Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего Ижболдиной Т.П., при секретаре Гребенюк Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 18 июля 2011г. дело по исковому заявлению М к Администрации города Новокузнецка о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, УСТАНОВИЛ: М обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Требования мотивировала тем, что она является матерью М. На основании личного заявления от 27.07.2010г. ее дочь была поставлена на учет в Комитете образования и науки г. Новокузнецка для определения в муниципальное дошкольное учреждение на получение дошкольного образования. В результате работы комиссии по распределению путевок в детский сад ее дочери было отказано в предоставлении места. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающими права несовершеннолетней. С учетом указанного, просит обязать Комитет образования и науки г. Новокузнецка предоставить ее дочери М доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ г. Новокузнецка, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания М.: № 165, 70, 1 в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу. В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования, в которых просила обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить ее дочери М,. доступ к бесплатному дошкольному образованию путем предоставления места в МДОУ №165, 70 либо 1. Представитель Администрации г. Новокузнецка А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, считая себя ненадлежащим ответчиком. Суду пояснила, что Комитет образования и науки является самостоятельным юридическим лицом и занимается организацией образовательного процесса в городе. Администрация города предоставлением мест в дошкольных образовательных учреждениях не предоставляет. В связи с отсутствием финансирования из областного и федерального бюджетов не предоставляется возможным осуществить строительство новых детских садов. Все детские сады города переполнены, в связи с чем, предоставить место для дочери истца в ближайшее время не представляется возможным. Представитель Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка Б, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, считая их не обоснованными. Суду пояснила, что истцу не было отказано в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, в 2012-2013 учебном году М. будет принята в дошкольное образовательное учреждение – МДОУ «Детский сад № 165», согласно очередности. В связи с тяжелой ситуацией, сложившейся в городе, места в дошкольных учреждениях предоставляются по очередности. Также, сообщила, что невозможно принять ребенка сверх нормы, так как иначе руководитель дошкольного учреждения будет привлечен к административной ответственности. Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ и закреплено в ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.1992г.). В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств» патриотизма и гражданственности. Согласно ч. 3, 4 ст. ст. 18 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992г. N 3266-1, для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. В соответствии с п. 1 ст. 31 указанного Закона РФ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация общедоступного бесплатного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. В соответствии с п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В судебном заседании установлено, что М является дочерью М, что подтверждается свидетельством о рождении. М. поставлена на учет для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. При постановке на учет ей присвоена очередь номер 37. После предварительного комплектования близлежащих детских садов на 2011-2012 учебный год, М. была поставлена на общую очередь за номером 11, льготную – № 6, что подтверждается ответом Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 07.06.2011г. № х. Судом также было установлено, что истец обращалась с письменным заявлением о содействии в приеме ребенка в детский сад. На данное обращение был получен ответ, в котором сообщалось об отсутствии свободных мест в дошкольных учреждениях города. Также сообщено, что вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении дочери истицы будет рассматриваться при комплектовании детских садов на новый учебный год, в мае – июне 2012г. С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования М о возложении на Администрацию города Новокузнецка обязанности по предоставлению ее дочери М. доступ к бесплатному дошкольному образованию путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении города являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вывод суда основан на том, что ответчиком необоснованно не было предоставлено возможности для реализации права истца на получение доступа к бесплатному дошкольному образованию ее ребенку, тогда как такое право гарантировано законодательством Российской Федерации. При этом, суд считает, что Администрация г. Новокузнецка является надлежащим ответчиком по делу, поскольку, согласно указанным нормам закона, организация общедоступного бесплатного образования на территории муниципального образования отнесена к вопросам местного значения муниципального образования. Не обоснованным, по мнению суда, является довод ответчика о том, что администрация города не предоставляет места в общеобразовательных учреждениях города, так как этим полномочием наделен Комитет образования и науки, созданный администрацией для исполнения вопросов местного значения в области образования, в связи с тем, что организация общедоступного образования на территории муниципального образования – это полномочие органа местного самоуправления, исполнительным органом которого на территории города Новокузнецка является Администрация г. Новокузнецка. При этом, создание Администрацией города Новокузнецка структурного подразделения – Комитета образования и науки, в полномочия которого входит решение вопросов в области образования, не освобождает Администрацию города Новокузнецка от исполнения обязанностей, возложенных на нее в соответствии с вышеперечисленными нормами закона. Более того, суд критически относится к доводу ответчика о том, что требования М. не могут быть удовлетворены в силу отсутствия свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях города, так как развитие ребенка, его социальная защита, в том числе, обеспечение свободного доступа к образованию, не ставятся в зависимость, согласно действующего законодательства Российской Федерации, от наличия свободных мест. При определении образовательного учреждения, в котором дочери истицы должно быть предоставлено место, суд исходит из того, что М. поставлена в очередь в МДОУ «Детский сад № х», проживает рядом с ним. Кроме того, при определении судом срока исполнения ответчиком указанной обязанности суд считает разумным до 01.10.2011г. Таким образом, на Администрацию г. Новокузнецка следует возложить обязанность по предоставлению М. доступа к бесплатному дошкольному образованию путем предоставления места в МДОУ «Детский сад № х» в группе полного дня в срок до 01.10.2011г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить М., хх года рождения, доступ к бесплатному дошкольному образованию путем предоставления места в МДОУ «Детский сад № х» в группе полного дня в срок до 01.10.2011г. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2011г. Судья Т.П. Ижболдина