об оспаривании бездействий должностных лиц



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:

председательствующего Ижболдиной Т.П.

при секретаре Гребенюк Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 02 февраля 2011г. дело по заявлению М. об оспаривании бездействия должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

М. обратился в суд с  заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц.

Требования мотивировал тем, что 17.06.2010г. им было подано заявление на имя Генерального прокурора РФ, в котором он указал на неправомерные действия помощника прокурора района г. Новокузнецка, выразившиеся вынесением незаконного рапорта об оказании оперативного сопровождения по уголовному делу в отношении него. Указанное обращение было рассмотрено и.о. прокурора района г. Новокузнецка Т. и дан письменный ответ от 24.08.2010г., из которого следует, что действия помощника прокурора М. являются правомерными и проведение каких-либо мероприятий оперативного характера в отношении М. М. не инициировалось. Считает, что и.о. прокурора района г.Новокузнецка Т. при рассмотрении его обращения от 17.06.2010г. был нарушен закон, так как должностное лицо не рассмотрело его по существу, не обеспечил полную, всестороннюю, объективную проверку действий М. Считает, что и.о. прокурора района г. Новокузнецка при рассмотрении его заявления бездействовал, не обеспечил проведение проверки доводов его заявления, что повлекло нарушение его конституционных прав, гарантированных Конституцией РФ. С учетом указанного, просит признать бездействие и.о. прокурора района г. Новокузнецка Т., выразившееся в непроведении полной, объективной и всесторонней проверки при рассмотрении его обращения от 17.06.2010г. в отношении помощника прокурора района г. Новокузнецка М., незаконным; обязать прокурора района г. Новокузнецка устранить допущенные нарушения в полном объеме.

Представитель прокуратуры района г. Новокузнецка Т., действовавший на основании удостоверения, возражал против заявленных требований. Суду пояснил, что обращение М. поступившее в прокуратуру района г. Новокузнецка было рассмотрено в предусмотренный законом срок, после чего заявителю был дан письменный ответ, в котором содержался ответ на его довод.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ст. 10 Закона «О прокуратуре РФ», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В соответствии с п.п. 1.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200, инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

На основании п. 5.1 указанной инструкции, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Согласно п. 5.8. Инструкции, срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры Российской Федерации, в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах - с момента их регистрации в этих подразделениях. Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что 17.06.2010г. М. обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением, в котором указал на неправомерные действия помощника прокурора района г. Новокузнецка, выразившиеся вынесением незаконного рапорта об оказании оперативного сопровождения по уголовному делу в отношении его. Данное обращение в части указания на нарушения уголовно-процессуального законодательства сотрудниками прокуратуры г. Новокузнецка при поддержании государственного обвинения в суде по уголовному делу в отношении М., было направлено по территориальности в прокуратуру района г. Новокузнецка для рассмотрения по существу, куда оно поступило 23.08.2010г. По факту поступившего заявления и.о. прокурора района г. Новокузнецка было внесено постановление от 24.08.2010г., в соответствии с которым в удовлетворении жалобы М. на действия помощника прокурора района М. было отказано. По результатам рассмотрения данного заявления 24.08.2010г. в адрес М. был направлен письменный ответ №150ж-2010. Из содержания указанного ответа следует, что действия помощника прокурора района М. являются правомерными, поскольку он поддерживает государственное обвинение в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 37 УПК РФ и соответствующими приказами Генерального прокурора РФ. Нарушений требований УПК РФ, положений приказов, регламентирующих поддержание государственное обвинение в суде, служебной дисциплины помощником прокурора М. не допущено. Проведение каких-либо мероприятий оперативного характера в отношении заявителя лично М. не инициировалось. Указанный ответ был получен заявителем, что им не оспаривается. Судом также установлено, что 23.03.2010г. в УФСБ РФ по г. Новокузнецку от прокурора района г. Новокузнецка поступил рапорт об оказании оперативного сопровождения по уголовному делу в отношении М. 20.05.2010г. в военный следственный отдел по Юргинскому гарнизону поступило заявление от гражданина М. о превышении должностных полномочий сотрудниками УФСБ РФ по г. Новокузнецку Кемеровской области майора Ж. После чего, 28.05.2010г. постановлением старшего следователя военного следственного отдела по Юргинскому гарнизону в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ за отсутствием в деянии Ж. состава преступления было отказано. Из копии данного постановления следует, что при решении вопроса о возбуждении уголовного дела следователем была исследована копия рапорта на имя прокурора района г. Новокузнецка от помощника прокурора М. от 18.03.2010г. Копия данного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.05.2010г. была направлена М.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным бездействие и.о. прокурора района Новокузнецка Т. по непроведению полной, объективной и всесторонней проверки по рассмотрению обращения М. от 17.06.2010г. не имеется, поскольку его обращение было рассмотрено по существу, и заявителю дан мотивированный ответ в предусмотренные законом сроки.

При этом, необходимость в истребовании каких-либо дополнительных материалов, объяснений от помощника прокурора района М. при рассмотрении обращения М. не требовалось, поскольку по данному факту прокурору района г. Новокузнецка не требовалось проведение проверки, так как доводы, изложенные в его заявлении таковой не требовали, в связи чем, в адрес заявителя сообщалось об отсутствии в действия помощника прокурора М. нарушений требований УПК РФ.

Более того, и.о. прокурора района Т. было установлено, что оперативные мероприятия сотрудниками УФСБ РФ по КО в отношении С. были инициированы не непосредственно помощником прокурора М., а прокурором района г. Новокузнецка, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.05.2010г.

Таким образом, вывод и.о. прокурора района г. Новокузнецка об отсутствии в действиях помощника прокурора М. нарушений законодательства, а также нарушений конституционных прав и свобод граждан, является обоснованным.

При этом, довод М. о том, что М. как государственный обвинитель не имел право подавать рапорт о проведении в отношении его оперативно-розыскных мероприятий, так как согласно ст. 37 УПК РФ такого права у него нет, суд считает несостоятельным, в связи с тем, что право на направление рапорта об обнаружении признаков преступления, в том числе, работником прокуратуры, установлено ст. 143 УПК РФ. При этом, указанное право должностного лица не является нарушением прав иных лиц, а также прав М.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом также не установлено допущенных со стороны и.о. прокурора района г. Новокузнецка нарушений конституционных прав и свобод М., гарантированных ч.1. ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, в силу того, что судом не установлено, что при рассмотрении заявления М. и.о. прокурора района г. Новокузнецка были нарушены его права, требование М. об обязании прокурора района города Новокузнецка устранить допущенные нарушения, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

С учетом указанного, требования М. об оспаривании бездействия должного лица являются необоснованным и не подлежат удовлетворению в силу вышеперечисленных обстоятельств. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254 - 257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований М. об оспаривании бездействия должностных лиц отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 07.02.2011г.

Судья Т.П. Ижболдина