РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Путиловой Н.А. при секретаре Кубраковой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 11 апреля 2011 г. дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ЗАО «ТЕХКОМ» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о понуждении совершить действие. Просит суд обязать ЗАО «ТЕХКОМ» утвердить проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам в срок до 01 мая 2012 г. Требования мотивированы тем, что в связи с коллективным обращением жителей Зенковского района г. Прокопьевска Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ЗАО «ТЕХКОМ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а также санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ЗАО «ТЕХКОМ» является добыча, переработка и реализация коксующихся и энергетических углей. По требованию природоохранной прокуратуры территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району проведена проверка соблюдения ЗАО «ТЕХКОМ» требований санитарного законодательства на территории г. Прокопьевска. В соответствии с Актом проверки № 45 от 21.02.2011 г. установлено, что ЗАО «ТЕХКОМ» имеет площадку погрузочно-сортировочного комплекса угля на площадке железнодорожных путей № 10 и № 14 ж/д станции Спиченково в районе ул. Разъездная. Предприятие осуществляет деятельность по приему, хранению, погрузке угля в ж/д вагоны. Ориентировочная величина санитарно-защитной зоны (СЗЗ) от погрузочно-сортировочного комплекса в соответствии с п.7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции с дополнениями и изменениями № 1, № 2 и № 3 составляет 500 метров для объекта 2 класса - открытые склады и, места перегрузки угля. В пределах ориентировочной СЗЗ имеется жилая застройка. По результатам проверки установлено, что документация по согласованию в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны у ЗАО «ТЕХКОМ» отстутсвует, что является нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения», п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». По результатам проверки, проведенной Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области, ЗАО «ТЕХКОМ» имеет 4 стационарных источника загрязнения атмосферы: погрузочный комплекс, сортировочный комплекс, открытый угольный склад, открытая стоянка техники. Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих,, прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Таким образом, наличие проекта организации санитарно-защитной зоны является обязательным условием, установленным законом и иными нормативными правовыми актами, предъявляемым к хозяйственной деятельности. В судебном заседании помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора г. Новокузнецка Курочкина А.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ЗАО «ТЕХКОМ», в лице представителя Севостьяновой А.С., действующей на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено: в связи с коллективным обращением жителей Зенковского района г. Прокопьевска Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ЗАО «ТЕХКОМ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а также санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ЗАО «ТЕХКОМ» является добыча, переработка и реализация коксующихся и энергетических углей. По требованию природоохранной прокуратуры территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району проведена проверка соблюдения ЗАО «ТЕХКОМ» требований санитарного законодательства на территории г. Прокопьевска. В соответствии с Актом проверки № 45 от 21.02.2011 г. установлено, что ЗАО «ТЕХКОМ» имеет площадку погрузочно-сортировочного комплекса угля на площадке железнодорожных путей № 10 и № 14 ж/д станции Спиченково в районе ул. Разъездная. Предприятие осуществляет деятельность по приему, хранению, погрузке угля в ж/д вагоны. Ориентировочная величина санитарно-защитной зоны (СЗЗ) от погрузочно-сортировочного комплекса в соответствии с п.7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции с дополнениями и изменениями № 1, № 2 и № 3 составляет 500 метров для объекта 2 класса - открытые склады и, места перегрузки угля. В пределах ориентировочной СЗЗ имеется жилая застройка. По результатам проверки установлено, что документация по согласованию в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны у ЗАО «ТЕХКОМ» отстутсвует, что является нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения», п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». По результатам проверки, проведенной Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области, ЗАО «ТЕХКОМ» имеет 4 стационарных источника загрязнения атмосферы: погрузочный комплекс, сортировочный комплекс, открытый угольный склад, открытая стоянка техники. Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих,, прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В ч.2 ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Поэтому, согласно ст.ст. 16 и 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и. юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Осуществляя работы по приему, хранению, погрузке угля в ж/д вагоны, ЗАО «ТЕХКОМ» в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением. Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74, является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека. В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1260-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия" загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I -III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов, разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. В соответствии с п.2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не повышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Согласно п.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Пунктом 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: - предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами, рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействии на, атмосферный воздух (шум,, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др. выполненной аккредитованными организациями; - оценки риска здоровью населения; - систематических (годовых) натурных исследований и измерений Согласно требованиям, установленным в п.5.1 СанПиН 2.2.1\2..1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. В соответствии со ст. З Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Обеспечение указанных положений закона осуществляется путем обязательного наличия проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, т.к. в соответствии с выше названными положениями закона для действующих предприятий проект организации, санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными, нормативными документами в области охраны окружающей среды. Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие проекта организации санитарно-защитной зоны является обязательным условием, установленным законом и иными нормативными правовыми актами, предъявляемым к хозяйственной деятельности, а поскольку данный проект в ЗАО «ТЕХКОМ» отсутствует, следовательно требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора нашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Закрытое акционерное общество «ТЕХКОМ» утвердить проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам в срок до 01 мая 2012 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий:
субъекту Российской Федерации;
загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на
каждый ингредиент в отдельной точке), уровней, физического воздействия на
атмосферный воздух.