об обжаловании решения должностного лица



Дело

Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе

Председательствующегосудьи Пышкиной О.В.

При секретаре Спицной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 6 октября 2011 года гражданское дело по жалобе Открытого акционерного общества «Кузбасская Энергетическая сбытовая компания» на представление прокурора Центрального района гор. Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства,

у с т а н о в и л:

ОАО «Кузбассэнергосбыт» обратились в суд с жалобой на представление прокурора Центрального района гор. Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг, от 30.05.2011 года за , которое просит отменить.

Требования мотивированы тем, что 30.05.2011 года прокурором Центрального района было вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг, с которыми они не согласны по следующим основаниям:

Довод прокурора о том, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» является «исполнителем коммунальных услуг» на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года, является несостоятельным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В этой связи ОАО «Кузбассэнергосбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, и не соответствует понятию «исполнитель», закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В данном случае собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, приобретают электрическую энергию непосредственно у ресурсоснабжающей организацией. При данной форме управления порядок электроснабжения граждан регулируется «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ№ 530 от 31.08.2006 года.

Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» был соблюден порядок введения ограничения, предусмотренного действующим законодательством. Они не являются «исполнителем коммунальных услуг», следовательно, не могли нарушить порядок уведомления потребителя, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Поскольку надпись на уведомления «в дверь» означает, что абонент отказался получать уведомление и расписываться за его получение, закрыв перед работником ОАО «Кузбассэнергосбыт» дверь, куда и было доставлено уведомление, после устного оглашения его содержания абоненту. Таким образом, все отключенные абоненты были надлежащим образом извещены о задолженности и о планируемых мероприятиях по введению ограничений электроснабжения в случае неоплаты задолженности.

Заявитель полагает, что действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» по ограничению потребителей должников за потребленную электроэнергию правомерны и полностью соответствую действующему законодательству.

В судебном заседании представители заявителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» Овечкин С.В., действующий на основании доверенности от 01.07.2011 года, и Паршуков Д.Е., действующий на основании доверенности от 01.07.2011 года, поддержали свои требования, просят суд представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг, от 30.05.2011 года, вынесенное прокурором Центрального района гор. Новокузнецка, признать незаконным и отменить.

Помощник прокурора Центрального района гор. Новокузнецка Гете А.А., действующая на основании удостоверения серии , возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что законодателем прямо предусмотрено, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, какой является ОАО «Кузбассэнергосбыт». Кроме того, за три расчетных периода жителям дома по <адрес> направлялись уведомления о задолженности, а за шесть дней до отключения электроэнергии – извещения о предстоящем ограничении, при этом только три жителя документы получили лично, а остальным жителям документы были оставлены в дверном проеме входной двери, что является нарушением порядка уведомления.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что имеется достаточно оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 21 Закона РФ «О прокуратуре российской Федерации» от 17.01.1992 года №2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 22 указанного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со статьей 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что 30.05.2011 года прокуратурой Центрального района гор. Новокузнецка в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» было вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг, на основании которого ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязано принять меры для устранения нарушений закона, причин и условий им сопутствующих по недопущению подобного впредь, произвести перерасчет за оплаченные жителями квартир № услуги по вводу ограничения в размере <данные изъяты> рублей, повторного подключения в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района по сообщениям в СМИ жителями дома по <адрес> по факту приостановления электроснабжения в доме, были выявлены нарушения в действиях ОАО «Кузбассэнергосбыт» действующего законодательства.

