о признании права на выделение социальных выплат и включение в списки на предоставление выплаты



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

При секретаре Доскоч И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 21.03.2011г.

Дело по иску Кузьменко В.Г., Кузьменко Н.И., Кузьменко Г.В. к Администрации <адрес> о признании права на выделение социальных выплат, включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику Администрации г.Новокузнецка о признании за ними права на выделение им денежных средств на переселение с подработанной шахтой территории и включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что Кузьменко Г.В., Кузьменко В.Г., Кузьменко Н.И. являются собственниками жилого дома по <адрес>, в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

Они обратились в Администрацию г.Новокузнецка с просьбой включить их семью в списки на переселение, однако им было отказано по тем основаниям, что они менее пяти лет владеют (проживают) в доме и не имеют права на социальные выплаты для приобретения жилья.

Считают данный отказ незаконным, поскольку Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов, поселков не предусматривают, что для произведения выплат им нужно встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебное заседание истцы не явились, направили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель Кузьменко В.Г.- Волкова О.С., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.

Представитель Администрации г.Новокузнецка Борзых И.П., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия, купив дом, расположенный на подработанных территориях, фактически в него не заселялись и не проживают.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (п.5).

Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности им нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

С учетом изложенного, довод ответчика о том, что истцы не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ранее, чем через 5 лет со дня совершения действий, направленных на намеренное ухудшение своих жилищных условий, не имеет юридического значения для разрешения возникшего спора. Истцы не требуют предоставления им жилого помещения по договору социального найма. Их требования заключаются в предоставлении социальных выплат в порядке, предусмотренном «Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденными Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г.№428. Таким образом, правовых оснований для применения ст. 53 ЖК РФ к возникшим правоотношениям нет. Для решения вопроса, заявленного истцами, значение имеет совокупность иных обстоятельств, указанных выше.

Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999г. №78 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Государственное предприятие «Шахта имени Димитрова» ликвидировалось на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.1996. №767, а 25 сентября 2003 г. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией.

02.07.1999. был составлен Список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой имени Димитрова территории, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности. Принадлежащий истцам дом по <адрес>, в <адрес> был включен в указанный список, т.е. признан непригодным для проживания. Однако в числе лиц, проживающих в данном доме, указан Б..

Жилой дом истцы приобрели в собственность в равных долях у Ж. на основании договора купли-продажи от 14.07.2009. Отчуждаемый жилой дом принадлежал Ж. по праву собственности на основании договора дарения дома от 14.06.1990г.

Из пояснений истцов следует, что они никогда ранее не проживали в указанном доме, в родственных отношениях с прежними жильцами и собственниками не состояли.

Из домовой книги следует, что истцы зарегистрированы в указанном доме: Кузьменко В.Г. – с 08.06.2007г., Кузьменко Н.И.. – с 25.12.2009г., Кузьменко Г.В. – с 20.12.2010г.

Таким образом, на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности – шахты имени Димитрова и составления Списка домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной территории, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности собственником дома был Ж., а не истцы.

У истцов в указанное время отсутствовало какое-либо право на жилой дом. Они в жилом доме по <адрес> не проживали, членами семьи Б. либо Ж. не являлись, не были зарегистрированы в доме по месту жительства.

Несмотря на отсутствие у истцов иного жилья, что подтверждается представленными ими документами, а также на то, что принадлежащий им дом признан ветхим, непригодным для проживания, истцы не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Данная мера социальной помощи носит целевой характер, предусмотренные государством мероприятия по реструктуризации угольной промышленности не преследуют цели защиты прав иных лиц, кроме как нанимателей и собственников жилых помещений (включая членов их семей), ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а также не предусматривают переход права требования социальной помощи по праву наследования.

Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Кузьменко В.Г., Кузьменко Н.И., Кузьменко Г.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий Оленбург Ю.А.