РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего: Путиловой Н.А.
при секретаре Кубраковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
01 ноября 2010 г.
дело по заявлению Прокурора города Новокузнецка об обжаловании решения городского Совета народных депутатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд с заявлением об обжаловании решения городского Совета народных депутатов и просил суд признать действия Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по принятию решения № 4/29 от 16.02.2010 г. «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях» незаконными; обязать Новокузнецкий городской Совет народных депутатов отменить решение № 4/29 от 16.02.2010 г. «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях».
Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления.
В ходе исполнения вышеуказанных полномочий было установлено, что 16.02.2010 г. представительным органом местного самоуправления Новокузнецкий городским Советом народных депутатов было принято решение № 4/29 «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях». Данное решение опубликовано в газете «Новокузнецк» от 18.02.2010 г. № 12.
Согласно положениям принятого решения, представительный орган местного самоуправления признал нуждающимися в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны по приложенному списку, а также обязал администрации районов города Новокузнецка подготовить необходимые документы для принятия ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в приложении к решению, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Считает, что действия представительного органа местного самоуправления по принятию решения № 4/29 являются незаконными, так как нарушают права и свободы граждан, а также создают препятствия к осуществлению гражданами его прав и свобод.
Как указано в решении, при его принятии Совет народных депутатов руководствовался ст. 28 Устава города Новокузнецка. Однако в данной статье отсутствуют полномочия Совета народных депутатов по осуществлению постановки на учет в соответствии с Жилищным кодексом РФ граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Скорых Е.М., настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Новокузнецкий городской Совет народных депутатов в судебное заседание своего представителя не направил, о дне слушания извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя и отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.
Заслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено:
16.02.2010 г. представительным органом местного самоуправления Новокузнецкий городским Советом народных депутатов было принято решение № 4/29 «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях». Данное решение опубликовано в газете «Новокузнецк» от 18.02.2010 г. № 12.
Согласно положениям принятого решения, представительный орган местного самоуправления признал нуждающимися в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны по приложенному списку, а также обязал администрации районов города Новокузнецка подготовить необходимые документы для принятия ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в приложении к решению, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация считающие, что принятые и опубликованные в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд считает, что действия представительного органа местного самоуправления по принятию решения № 4/29 являются незаконными, так как нарушают права и свободы граждан, а также создают препятствия к осуществлению гражданами его прав и свобод.
Как указано в решении, при его принятии Совет народных депутатов руководствовался ст. 28 Устава города Новокузнецка. Однако в данной статье отсутствуют полномочия Совета народных депутатов по осуществлению постановки на учет в соответствии с Жилищным кодексом РФ граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Согласно п. 26 ст. 45 Устава города Новокузнецка, вести в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отнесено к компетенции администрации города и ее органов.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Перечень полномочий для Совета народных депутатов, предусмотренный в ст. 28 Устава г. Новокузнецка, а также компетенция администрации г. Новокузнецка, изложенная в ст. 45 Устава являются собственными полномочиями данных органов и не могут подменяться без внесения соответствующего изменений в Устав города.
Кроме того, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Так как согласно п. к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то при постановке на учет орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять данные действия, должен руководствоваться именно требованиями Жилищного кодекса РФ, а не указаниями представительного органа местного самоуправления.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Однако перечисленные в приложении к оспариваемому решению граждане не подпадают под действие ст. 51 ЖК РФ и не должны состоять на учете на улучшение жилищных условий.
Если орган местного самоуправления при решении вопроса местного значения, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 16 закона № 131-ФЗ - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, принимает решение о предоставлении жилого помещения гражданам, не подпадающим под требования ст. 51 ЖК РФ, то в соответствии со ст. 18 закона № 131-ФЗ, исполнение взятых на себя финансовых обязательств будет осуществляться за счет средств местного бюджета.
Суд считает установленным, что принятием решения № 4/29 представительный орган местного самоуправления нарушил права граждан, предусмотренные ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, согласно которой граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора. Решение ущемляет права неопределенного круга граждан, которые не могут быть поставлены на учет на улучшение жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, имея одинаковые исходные данные, что и граждане, перечисленные в приложении к решению. Кроме того, в связи с отсутствием порядка принятия подобных решений о постановке на учет граждан, также желающих быть поставленными на учет в обход Жилищного кодекса РФ, создаются препятствия к осуществлению их жилищных прав, прецедентом для которых стало принятое представительным органом местного самоуправления решение.
Следовательно, требования заявителя о признании действия Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по принятию решения № 4/29 от 16.02.2010 г. «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях» незаконным и обязании Новокузнецкий городской Совет народных депутатов отменить решение № 4/29 от 16.02.2010 г. «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях», суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по принятию решения № 4/29 от 16.02.2010 г. «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях» незаконными.
Обязать Новокузнецкий городской Совет народных депутатов отменить решение № 4/29 от 16.02.2010 г. «О ветеранах Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях».
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: