Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.
При секретаре Доскоч И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 28.03.2011г.
Дело по иску Г. Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Г.Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и просит обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 28.09.1988г. по 18.05.1990г. в льготном исчислении; период работы с 06.10.1994г. по 06.11.2002г. в должности медсестры родильного отделения; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения 21.09.2010г.; взыскать судебные расходы.
Требования мотивированы тем, что 21.09.2010г. она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на указанный момент продолжительность ее специального трудового стажа составляла 32 года 1 месяц и 17 дней. Ответчик отказала в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 28.09.1988г. по 18.05.1990г. В соответствии с ранее действовавшим з0аконодательством периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет включались в специальный стаж для досрочного назначения пенсии вплоть до 06.10.1992г. Однако, работники ответчика засчитали ей этот период в календарном исчислении, хотя указанный период подлежит включению в специальный стаж как 1 год за 1 год и 3 месяцев.
Периоды работы медицинской сестрой в родильном отделении ... больницы были приняты к зачету как сельский стаж 1 год за 1 год 3 мес., а не в льготном исчислении (1год работы как 1 год и 6 мес.). В ее трудовой книжке была произведена неверная запись, поскольку не существует такой должности как «медицинская сестра детской палаты в родильном отделении». Верно должность звучит «медицинская сестра родильного отделения». За правильность оформления трудовых книжек она не несет ответственность, поэтому считает, что данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении ее требований.
В судебном заседании истец и ее представитель Казначеев Ю.С., действующий на основании устного ходатайства, поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Блинова И.А., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований. Пояснила суду, что отсутствуют основания для назначения истице досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
На основании ст.18 п.7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Судом установлено, что 21.09.2010г. Г.Л.А.. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
25.11.2010г. решением Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Новокузнецка было отказано Г.Л.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого специального стажа. Из протокола заседания комиссии ГУ УПФР следует, что засчитать Г.Л.А. один год работы как 1 год 6 месяцев период работы с 06.10.1994г. по 25.09.1998г., с 31.10.11998г. по 22.07.2000г., с 01.09.2000г. по 05.11.2002г. в специальный стаж основания нет Засчитать Г.Л.А. периоды работы с 26.09.1998г. по 30.10.1998г., с 23.07.2000г. по 31.08.2000г. в специальный стаж оснований нет.
В протоколе заседания комиссии ГУ УПФР также указано, что по представленным документам Г.Л.А.. работала в ... с 06.10.1994г. медицинской сестрой детской палаты в родильном отделении. Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, Перечнем структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, не предусмотрена медицинская сестра детской палаты. Из представленных документов не усматривается, что Г.Л.А. период с 06.10.1994г. по 31.10.1999г. работала медицинской сестрой родового (родильного) отделения, период с 01.11.1999г. по 06.11.2002г. операционной медицинской сестрой родового (родильного) отделения.
Из трудовой книжки истицы следует, что она с 06.10.1994г. работала в должности медицинской сестры детской палаты в родильном отделении ... (приказ №....); с 06.11.2002г. переведена на должность медицинской сестры в дневном стационаре.
Согласно п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Согласно п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 Правил должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений.
В силу пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «наименование структурных подразделений» предусматриваются Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 – 30 списка, в разделе «наименования должностей» - Врачи-анестезиологи- реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты. В указанном Перечне отсутствует должность медицинской сестры детской палаты, хотя учреждение здравоохранения – родильное отделение больницы – указано.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Соответственно, вопрос о тождественности выполняемых Г.Л.А.. функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не подлежит разрешению судом. С учетом этих обстоятельств следует признать несостоятельным довод истицы о том, что, в период работы медицинской сестрой детской палаты родильного отделения в ее обязанности входили функции операционной сестры родильного отделения.
Из определения N 320-О от 05.11.2002 Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в этом случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Т.е. в соответствии с действовавшим до 6 октября 1992 года законодательством периоды отпуска женщины по уходу за ребенком включались в стаж работы по специальности и в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости включаются периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992г., если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком был позднее 06.10.1992г., то он не включается в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам (с 28.09.1988. по 12.01.1989) и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (с 13.01.1989. по 18.05.1990.) должен засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Однако этот период следует засчитывать в календарном исчислении, а не в льготном (1 год за 1 год и 3 месяца), как просит истица. Указанный период и был засчитан в календарном исчислении в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, что следует из протокола заседания комиссии ГУ УПФР.
Вместе с тем, общий размер требуемого специального стажа у истицы недостаточен для назначения досрочной трудовой пенсии. Поэтому Управлением пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Новокузнецка правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Г. Л.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий Оленбург Ю.А.