об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело

Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе

Председательствующего судьи Пышкиной О.В.

При секретаре Спициной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 14 октября 2011 года гражданское дело по заявлению Прокурора гор. Новокузнецка об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Прокурор гор. Новокузнецка обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления и просит признать подпункт 6 пункта 2.1.3.1, подпункт 4 пункта 2.1.3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров найма (социального найма) жилых помещений муниципального жилищного фонда, специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования», утвержденного постановлением Администрации гор. Новокузнецка от 18.06.2010 года №56 (в редакции постановления Администрации гор. Новокузнецка от 02.06.2011 года №97 «О внесении изменений и дополнений в постановление от 18.06.2010 года №56») противоречащими закону, недействующими с даты вступления в силу решения суда.

Требования мотивированы тем, что в ходе исполнения полномочий по прокурорскому надзору за исполнением законов прокурором города было установлено, что Администрацией города издано постановление от 18.06.2010 года №56 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров найма (социального найма) жилых помещений муниципального жилищного фонда, специализированного жилищного фонда коммерческого использования». Данное решение опубликовано в газете «Новокузнецк» за №45 от 29.06.2010 года. Далее, постановлением от 02.06.2011 года №97 в него внесены изменения и дополнения.

Считает, что пп. 6 п. 2.1.3.1, пп. 4 п. 2.1.3.2 Административного регламента является незаконным, так как не соответствует требованиям федерального законодательства, содержит коррупциогенные факторы и подлежит отмене:

Так, в соответствии с регламентом для заключении договора найма жилого помещения наниматель должен предоставить выписку их технического паспорта помещения и план. В случае непредоставления указанных документов, в заключении договора найма должно быть отказано. По договору найма предоставляется жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, соответственно собственник обязан владеть информацией об индивидуально-определенных признаках принадлежащих ему вещей. Поэтому истребование технического паспорта и плана от лица, которому предоставляется жилое помещение, недопустимо. Кроме того, предоставление документов осуществляется на платной основе.

Тем самым орган местного самоуправления установил завышенные к лицу требования, предъявляемые для реализации права, что является коррупциогенным фактором, указанным в пп. а п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года №96.

В судебном заседании помощник прокурора гор. Новокузнецка Федяева О.С., действующая на основании удостоверения, поддерживает заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Администрации гор. Новокузнецка Розова Е.В., действующая на основании доверенности от 29.12.2010 года, не признает заявленные требования. Суду пояснила, что для определения предмета договора найма жилого помещения как существенного условия договора, и фиксации его основных индивидуаль­ных характеристик в договоре, а также для оформления акта приема-передачи жилого помещения, необходимо наличие технического паспорта жилого помещения, который содержит информацию о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания граждан и соответственно о самой возможности заключения договора. Из ст.ст. 288-290 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ, и из полномочий собственника не следует, что он должен располагать технической и иной ин­формацией о характеристиках и состоянии передаваемого по договору жилого помеще­ния. Кроме того, выдача документов об объектах капитального строительства осуществляется организациями по государственному техническому учету по их заявлениям за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законода­тельством РФ.

Третье лицо МУ «ДЕЗ» гор. Новокузнецка, привлеченные на основании определения от 01.09.2011 года, в лице представителей Опариной О.В. и Крюкова А.Б., действующих на основании доверенностей от 14.03.2011 года и от 05.09.2011 года, возражают против требований прокурора, поддерживают доводы представителя Администрации гор. Новокузнецка.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В судебном заседании установлено, что 18.06.2010 года Администрацией гор. Новокузнецка вынесено постановление №56 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров найма (социального найма) жилых помещений муниципального жилищного фонда, специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования».

В соответствии с п. 2.1.3.1 Административного регламента для заключения договора найма жилых помещений наниматель помещения или уполномоченное им лицо на основании нотариально удостоверенной доверенности предоставляет следующие документы:

1. заявление установленного образца, заполненное нанимателем, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя и заверенное старшим паспортистом;

2. копию финансового лицевого счета с указанием суммы задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги или отсутствия таковой; наличие задолженности не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги;

3. оригинал и копию правоустанавливающего документа на жилое помещение (ордер или решение суда, обязывающее заключить договор найма при отсутствии ордера);

4. копию поквартирной карточки, заверенную старшим паспортистом соответствующего паспортного участка (действительна в течение 10 дней с момента выдачи);

