Дело № 2-3559/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Дуровой И.Н. При секретаре Зиновьевой И.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 09.08.2011 г. Гражданское дело по иску Васильевой Н.О., действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей Васильева М.А. и Васильева А.А., Максимовой О.В. к Администрации г.Новокузнецка о признании права на социальную выплату, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании права на социальную выплату. Просят признать за Васильевым М.А., Васильевым А. А., Васильевой Н.О., Максимовой О.Б. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков; обязать Администрацию г. Новокузнецка включить Васильева М.А., Васильева А.А., Васильеву Н.О., Максимову О.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта им. Димитрова». Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить истцам социальную выплату для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения развития для шахтерских городов и поселков гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, установленным действующим законодательством Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками и пользуются жилым домом по адресу <адрес>. Данный дом принадлежит Васильеву М.А. и Васильеву А.А. на праве собственности. Он был внесен в список ветхих домов в связи с подработкой ОАО «ш. им. Димитрова». Дом изношен. В связи с этим в апреле 2011 они обратились в Администрацию г. Новокузнецка с документами на предоставление им социальной выплаты для приобретение жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданам подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. На обращение Администрация ответила отказом, обосновав его тем, что социальная выплата за указанный дом не полагается, поскольку истцы проживают в этом доме менее 5 лет. В судебном заседании представитель истцов Колупова И.И., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования. Представитель Администрации г. Новокузнецка Борзых И.П., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований. Третье лицо Федеральное государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, извещено о дате и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило отзыв, в котором указано, что формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления, а также, что приобретая ветхое жилое помещение новый собственник заведомо знает о неблагоприятных последствиях проживания в таком помещении. Третье лицо Министерство энергетики РФ, извещенное надлежащим образом о дне слушания, направило отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Также в отзыве указано, что в составе проекта ликвидации ОАО «Шахта им. Димитрова» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> по адресу <адрес> не значится. Истцы приобрели ветхое жилое помещение по договору купли-продажи, намеренно ухудшив свои жилищные условия. Представитель Управления опеки и попечительства Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (п.5). Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999г. №78 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. В ходе судебного разбирательства установлено, что несовершеннолетние Васильев М.А. и Васильев А.А. являются собственниками жилого дома по <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи от 14.12.2006 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом от 15 января 2007 г., выданными на имя Васильева А.А., Васильева М.А. (л.д.8,9). Отец несовершеннолетних, ФИО33 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти л.д.107). Согласно выписке из домовой книги от 29.09.2010 г. Васильев М.А., Васильев А.А., Максимова О.В. постоянно проживают по адресу <адрес>, куда переехали с <адрес> Васильева Н.О. проживает также постоянно по <адрес> и переехала туда с <адрес>. С 17.07.1997 г. по 28.01.2008 г. Васильева Н.О. была зарегистрирована в квартире брата Терина И.С. по адресу <адрес>, что подтверждается поквартирной карточкой (л.д.60). Максимова О.В. с 31.07.1992 г. по 22.12.2006 г. проживала и была зарегистрирована по адресу <адрес> (справка л.д.61). Как следует из адресных справок, истцы зарегистрированы по адресу <адрес>, Васильев А.А. - с 29.09.2010 г., Васильев М.А. – с 29.09.2010 г., Максимова О.В. – с 21.01.2011 г., Васильева Н.О. – с 27.09.2010 г. (л.д.53,54,55,56). Из пояснений представителя истцов следует, что все истцы проживают постоянно в указанном доме с января 2007г., т.е. сразу после покупки дома, другого жилья не имеют, условия проживания не ухудшали, поскольку на момент покупки дом ветхим не являлся, Васильевы ранее никакого собственного жилья не имели, а Максимова продала квартиру и переехала в дом к своему сыну и его семье, дом собирались увеличивать путем реконструкции. Государственное предприятие «Шахта имени Димитрова» ликвидировалось на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.1996. № 767 (л.д.69), а 25 сентября 2003 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией (л.