об определении наибольшего районного коэффициента к заработной плате с последующим установлением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к средней заработной плате в РФ



Дело № 2-4281/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:

председательствующего Евдокимовой М.А.

при секретаре Василенко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 10 августа 2011 года

гражданское дело по иску Бакуновец В.С. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской обл. об определении районного коэффициента

у с т а н о в и л:

Бакуновец В.С. обратился в суд с иском об определении районного коэффициента.

Свои требования мотивировал тем, что в его трудовой книжке значится, что он был принят переводом электросварщиком на участок «<данные изъяты>» артели старателей «<данные изъяты>» объединения «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ

Из указанной организации он был уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ

Письменным ответом ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что он был принят на работу в артель старателей «<адрес>» в должности электросварщика ДД.ММ.ГГГГ, уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ Обозначенным ответом ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> а также актом документальной проверки ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. выявлено, что участок «<данные изъяты>», где он осуществлял трудовую
деятельность, находился на территории Коми АССР.

Приведенные выше сведения также подтверждаются архивной справкой Администрации МО ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и архивной справкой Администрации МО ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако место нахождения участка «<адрес>» на территории <адрес>, где он работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не удалось установить посредством направления запросов в различные архивы.

Исходя из акта документальной проверки ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письменного ответа ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письменного ответа ГБУ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, оговоренные учреждения сведениями о месте проведения работ артелью старателей «<адрес>» на участке «<адрес>» не располагают.

Следовательно, поскольку не установлен административный район <адрес>, на территории которого находился участок «<адрес>», не представляется возможным установить районный коэффициент, который выплачивался к его заработной плате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, ввиду затруднительности определения районного коэффициента, установленного к его заработной плате за период 60 месяцев работы подряд на участке «<адрес>» артели старателей «<адрес>» объединения «Уралзолото», возникают препятствия к обоснованию установления отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ размере 1,7.

Руководствуясь принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина, признанным Конституцией РФ, а также исходя из обстоятельства отсутствия его вины (застрахованного лица) в том, что работодатель (страхователь) не передал органам Пенсионного фонда РФ сведения о его месте работы на участке «<адрес>» артели старателей «<адрес>», период которой был включен в страховой стаж, применение к нему одного из низких районных коэффициентов при наличии правового снования для использования более высокого районного коэффициента к заработной плате является существенным нарушением его права пенсионера на установление отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ.

Принимая во внимание указанный выше довод, при определении районного коэффициента к заработной плате лица, трудившегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является целесообразной возможность установления среднего районного коэффициента к его заработной плате из числа районных коэффициентов, применяемых в <адрес>.

В <адрес> к заработной плате работников устанавливаются четыре уровня районных коэффициентов - 1,6; 1,5; 1,3 и 1,2.

Для расчета среднего районного коэффициента следует суммировать четыре уровня таких коэффициентов, и разделить полученное значение на общее количество уровней этих коэффициентов: (1,6+1,5+1,3+1)2)/4=1,4.

Между тем в единицах административно-территориального деления <адрес> установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4.

Кроме того, средними одновременно являются районные коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, - 1,3 и 1,5. Тем не менее, при подобных обстоятельствах для максимальной реализации права пенсионера следует определить наибольший районный коэффициент к заработной плате (1,5) с последующим установлением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ - 1,7.

Помимо всего прочего, обстоятельство его трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именно в пределах <адрес>, должно учитываться в качестве обоснования факта его работы именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку административно-территориальные деления упомянутой республики входит в состав обозначенных районов и местностей, несмотря на то, что некоторые части данного субъекта РФ к таковым не относятся.

Просит установить ему в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наибольший районный коэффициент к заработной плате (1,5) с последующим установлением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица среднемесячной заработной плате в РФ 1,7.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал, дал суду пояснения аналогичные, изложенным в иске.

Представитель УПФ Чичерова И.К., действующая на основании доверенности и приказа о назначении на должность, с заявленными требованиями была не согласна.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела в отношении истца, материалы гражданского дела по иску Бакуновец В.С. к УПФ в <адрес> о признании протокола незаконным, считает, что оснований для удовлетворения требований нет.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 30 п. 2,3 данного ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В соответствии с п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бакуновец В.С. был принят переводом в объединение «Уралзолото» артель старателей «<данные изъяты>» участок «<данные изъяты> Коми АССР, что подтверждается сведения из трудовой книжки (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из объединения «Уралзолото» артель старателей «Печора» по собственному желанию.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии на основании ст. 27 п.1 подп.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что не отрицалось истцом и подтверждается материалами пенсионного дела.

В соответствии с актом документальной проверки ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16) место проведения работ участком «<адрес>» не известно, кроме того, сведения о начислении районного коэффициента и северной надбавки в суммовом и процентном выражениях в ведомостях начисления вознаграждения за промывочные сезоны отсутствуют, в связи с чем, подтвердить или опровергнуть начисление районного коэффициента 1,6 к заработной плате истца не представляется возможным.

Из пояснений истца в судебном заседании установлено, что его трудовая деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. протекала не по месту нахождения артели старателей «<адрес>», которая располагалась в г. <адрес>, а на участке «<данные изъяты>» место нахождения которого не установлено.

В справке (л.д.20) указано, что участок «<данные изъяты>» находился на территории Коми АССР, но не указано в какой именно части Коми АССР, т.е. невозможно доподлинно установить точное место нахождения участка «<данные изъяты>».

Постановлением Совета Министров СССр от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих местностях.

Из данного Перечня следует, что к районам Крайнего Севера относится Коми АССР – города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов.

К местностям, приравненным к районам Крайнего Севера относится Коми АССР, а именно районы: Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Цилемский, г. Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского горсовета, г. Печора.

Из справки (л.д.11) следует, что имеется список лиц на получение северной надбавки, в котором под № значится истец, но из данного списка не видно на каком участке работал истец, также отсутствуют сведения о применении районного коэффициента.

Также в данной справке указано, что рассматривался вопрос о выплате работникам дополнительного вознаграждения участков Приполярного Урала, но в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих местностях, отсутствует такое наименование района Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, как Приполярный Урал.

Из справки (л.д.21) следует, что в сведениях о заработной плате истца за период ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют сведения о начислении истцу северной надбавки, кроме ДД.ММ.ГГГГ., также отсутствуют сведения о месте работы истца.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

Суд считает, что истцом не доказан факт того, что спорный период его работы в объединении «<данные изъяты>» артель старатель «<данные изъяты>» участок «<данные изъяты>» осуществлялся в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с учетом выплаты районного коэффициента 1,5 и более.

Из представленных материалов дела эти обстоятельства также не усматриваются, иных сведений о выплате истцу районного коэффициента 1,5 и более в судебном заседании не добыто.

Таким образом, у суда нет основания для определения наибольшего районного коэффициента к заработной плате 1,5 с последующим установлением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) – 1,7.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

р е ш и л:

В удовлетворении требований Бакуновец В.С. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской обл. об определении районного коэффициента отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Евдокимова М.А.