Дело№№ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Оленбург Ю.А. при секретаре Доскоч И.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 24 октября 2011 г. гражданское дело по иску Прокурора Куйбышевского района г.Новокузнецка в интересах Шкурко Р.М., Шкурко В.К., Шкурко С.В., Шкурко Г.В., Шкурко В.В. к Администрации г.Новокузнецка, Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка о признании права на жилое помещение, признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Куйбышевского района г.Новокузнецка обратился в суд в интересах Шкурко Р.М., Шкурков В.К., Шкурко С.В. о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий и просит признать незаконным бездействие Администрации г.Новокузнецка выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда, непринятию мер по предоставлению жилых помещений взамен непригодного для проживания; обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить Шкурко жилое помещение, состоящее не менее чем из 2-х комнат, отвечающие санитарно-техническим требованиям; обязать Администрацию г.Новокузнецка провести работы по сносу жилых помещений непригодных для проживания, находящихся в аварийном доме по <адрес>. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка доводов коллективного обращения жителей дома по <адрес> о нарушении жилищных прав. Установлено, что Шкурко проживают по <адрес> на основании смотрового талона, выданного администрацией Куйбышевского района 29.12.2002г., после пожара, произошедшего по прежнему месту жительства указанной семьи – по <адрес>. Жилой дом по <адрес> 1934 г.постройки, бревенчатый, двухэтажный. По результатам инвентаризации, проведенной в 2000г. процент износа дома составил 100%. Фундамент практически отсутствует на поверхности земли, коньковая балка на чердаке сломана, оконные блоки и рамы гнилые. Ряды брусьев выпучены, стены имеют отклонения от вертикали. Таким образом, жителям дома по <адрес> администрацией г.Новокузнецка должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, однако в нарушение вышеуказанных требований и на неоднократные просьбы жителей дома в администрацию мер по переселению граждан не принято, жилые помещения не предоставлены. Ссылки Администрации г.Новокузнецка на то, что по мере поступления денежных средств из бюджетов всех уровней будет произведен снос указанного дома и предоставление жилья, несостоятельна. Указанные выше нарушения федерального законодательства свидетельствуют то бездействии Администрации города в части исполнения своих обязанностей пол осуществлению контроля за сохранностью жилищного фонда. В ходе судебного разбирательства истец отказался от исковых требований в части сноса аварийного дома по <адрес>, определением суда производство по делу в указанной части было прекращено. Кроме того, в ходе судебного разбирательства помощник прокурора Елышева Н.А. уточнила исковые требования, просит также признать за Шкурко Р.М., Шкурко В.К., Шкурко С.В., Шкурко Г.В., Шкурко В.В. право пользования жилым помещением пол <адрес>, обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить указанным лицам благоустроенное жилое помещение общей площадью 54,8 кв.м., жилой площадью 35,3 кв.м.. В судебном заседании помощник прокурора Маклакова М.Н.. поддержала исковые требования. Шкурко Г.В., Шкурко В.К., Шкурко В.В., Шкурко Г.В. поддержали заявленные исковые требования. Представитель Администрации г.Новокузнецка Павленко О.Е., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований, ссылаясь на то, что жилое помещение по <адрес>, было предоставлено Шкурко для временного проживания. Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований была привлечена Администрация Куйбышевского района г.Новокузнецка. Представитель Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка Болычева Е.Г., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; В соответствии со ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В ходе судебного разбирательства установлено, что Шкурко В.К. с членами своей семьи (Шкурко Р.М – жена, Шкурко С.В., Шкурко Г.В., Шкурко В.В. – дети) проживают в жилом помещении по <адрес>. основанием их проживания является смотровой талон, который был выдан 29.12.2002г. Администрацией Куйбышевского района г.Новокузнецка. Заключением Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от 05.08.2009г. жилой дом по <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием указано ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимости уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований Инспекцией установлено, что фундамент дома кирпичный, на поверхности земли практически отсутствует, дом имеет значительную неравномерную осадку в грунт, отмостки нет. Стены бревенчатые, брусья. Нижние венцы имеют явные признаки гнилостного разрушения находятся в земле. Стены имеют отклонения от вертикали. Кровля имеет разрушения шиферного покрытия – сколы, трещины, пробоины. На чердаке обнаружен перелом коньковой балки в следствии падения на крышу дома несколько лет назад дерева. Нижняя балка, несущая нагрузку от коньковой балки, также сломана. Оконные блоки и рамы деревянные, гнилые. На лестничных клетках установлены местные разрушения отделочного слоя штукатурки и побелки стен и потолков, вплоть до дранки. Половое покрытие на площадках вторых этажей зыбкое, имеет щели между досками(л.д.8). Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области» в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе был составлен акт от 01.10.2009. расследования (обследования) жилого дома по <адрес> и установлено несоответствие требованиям СанПиН 2.1.2.2261-07 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» (л.д.11-13). Заключением от 07.10.2009г. межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы г. Новокузнецка от 31.10.2006. №1877, жилой дом по <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием указано ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимости уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д.14-16. Распоряжением Главы г.Новокузнецка №2921 от 30.10.2009г. «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, Управлению по учету и приватизации жилых помещений поручено по мере поступления финансовых средств осуществить переселение граждан из жилого дома по <адрес>. Контроль по исполнению данного распоряжения возложен на первого заместителя Главы города по промышленности и городскому хозяйству (л.д.21). Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства. Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 (ред. от 14.07.2010) "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции"Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города. В пределах своих полномочий Администрация города: осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Аварийное состояние дома вызвано эксплуатационными причинами, в том числе отсутствием длительное время капитального ремонта. С учетом этих данных довод истца об отсутствии контроля со стороны администрации г. Новокузнецка за сохранностью муниципального жилищного фонда, следует признать обоснованным. Дом по <адрес> был признан аварийным еще в 2009г., однако на протяжении длительного периода времени с момента признания дома непригодным для проживания Администрация г.