о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе

Председательствующего Андреевой Ю.А.

При секретаре Акуловой Н.Н.

С участием адвоката Гудыма О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 11.05.2011 года дело по иску Зуева С.Д. к Администрации Центрального района города Новокузнецка, Администрации города Новокузнецка, Администрации Кемеровской области о признании незаконным отказа в постановке на учет и предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Зуев С.Д. обратился в суд с иском к Администрации Центрального района города Новокузнецка, Администрации города Новокузнецка, Администрации Кемеровской области о признании незаконным отказа в постановке на учет и предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что является ребенком-сиротой - мать была лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении был записан по заявлению матери. Жилое помещение, после того как был помещен в детское учреждение за ним закреплено не было. До 1989 года он обучался и проживал в интернатном учреждении МОУ « Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении. С 1989г. по 1991г. обучался в ПУ-29 г. Новокузнецка, затем работал на предприятиях г. Новокузнецка, проживал в общежитиях, был поставлен на очередь на получение жилого помещения как ребенок сирота в администрации района. В январе 1993г. устроился работать на Новокузнецкую мебельную фабрику и ему было предоставлено общежитие по ... комн. х, вселился в эту комнату, проживал в ней, был зарегистрирован в апреле 1994 года по адресу: ... (общежитие). Зарегистрирован по данному месту жительства до настоящего времени. Как впоследствии стало известно, после предоставления общежития был незаконно снят с очереди на получение жилого помещения. Об этом узнал только в мае 2009 года и сразу же обратился с заявлением в Администрацию Центрального района о предоставлении жилого помещения. Ему в этом было отказано со ссылкой на то, что у него не расторгнут брак и его семья проживает в квартире, собственником которой является его жена. В 2010 году вновь обратился с заявлением в Администрацию Центрального района гор. Новокузнецка с просьбой поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма как ребенка – сироту и предоставить ему жилое помещение. 29 декабря 2010 года руководителем администрации Центрального района гор. Новокузнецка в этом было отказано. Мотивирован отказ тем, что государственной поддержкой пользуются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, ему уже 36 лет. Отказ Администрации считает необоснованным. Ссылка Администрации Центрального района гор. Новокузнецка на то, что в настоящее время ему 36 лет является незаконной, т.к. право на обеспечение его вне очереди жилой площадью как ребенка – сироты им до настоящего времени не реализовано, поэтому достижение 23-х летнего возраста в данном случае не может являться основанием для лишения гарантированного, но не реализованного права. То обстоятельство, что жена имеет в собственности жилое помещение также не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения как ребенку – сироте, т.к. жилое помещение было приобретено ею до вступления в брак, является ее личной собственностью, его в данное жилое помещение она никогда не желала вселить в качестве члена семьи и зарегистрировать в нем. Кроме того, семья фактически распалась.

Просит признать незаконным отказ Администрации Центрального района гор. Новокузнецка в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, как ребенка – сироту. Обязать Администрацию города Новокузнецка предоставить ему пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте города Новокузнецка в размере не менее 13 кв. м общей площади.

Зуев С.Д. в судебном заседании на иске настаивал, просил признать незаконным отказ Администрации Центрального района гор. Новокузнецка в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, как ребенка – сироту. Обязать Администрацию города Новокузнецка предоставить ему вне очереди пригодное для проживания изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте города Новокузнецка в размере не менее 13 кв. м общей площади.

Представитель Администрации города Новокузнецка Павленко О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что Зуев на учете как ребенок сирота не состоял. Жилые помещения предоставляются данной категории граждан, которые встали на учет, по выходу из воспитательного учреждения. Зуевым не доказано, что он обращался до 23 лет в Администрацию. Никаких документов о том, что он обращался с просьбами, Зуев не предоставил.

Администрация Кемеровской области о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили отзыв. Полагают, что правовых оснований для возложения ответственности на Администрацию Кемеровской области нет, так как жилой фонд находится в муниципальной собственности, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления.

Представитель Администрации Центрального района города Новокузнецка Ларин Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Кемеровской области № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 года предусмотрено, что детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании пребывания их в учреждении социального обслуживания, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим законом, нормативными правовыми актами Коллегии администрации Кемеровской области.

В соответствии с Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2006 года № 165 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на учете в соответствующем органе местного самоуправления, имеют право на однократное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Зуев С.Д. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии со справкой МОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Зуев С.Д. находился на полном государственном обеспечении с 1989г. по 1991г.- копиял.д.6.

Дата обезличена года между Зуевым С.Д. и Ниязовой О.В. заключен брак.

Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Истец в судебном заседании пояснил, что ему было известно о том, что он стоял на очереди на получение жилья, полагает, что был снят незаконно с очереди на получение жилья как ребенок сирота.

Стороны не оспорили, что истец обращался дважды в Администрацию Центрального района с просьбой проставить ему на учет на получение жилья, но в данной просьбе ему было отказано.

Суд полагает, что следует согласиться с доводами истца о том, что он был незаконно исключен из очереди на получение жилья, так как истец является лицом, оставшимся без попечения родителей. Истец до настоящего времени зарегистрирован и проживает в общежитии, постоянного жилья не имеет.

Следует признать незаконным отказ ответчиков в постановке на учет истца в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенка сироту.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истец узнал о своем нарушенном праве в мае 2009 года – об этом пояснил истец, иных доказательств в судебном заседании не добыто. Истец обращался дважды в Администрацию Центрального района города Новокузнецка – в мае 2009 года и в декабре 2010 года, на свои обращения поучил отказ. Суд полагает, что нашли свое подтверждение в судебном заседании доводы истца о том, что отказы являются незаконными, так как его право на обеспечение жильем вне очереди до сих пор не реализовано и достижение 23 – х летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного, но нереализованного права.

Не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца доводы ответчиков о том, что истец достиг возраста 36 лет, а также то обстоятельство, что его жена является собственником жилого помещения. Истец является лицом оставшимся без попечения родителей, у супруги истца имеется в собственности жилое помещение, приобретенное ею до регистрации брака. В судебном заседании не опровергнуты доводы истца о том, что супруга не желает вселять его в квартиру, принадлежащую ей на праве собственности и не желает произвести его регистрацию в жилом помещении.

Так как до настоящего времени жилье Зуеву С.Д. не было предоставлено, то следует возложить на Администрацию города Новокузнецка обязанность по предоставлению Зуеву С.Д. жилого помещения по социальным нормам, с учетом его семейного положения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, пригодного для заселения и проживания, юридически и фактически свободного в черте города Новокузнецка, жилой площадью не менее 13 квадратных метров.

Так, норма общей площади, установленная в Кемеровской области, составляет 13 м2 – это обстоятельство в судебном заседании никем не оспорено.

Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Администрации Центрального района города Новокузнецка в постановке Зуева С.Д. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма как ребенка – сироту.

Обязать администрацию города Новокузнецка предоставить Зуеву С.Д. вне очереди пригодное для проживания, изолированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте города Новокузнецка, общей площадью не менее 13 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Судья Андреева Ю.А.