5. копию паспорта нанимателя (стр. 3 - 5);

6. выписку из технического паспорта жилого помещения и (или) план жилого помещения и их копии (в ред. Постановления Администрации гор. Новокузнецка от 02.06.2011 года №97);

7 - 8. исключены на основании Постановления Администрации гор. Новокузнецка от 02.06.2011 года №97;

9. иные необходимые документы (оригиналы и их копии):

- в случае изменения гражданином фамилии, имени или отчества - документ, подтверждающий государственную регистрацию изменения (свидетельство о заключении брака и (или) о его расторжении и т.п.);

- свидетельство о рождении нанимателя;

- свидетельство о смерти нанимателя (если прежний наниматель умер);

-справку о неприватизации квартиры (если договор заключается по контрольному талону к ордеру либо в случае утери ранее заключенного договора);

- абзац исключен. - Постановление администрации г. Новокузнецка от 02.06.2011 N 97;

- справку о переименовании улицы (если изменился адрес);

- нотариально удостоверенную доверенность от нанимателя (в случае невозможности личного обращения), копию паспорта представителя по доверенности.

Пункт 2.1.3.2 Административного регламента также предусматривает необходимость предоставления выписки из технического паспорта жилого помещения и (или) план жилого помещения и их копии для заключения договора социального найма (подпункт 4).

Прокурор гор. Новокузнецка считает, что указанные положения Административного регламента противоречат закону и являются недействующими.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации предоставле­ния государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии со ст. 12 указанного Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: 1) общие положения; 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона РФ от 27.07.2010 года стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает, в том числе, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, Административный регламент, утвержденный Постановлением Администрации гор. Новокузнецка от 18.06.2010 года №56, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с федеральным законодательством для предоставления услуги по заключению договором найма, в том числе и технического паспорта, который заявитель должен представить самостоятельно.

В силу п. 14 Постановления Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда в РФ» от 13.10.1997 года №301 учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Пунктом 13 Постановления Правительства РФ «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ» от 04.12.2000 года №921 также предусмотрено, что технические паспорта, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

В силу п. 15 Постановления от 04.12.2000 года №921 документы об объектах капитального строительства предоставляются физическим и юридическим лицам организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что технический паспорт жилого помещения входит в перечень доку­ментов, необходимых в соответствии с законодательством для предоставления муници­пальной услуги, поскольку содержит информацию о предмете договора найма жилого помещения, являющемся существенным условием данного договора. Включение его в состав документов, которые должны быть представлены заявителем при заключении договора найма жилого помещения обязательно по действую­щему законодательству.

Согласно п. 1,2 ч. 7 Закона РФ «Об организации предоставле­ния государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года №210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.

Согласно ч. 6 ст. 7 Закона РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;

9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность и входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

12) решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

13) учредительные документы юридического лица;

14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.

То есть, документы Архивного фонда РФ, к которым относится технический паспорт жилого помещения, относятся к государственной части и являются федеральной собственностью, не входят в список документов, которые органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, поэтому у заявителя, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги, они могут быть истребованы.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона РФ «Об организации предоставле­ния государственных и муниципальных услуг» в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются за счет средств заявителя.

Часть 1 данной статьи предусматривает, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №352 утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, в число которых входят технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства (пункт 24), которые оказываются за счет средств заявителя.

Таким образом, включение в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров найма (социального най­ма) жилых помещений муниципального жилищного фонда, специализированного жилищно­го фонда и жилищного фонда коммерческого использования», выписки из технического пас­порта жилого помещения и предоставление указанного документа на платной основе является правомерным и не противоречит действующему федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах, нельзя признать подпункт 6 пункта 2.1.3.1, подпункт 4 пункта 2.1.3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров найма (социального найма) жилых помещений муниципального жилищного фонда, специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования», утвержденного постановлением Администрации гор. Новокузнецка от 18.06.2010 года №56 (в редакции постановления Администрации гор. Новокузнецка от 02.06.2011 года №97 «О внесении изменений и дополнений в постановление от 18.06.2010 года №56») противоречащими закону и недействующими

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Прокурору гор. Новокузнецка в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней.

Решение суда изготовлено 20.10.2011 года.

Председательствующий: (подпись) О.В. Пышкина

Верно, судья- О. В. Пышкина

Решение вступило в законную силу «___________»__________________2011 г.

Судья-