необходимо взыскать в местный бюджет.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, следует взыскать с ответчика госпошлину в размере: 15535 рублей.
В удовлетворении требований И.В. к ООО «К» о защите прав потребителей, суд полагает возможным отказать в связи с необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «А» заменить автомобиль «Ниссан Патрол» на новый (не бывший в употреблении).
Взыскать с ООО «А» в пользу И.В. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
Взыскать с ООО «А» в пользу И.В. неустойку за задержку удовлетворения требования потребителя о замене товара на новый в размере 50000 рублей.
Взыскать с ООО «А» в пользу И.В. неустойку за задержку удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостатком товара в размере 50000 рублей.
Взыскать с ООО «А» в пользу И.В. расходы в размере 1214 рублей, почтовые расходы в размере 122 рублей.
Взыскать с ООО «А» в доход местного бюджета штраф в размере 733500 рублей, государственную пошлину в размере 15535 рублей.
В удовлетворении требований И.В. к ООО «К» о защите прав потребителей, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копни этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
ФИО3ФИО0
Решение вступило в законную силу «_____» _____________ 20__г.