о предоставлении жилья вне очереди



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

при секретаре Доскоч И.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

01.04.2011г.

дело по иску Шабалина С.М. к Администрации Кемеровской области, Администрации г.Новокузнецка, Администрации Центрального района г.Новокузнецка, Управлению опеки и попечительства г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Шабалин С.М. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровской области, Администрации г.Новокузнецка, Администрации Центрального района г.Новокузнецка, Управлению опеки и попечительства г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения. Просит признать за ним право на получение внеочередного жилья; обязать Администрацию Центрального района г.Новокузнецка восстановить его в списке на внеочередное получение жилья; обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ему жилое помещение вне очереди как сироте.

Требования мотивирует тем, что он является ребенком сиротой с рождения, так как был оставлен матерью в Доме ребенка г.Прокопьевска. с 1983г. по 991г. он находился в школе интернате для детей сирот, находился на полном государственном обеспечении. С 31.08.1991г. обучался в ПТУ №58 г.Новокузнецка. Он является ребенком сиротой не имеющим закрепленного жилья и после окончания профессионального учреждения 14.05.1998г. обратился с заявлением в Администрацию г.Новокузнецка с просьбой предоставить ему жилье в г.Новокузнецке. До настоящего времени жилое помещением ему не предоставлено, кроме того, его незаконно сняли с очереди без предварительного согласия органа опеки и попечительства.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просит обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ему жилое помещение вне очереди как сироте, от требования о восстановлении в списках на предоставление жилья отказался.

Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился, направил отзыв, в котором. указал, что Шабалин С.М. своевременно и до достижения ему 23-х летнего возраста поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено, в действиях Шабалина каких-либо нарушений требований действующего законодательства не усматривается. Полагает, что обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует возложить на органы местного самоуправления- администрацию г.Новокузнецка. Считает Администрацию Кемеровской области ненадлежащим ответчиком, поскольку, жилой фонд находится в муниципальной собственности, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления.

Представитель Администрации г.Новокузнецка Павленко О.Е., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований.

Представитель Администрации Центрального района г.Новокузнецка Ларин Д.В., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Понятовская Е.Б., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что Шабалин С.М. Дата обезличена г.рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из справки Управления образования Администрации г.Прокопьевска следует, что Шабалин С.М. 03.09.1979г. поступил в детский дом №1 из Киселевского дома ребенка, 07.09.1993г. выбыл во вспомогательную школу-интернат №1 для детей сирот г.Прокопьевска. Сирота - сведений о родителях нет л.д.19).

Согласно справке вспомогательной школы интернат г.Прокопьевска Шабалин С.М. обучался в школе-интернате с 1983г. по 1991г. и находился на полном государственном обеспечении л.д.8).

Как следует из справки ПУ-58 г.Новокузнецка, Шабалин С.М. с 01.09.1991г. по 22.06.1993г. обучался в училище и находился на полном гос.обеспечении (сирота). По окончании обучения в данном учебном заведении Шабалин С.М. был направлен на работу на Кузнецкий металлургический комбинат, где и работает до настоящего времени.

В период обучения в ПУ-58 истец проживал в общежитии училища, после окончания ПУ-58 и направления на работу Шабалин С.М. проживал в муниципальном общежитии по ....

Таким образом, Шабалин С.М. относился к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав. Проживая в г. Новокузнецке, Шабалин С.М. не имел какого-либо жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма, был обеспечен лишь временным жильем в специализированном жилищном фонде. Совокупность этих обстоятельств давала ему право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

14.05.1998г. Шабалин С.М. обратился с заявлением к Главе администрации Центрального района г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения. Распоряжением Администрации Центрального района г.Новокузнецка от 21.05.1998г. Шабалин С.М. был поставлен на жилищный учет, очередь в льготном списке - 81.

До настоящего времени жилое помещение Шабалину С.М. не было предоставлено, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

На основании договора купли-продажи от 08.08.2002г. Шабалин С.М. приобрел в собственность жилой дом в г.Прокопьевске по ..., и проживает в этом доме с момента его приобретения. С ним совместно проживают и члены его семьи – жена и пятеро детей ... г.г. рождения, что видно из домовой книги.

Поскольку истец приобрел дом в г.Прокопьевске и стал там проживать, распоряжением Администрации Центрального района г.Новокузнецка ... от 31.03.2011г. он был снят с жилищного учета как выбывший за пределы г.Новокузнецка.

Однако суд находит не основанным на законе довод представителей ответчиков – Администрации г. Новокузнецка и Администрации Центрального района г.Новокузнецка о том, что, выехав за пределы г. Новокузнецка, истец лишился права на предоставление ему жилого помещения в г.Новокузнецке.

Истец обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения до достижения им 23-летнего возраста. Жилое помещение ему в соответствии с изложенными выше нормативными актами должно было быть предоставлено вне очереди. На момент обращения с заявлением и на протяжении более чем трех лет после обращения с заявлением истец проживал в г.Новокузнецке, но так и не был обеспечен жилым помещением.

То обстоятельство, что на протяжении длительного времени с момента обращения истца, не были исполнены требования закона, следует поставить в вину ответчикам.

Обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения вне очереди как сироте Шабалин С.М. в г.Прокопьевске уже не мог, поскольку на момент переезда туда он достиг возраста 23 лет.

Поэтому достижение истцом 23-х летнего возраста и последующая перемена места жительства не могут являться основаниями для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.

По мнению суда, имеет значение также то обстоятельство, что и в настоящее время, несмотря на наличие в собственности жилого дома, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жилым помещением ниже установленной нормы. Общая площадь принадлежащего ему дома – 45,2 кв.м, проживают семь человек.

Отсутствие у истца иного жилого помещения никем из участников процесса не оспаривалось.

Поэтому исковые требования Шабалина С.М. подлежат удовлетворению. Вместе с тем жилое помещение должно быть предоставлено размером на одного человека, самого истца, поскольку речь идет о восстановлении нарушенного права самого истца на предоставление ему как сироте жилого помещения. Остальные члены его семьи таким статусом не обладают, улучшение их жилищных условий возможно иными способами.

Согласно Постановления Совета народных депутатов г.Новокузнецка № 7/57 от 27.09.2005 г. «О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения»: установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.

Истцу должно быть предоставлено жилое помещение указанного размера.

Суд полагает, что обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г.Новокузнецка.

Пункт 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает обязанность по предоставлению указанным лицам вне очереди жилых помещений на органы исполнительной власти. Таким органом в Кемеровской области является Администрация Кемеровской области.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Представителем Администрации г.Новокузнецка не представлены доказательства отсутствия необходимого жилья (при котором могли бы возникать отношения по предоставлению из областного бюджета целевой безвозмездной субсидии).

Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам – соответствующие районы субъектов РФ и города субъектов РФ, а административные районы в городе к таким органам не относятся.

Таким образом, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация г.Новокузнецка, обязанная предоставить Шабалину С.М. по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить Шабалина С.М. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г.Новокузнецка, размером не менее 13 кв.м. общей площади.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения в Кемеровский областной суд.

Судья Оленбург Ю.А.