о включении в списки и предоставлении социальной выплаты



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Новокузнецк 03.03.2011г.

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

При секретаре Доскоч И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Аглутдинова Р.М., Аглутдиновой Ю.Н., Аглутдинова Р.М., Аглутдиновой Н.М. к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Аглутдиновой К.Р., <данные изъяты>, <данные изъяты>, Кристины Рахимовны обратились в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка включении в списки и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Требования мотивированы тем, что Аглутдинова Р.М. и Аглутдинова Р.М. являются собственниками по 1\2 доли жилого дома по <адрес>, в г.Новокузнецке на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Дом находится в зоне шахтовой подработки шахты им.Димитрова, о чем на момент покупки дома им не было известно.

Они обратились в Администрацию г.Новокузнецка с просьбой включить их семью в списки на переселение, однако им было отказано по тем основаниям, что они менее пяти лет владеют (проживают) в доме и не имеют права на социальные выплаты для приобретения жилья.

Считают данный отказ незаконным. Просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья; обязать Администрацию г. Новокузнецка включить их в список граждан, подлежащих переселению и предоставить им указанную социальную выплату.

Представитель Администрации г.Новокузнецка Борзых И.П., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия, купив дом, расположенный на подработанных территориях.

Представитель ФГУ «ГУРШ», участвующего в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором выразил также несогласие с заявленным иском. Мотивировал тем, что получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования «Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» и «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» являются органы местного самоуправления. Формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления. Кроме того, по мнению представителя ФГУП «ГУРШ», у истцов отсутствует право на предоставление социальной выплаты.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (п.5).

Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности им нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999г. №78 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Государственное предприятие «Шахта имени Димитрова» ликвидировалось на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.1996. №767, а 25 сентября 2003 г. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией.

Согласно списка домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой имени Димитрова территории, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности от 02.07.1999., принадлежащий истцам дом по <адрес>, в <адрес> включен в указанный список, т.е. признан непригодным для проживания. В числе лиц, проживающих в данном доме, указаны Ш. и К..

Указанные лица умерли, и в 2007 г. на основании свидетельств о праве на наследство после указанных лиц собственником дома стала Ч..

Ч. была допрошена в качестве свидетеля в судебном заседании. Пояснила, что после смерти отчима и брата оформила наследство на дом и продала его, т.к. сама в жилье не нуждалась, имеет собственный дом, с отчимом и братом совместно не проживала.

Истцы Аглутдинова Р.М. и Аглутдинова Р.М. приобрели указанный дом в собственность в равных долях на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., ими получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом.

Из домовой книги видно, что с июня 2010 г. семья Аглутдинова Р.М., а с июля 2010 г. - семья Аглутдинова Р.М. – зарегистрированы в указанном доме по месту жительства.

Таким образом, на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности – шахты имени Димитрова у истцов отсутствовало какое-либо право на указанный жилой дом. На момент закрытия шахты истцы в жилом доме по <адрес>, не проживали, членами семьи Ш. и К. не являлись, не были зарегистрированы в доме по месту жительства.

Несмотря на отсутствие у истцов иного жилья, что подтверждается представленными ими документами, а также на то, что принадлежащий им дом признан ветхим, непригодным для проживания, истцы не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Данная мера социальной помощи носит целевой характер, предусмотренные государством мероприятия по реструктуризации угольной промышленности не преследуют цели защиты прав иных лиц, кроме как нанимателей и собственников жилых помещений (включая членов их семей), ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а также не предусматривают переход права требования социальной помощи по праву наследования.

Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Аглутдинова Р.М., Аглутдиновой Ю.Н., Аглутдинова Р.М., Аглутдиновой Н.М. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий: Оленбург Ю.А.