Новокузнецка не предпринимала никаких действий по переселению граждан. Бездействие Администрации г.Новокузнецка, выразившееся в неприятии мер по предоставлению жилых помещений гражданам взамен занимаемых ими, признанных непригодными для проживания, является неправомерным. Доводы представителя ответчика о недостаточности финансирования из федерального бюджета для переселения граждан из ветхих домов следует признать несостоятельными. Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления. Поскольку эти обязанности не исполняются добровольно, подлежат удовлетворению исковые требования прокурора об обязании ответчика предоставить жилое помещение гражданам, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, признанном непригодном для проживания. Оценивая доводы сторон относительно прав семьи Шкурко на занимаемое ими жилое помещение, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Согласно ч.1 ст.61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Согласно ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Ранее семья Шкурко проживала и была зарегистрирована в жилом доме по <адрес>. Указанный дом в 1998г. сгорел, что подтверждается справкой ПЧ-3 МВД РФ, и не оспаривается ответчиком. Приказом Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка от 11.07.2001г. семья Шкурко была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как «погорельцы». 29.12.2002г. Администрацией Куйбышевского района г.Новокузнецка Шкурко В.К. был выдан смотровой талон на жилое помещение по <адрес> в <адрес>. На основании указанного смотрового талона семья Шкурко вселилась в данное жилое помещение, и до настоящего времени там проживают. Никто из членов семьи Шкурко не зарегистрирован в данном жилом помещении. Из пояснений истцов следует, что в регистрации им было отказано устно со ссылкой на то, что дом подлежит включению в число аварийных. Представители ответчиков не оспаривали указанное обстоятельство. Доводы представителя Администрации г.Новокузнецка о том, что жилое помещение по <адрес> предоставлялось Шкурко для временного проживания, суд считает необоснованными. Согласно нормами жилищного законодательства граждане могут быть вселены для временного проживания в жилые помещения специализированного жилищного фонда. Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии со ст.95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что занимаемое истцами жилое помещение входит в состав маневренного фонда. Соответствующие решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к маневренному жилищному фонду, не принимались, как было признано в судебном заседании представителями Администрации г.Новокузнецка и Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка. Поэтому занимаемое истцами жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду. При вселении истцов это помещение еще не было признано аварийным. Как видно из поквартирной карточки, жилое помещение было свободным от прав других граждан, там никто не проживал. Какие-либо препятствия для предоставления данного жилого помещения в установленном порядке отсутствовали. Семья Шкурко, являясь нуждающимися в жилье, и состоящая на учете, вселилась в жилое помещение не самоуправно, а на основании акта Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка - смотрового талона. В компетенцию Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка входит распределение освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенных на территории Куйбышевского района г. Новокузнецка. Таким образом, фактически имело место предоставление гражданам Шкурко жилого помещения по <адрес>. То обстоятельство, что предоставление произведено в нарушение порядка очередности, в данном случае не может служить основанием для оспаривания прав Шкурко на занимаемое жилое помещение, поскольку подобные требования никем из других лиц (других очередников либо органов местного самоуправления) заявлены не были. Проживая постоянно в данном жилом помещении на протяжении длительного периода времени (с 2002 г.), истцы исполняли обязанности по содержанию жилого помещения, внесению платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги. В подтверждение этого ими были представлены квитанции об оплате за жилье и коммунальные услуги. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии права Шкурко С.В., Шкурко В.К. Шкурко В.В., Шкурко Р.М., Шкурко Г.В. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы, из чего следует, что какого-либо иного жилого помещения у Шкурко не имеется. При таких обстоятельствах следует признать, что фактически сложились отношения по пользованию жилым помещением по договору социального найма. Нарушение порядка оформления предоставления жилого помещения (отсутствие распоряжения о предоставлении), в результате чего отсутствовали официальные основания для заключения договора социального найма в установленной форме, не может вести к ущемлению прав граждан. Указанные нарушения были допущены органами местного самоуправления, а именно Администрацией Куйбышевского района г.Новокузнецка. Сведения о наличии каких-либо нарушений со стороны граждан отсутствуют. Учитывая изложенное, за Шкурко Р.М., Шкурко В.К., Шкурко С.В., Шкурко Г.В., Шкурко В.В. следует признать право пользования жилым помещением по <адрес>, а следовательно, и право на предоставление другого жилого помещения взамен занимаемого ими, признанного непригодным для проживания. Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ). Занимаемое семьей Шкурко жилое помещение имеет общую площадь 58,6 кв.м., что подтверждается данными плана БТИ. Исходя из этого, следует обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить семье Шкурко жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г.Новокузнецка., общей площадью не менее 58,6 кв.м. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Шкурко Р.М., Шкурко В.К., Шкурко С.В., Шкурко Г.В., Шкурко В.В. право пользования жилым помещением по <адрес>. Признать незаконным бездействие Администрации г.Новокузнецка, выразившееся в неприятии мер по предоставлению жилых помещений гражданам взамен занимаемых ими, признанных непригодными для проживания. Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить Шкурко Р.М., Шкурко В.К., Шкурко С.В., Шкурко Г.В., Шкурко В.В. на семью из пяти человек жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, расположенное в границах г.Новокузнецка, размером не менее 58,6 кв.м. общей площади. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней после составления решения в окончательной форме. <адрес> Судья Оленбург Ю.А.