д.71). На дату ликвидации шахты в 1999 г. были составлены Списки домов, находящихся на подработанных территориях, и лиц, проживающих там. Сторонами не оспаривалось невключение в 1999 г. спорного дома в указанный список. Однако в 2010 году по запросу Администрации г. Новокузнецка сотрудниками СФ ОАО ВНИМИ было проведено очередное натурное обследование местности и домов для определения технического состояния жилья в районе расположения условно-опасных зон и зоне подработки. Согласно заключению № 275 от 17.11.2010 г., составленному НИИ Горной геомеханики и маркшейдерского дела – межотраслевого научного центра ВНИМИ, в результате анализа горно-графической документации в жилом массиве у городской больницы № 8 выявлены 16 условно-опасных зон по выходу провалов от очистных и подготовительных выработок ликвидированной шахты им. Димитрова. Согласно планам поверхности, представленным Администрацией г. Новокузнецка, непосредственно в границах вышеуказанных зон расположены 35 жилых домов и к трем домам отсутствует безопасный доступ. Результаты обследования района показали, что из этих домов в 18-ти проживают люди, а 20 домов жильцами брошены и разрушены в разной степени. Техническое состояние домов, большая стоимость и длительность проведения работ по приведению в безопасное состояние территории, позволяет сделать вывод о нецелесообразности сохранения данного жилья и рекомендовать его к сносу. На территории зоны влияния горных работ пласта II, горизонта +70м находятся 120 домов, из них: 15 домов разрушены полностью или частично; 13 построены или капитально отремонтированы после завершения процессов сдвижения; 38 имеют незначительную степень подработки; у 42 домов расчетные деформации превышают допустимые. Дома, деформации которых во время подработки превысили допустимые, рекомендованы к сносу. В таблице П. 4., являющейся приложением к указанному заключению, содержится степень влияния горных работ ликвидированной шахты им. Димитрова на жилые дома, расположенные в районе городской больницы №8, рекомендации по их сохранению или сносу. Как следует из таблицы, <адрес> подлежит сносу и на момент обследования в нем проживали люди, степень влияния горных работ на дом указана в таблице как с большой степенью подработки (л.д.112-122). Выводы указанного заключения не оспаривались ни истцами, ни Администрацией г. Новокузнецка. Таким образом, установлено, что жилой дом по <адрес> признан рекомендованным к сносу только в 2010 году, т.е. спустя почти три года после приобретения дома истцами в собственность. Указанным заключением также установлено, что дом подлежит сносу в результате ведения горных работ на шахте им. Димитрова. Истцы обратились с заявлением на имя Главы города В.Г Смолего о включении их в список на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья. 01.03.2011 г. им был направлен ответ, в котором им было отказано в связи с тем, что отсутствуют основания для включения их в списки, т.к. они проживают в указанном доме менее 5 лет. Согласно справкам филиала №12 БТИ г.Новокузнецка от 30.05.2011 г. Васильев А.А.и Васильев М.А. по документам инвентаризации значатся владельцами частного жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.62,63). Максимова О.В. и Васильева Н.О. владельцами частного дома не значатся (л.д.64,65). Из информации Управления по учету и приватизации жилых помещений администрации г.Новокузнецка от 01.06.2011 г. следует, что Васильев М.А., Васильева Н.О., Максимова О.В. по состоянию на 22.12.1998 г. правами на жилые помещения на территории г.Новокузнецка не обладали. Согласно выписке из ЕГРП от 14.06.2011 г. Васильеву А.А., Васильеву М.А. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом по адресу <адрес> (л.д.108,109). Сведения о наличии прав в ЕГРРП на недвижимое имущество у Васильевой Н.О., Максимовой О.В. отсутствуют (л.д.110,111). В судебном заседании также были допрошены свидетели, которые пояснили, что истцы постоянно проживают в указанном доме с 2007 года. Свидетель ФИО34 суду пояснила, что знакома с истцами, т.к. проживала с ними по соседству. Они приехали зимой 2006 -2007 г. В доме живут постоянно, в том числе и зимой. ФИО35., допрошенный в качестве свидетеля, пояснил, что истцы живут по соседству. Проживают в доме с 2006 г. в доме проживают четверо - женщина, два ее сына и пожилая женщина. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, т.к. их показания полны, взаимно дополняют друг друга, непротиворечивы, свидетели имеют регистрацию по месту жительства по адресам в домах, которые являются соседними с домом истцов. При таких обстоятельствах суд считает установленным, что истцы постоянно проживают в спорном доме по <адрес> с января 2007 года, другого жилья не имеют, условия своего проживания намеренно не ухудшали, на момент приобретения дома им не было и не могло быть известно, что дом подлежит сносу. Принадлежащий истцам жилой дом по адресу <адрес>: <адрес>, признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им.Димитрова» в 2010 году. На момент признания дома непригодным для проживания и включения в Списки истцы являлись собственниками дома, постоянно проживали и продолжают проживать там, не имеют другого места жительства, иного жилья в собственности также не имеют. Следовательно, в силу Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г.№428 истцы имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова за счет средств, предусмотренных Правительством Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Иск подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Васильевой Н.О., Васильевым М.А., Васильевым А.А., Максимовой О.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, расположенного по адресу <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Обязать Администрацию города Новокузнецка включить Васильеву Н.О., Васильева М.А., Васильева А.А., Максимову О.В. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта им. Димитрова». Обязать Администрацию города Новокузнецка предоставить Васильевой Н.О., Васильеву М.А., Васильеву А.А., Максимовой О.В. социальную выплату для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения развития для шахтерских городов и поселков гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, установленном действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда. Председательствующий (подпись) И.Н. Дурова Верно. Судья. И.Н.Дурова