Прокуратурой установлено, что 11.05.2011 года ОАО «Кузбассэнергосбыт» было введено ограничение режима потребления электроэнергии жителям четырнадцати квартир дома по <адрес> в связи с образованием у данных жителей задолженности по коммунальной услуге «электроснабжение» перед ОАО «Кузбассэнергосбыт». При введении данного режима ограничения ОАО «Кузбассэнергосбыт» руководствовался нормами «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530. Так, согласно предоставленной информации и документов, жителям данного дома, имеющим задолженность за три расчетных периода перед ОАО «Кузбассэнергосбыт», направлялись уведомления о задолженности, а за шесть дней до отключения - извещения о предстоящем ограничении. При этом, только три жителя документы получили лично в руки, остальным жителям данные документы были оставлены в дверном проеме входной двери. Указано о необходимости руководствоваться Правилами «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а не нормами «Основных, положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

Оспаривая законность представления прокурора, ОАО «Кузбассэнергосбыт» ссылается на то, что на отношения между обществом, как ресурсоснабжающей организации, и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, требования вышеназванных Правил не распространяются.

Из протокола от 07.10.2010 года усматривается, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> собственники выбрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками жилых помещений, в качестве обслуживающей организации выбрали "Т", а также решили утвердить обслуживания многоквартирного дома по <адрес> с "Т"

Собственниками помещений дома заключен договор на комплексное обслуживание с "Т" от 07.10.2010 года.

Стороны не отрицали, что функции поставщика электроэнергии в дом по <адрес> выполняет ОАО «Кузбассэнергосбыт», являющееся ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с Уставом ОАО «Кузбассэнергосбыт», утвержденным общим собранием акционеров от 18.05.2006 года, основной целью деятельности общества является получение прибыли, для получения которой оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: покупка электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе, гражданам).

Правоотношения, возникшие между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и собственниками квартир в доме по <адрес>, регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ.

В силу ч. 1, ч. 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно п. 7 ст. 37 Закона РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года №35-ФЗ Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов предусмотрен Постановлением Правительства РФ «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» от 31.08.2006 года №530.

Согласно п. 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления;

в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, действие которых распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению. Энергоснабжению, водоснабжеию и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам:

коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Согласно п. 49 Правил исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Министерство регионального развития Российской Федерации в письме «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307» от 20.03.2007 года №4989-СК/07 разъяснило, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 ЖК РФ, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Таким образом, законодательно предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг является лицо, ответственное за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, поэтому при непосредственном способе управления многоквартирным домом ресурсоснабжающая организация, какой является ОАО «Кузбассэнергосбыт» (осуществляет только подачу электроэнергии), не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Доводы помощника прокурора Центрального района гор. Новокузнецка о том, что к возникшим правоотношениям следует применять Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, суд оценивает критически, поскольку настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а ОАО «Кузбассэнергосбыт» исполнителем не является.

Как видно из материалов дела, жильцам квартир № дома по <адрес> были направлены извещения вместе с уведомлениями о предстоящем после 10.05.2011 года отключении электроэнергии ввиду наличия задолженности за потребленную электроэнергию за три расчетных периода.

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

С учетом этих положений закона уведомления жильцам направлены правомерно, поскольку ограничение подачи коммунальных ресурсов было назначено на срок после 10 числа в случае неуплаты задолженности.

Поскольку задолженность уплачена не была, 11.05.2011 года по квартирам № было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. Имеющиеся в деле уведомления свидетельствуют о том, что они были направлены жильцам.

Доводы прокурора о том, что вынесенное 30.05.2011 года представление является законным, поскольку ограничение было произведено без уведомления потребителей, суд считает несостоятельными, так как представление является незаконным в силу того, что было вынесено в отношении ненадлежащего субъекта.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» является ненадлежащим субъектом, в отношении которого было вынесено представление, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг, поэтому представление Прокурора Центрального района гор. Новокузнецка об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг от 30.05.2011 года, является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным представление Прокурора Центрального района гор. Новокузнецка об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг от 30.05.2011 года.

Отменить представление Прокурора Центрального района гор. Новокузнецка об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг от 30.05.2011 года.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Решение изготовлено 12.10.2011 года.

Председательствующий: (подпись) О.В. Пышкина

Верно, судья- О. В. Пышкина

Решение вступило в законную силу «__________»___________________2011 г.

Судья-