Дело № РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А. при секретаре Доскоч И.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 20 сентября 2011г. дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Новокузнецка в интересах Цудик О.Н. к Администрации Кемеровской области, Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Орджоникидзевского района г.Новокузнецка в интересах Цудик О.Н.. обратился в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка, Администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения и просит обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить Цудик О.Н. по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное. Требования мотивированы тем, что прокурором района в ходе проверки было установлено, что Цудик О.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Ц.Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, ранее была лишена родительских прав, а отец Цудик О.Н. был лишен родительских прав решением суда от 01.11.1999г.. В связи с отсутствием попечения родителей Цудик О.Н. была определена в детский дом-школу №74. Цудик О.Н. имела закрепленное жилое помещение по <адрес>. Данный жилой дом и надворные постройки полностью снесены. Цудик О.Н. по исполнении восемнадцати лет стала выпускницей МОУ «Детский дом-школа №74», по выпуску из учреждения ей должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, однако до настоящего времени Цудик О.Н. жилого помещения не имеет. В судебном заседании помощник прокурора Ницук А.В. поддержал исковые требования. Представитель Администрации г.Новокузнецка Павленко О.Е., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований. Представитель Администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Кемеровской области. Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует возложить на органы местного самоуправления- администрацию г.Новокузнецка. Считает Администрацию Кемеровской области ненадлежащим ответчиком, поскольку, жилой фонд находится в муниципальной собственности, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления. Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства в суд не явился, извещен надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании установлено, что Цудик О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Борисовского районного суда Минской области от ДД.ММ.ГГГГ ее отец Ц.Н.М.. лишен родительских прав в отношении детей, в том числе в отношении дочери Цудик О.Н., мать Ц.Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, ранее решением Орджоникидзевского районного суда г.Новокузнецка от 25.05.1999г. Ц.Л.Г. была лишена родительских прав в отношении своих детей. Из справки МОУ «Детский дом-школа №74» усматривается, что Цудик О.Н. находилась у них на полном государственном обеспечении с 28.08.2006г., окончила обучение 01.09.2006г. До настоящего времени жилое помещение Цудик О.Н. не было предоставлено, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. Цудик О.Н. значится зарегистрированной по <адрес> в общежитии. За Цудик О.Н. было закреплено жилье по <адрес>, однако согласно акта ГП КО ЦТИ филиала №12 БТИ г.Новокузнецка от 21.06.2006г. дом и надворные постройки по <адрес> снесены полностью. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах Цудик О.Н. на объекты недвижимого имущества. Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что Цудик О.Н. не имеет закрепленного за ней жилья, и до настоящего времени в соответствии с законом жилье ей не предоставлено. Цудик О.Н. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав. Право Цудик О.Н. на предоставление ей жилого помещения ответчиками не оспаривается, согласно справке администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка, Цудик О.Н. состоит на жилищном учете с 23.01.2008г. На сегодняшний день номер ее очереди на внеочередное получение жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей среди очередников района №. Согласно Постановления Совета народных депутатов г.Новокузнецка № 7/57 от 27.09.2005 г. «О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения»: установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади. Цудик О.Н. должно быть предоставлено жилое помещение указанного размера. Суд полагает, что обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г.Новокузнецка. Пункт 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает обязанность по предоставлению указанным лицам вне очереди жилых помещений на органы исполнительной власти. Таким органом в Кемеровской области является Администрация Кемеровской области. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Представителем Администрации г.Новокузнецка не представлены доказательства отсутствия необходимого жилья (при котором могли бы возникать отношения по предоставлению из областного бюджета целевой безвозмездной субсидии). Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам – соответствующие районы субъектов РФ и города субъектов РФ, а административные районы в городе к таким органам не относятся. Таким образом, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация г.Новокузнецка, обязанная предоставить Цудик О.Н. по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить вне очереди Цудик О.Н. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г.Новокузнецка, размером не менее 13 кв.м. общей площади. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения в Кемеровский областной суд. Председательствующий Оленбург Ю.А.