о понуждении к совершению действий



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего Милочкиной Р.А.

при секретаре Комлик В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 11 октября 2011 г.

гражданское дело по иску Прокурора г.Новокузнецка в интересах ФИО1 к Администрации Кемеровской области, Администрации г.Новокузнецка, Администрации Центрального района г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Новокузнецка в интересах ФИО1 обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с иском к ответчикам. Просит суд обязать Администрацию Центрального района г.Новокузнецка поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р. жилое помещение по договору социального найма не менее 13 кв.м. общей площади, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города проведена проверка доводов обращения, поступившего в прокуратуру Кемеровской области о нарушении права на внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р. В ходе проведенной проверки было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р. после смерти родителей, как ребёнок-сирота была передана под попечительство старшей сестре. Мать ФИО1ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ Жилое помещение за ФИО1, где она проживала при устройстве её под попечительство закреплено не было. Семья ФИО2 на тот момент проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Впоследствии эта улица была переименована, и в настоящее время местом регистрации ФИО1 является <адрес>. Проверка правоустанавливающих документов на данное здание по <адрес> показала, что она является имуществом, входящим в состав ОАО «РЖД», по своему назначению представляет здание комнаты отдыха ВОХР. В данном случае, жилья подлежащего закреплению и сохранности, ФИО1 не имела, правом собственности либо пользования каким-либо жилым помещением не обладала. Однако ФИО1. жилое помещение, как ребёнку сироте, при прекращении попечительства представлено не было. В 1998г. ФИО1. исполнилось 18 лет, и она на основании личного заявления должна была встать на жилищный учёт для получения льготного жилья по месту первичного выявления, т.е. в Администрацию Центрального района г.Новокузнецка. Однако ФИО1 о своих правах ребёнка-сироты не знала.

Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Кемеровской области.

Помощник Прокурора г.Новокузнецка ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме.

ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации Центрального района г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, просил рассмотреть в своё отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении в своё отсутствие не просил.

Представитель ответчика Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении в своё отсутствие не просил.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации г.Новокузнецка ФИО4 не возражала против заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции РФ: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 155.3 СК РФ: дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права пользования жилым помещением.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Прокуратурой г.Новокузнецка была проведена проверка о нарушении права на внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1

В судебном заседании установлено, что ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Распоряжения Центрального района г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО6 была назначена ФИО7

Судом установлено, что до назначения опеки семья ФИО2 проживала по адресу: <адрес>. Впоследствии эта улица была переименована в <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственником нежилого помещения по <адрес> является ЗАО «Российские железные дороги».

Нежилое помещение по <адрес> представляет собой здание комнаты отдыха ВОЗР, общей площадью 389,9 кв.м.

В соответствии с копией паспорта ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Право собственности ОАО «Российские железные дороги» возникло на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО « Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного в соответствии с Распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от ДД.ММ.ГГГГ .

Ранее указанный объект находился в федеральной собственности на балансе Новокузнецкой дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения – структурной единицы Кузбасского отделения- структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги.

В 2003 года по акту передачи в собственность ОАО «РЖД» передавалось нежилое помещение-здание ВОХР.

Жилое помещение предназначено для работы и отдыха работников ВОХР, осуществляющих охрану указанного моста.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, Методическими рекомендациями по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 N 131 железнодорожные пути и ж/д транспорт относится к опасным производственным объектам.

В силу ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 28.04.2009)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)

охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

Учитывая изложенное государством предприняты меры по обеспечению безопасности граждан и охране объекта путем введения ограничения в хозяйственной деятельности в пределах полос отвода и охранных зон.

Согласно ст.23 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Проживание лиц в здании, находящемся в полосе отвода железной дороги не обеспечивает безопасное проживание и создает угрозу жизни и здоровью, находящихся в нем людей, что продиктовано повышенной опасностью производственного объекта, подлежащего охране, а именно железной дороги и железнодорожного транспорта.

Фактическое проживание истца и других лиц само же по себе еще не влечет за собой изменение статуса помещения по <адрес>, поскольку в установленном порядке не производилось оформление этого помещения в качестве жилого, и оно никогда не имело статуса жилого, а изначально являлось служебно-техническим помещением и не порождает право гражданина на данное помещение.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не имела закрепленного жилого помещения, правом собственности либо пользования каким-либо жилым помещение не обладала.

Как следует из искового заявления и установлено судом, в установленный законом срок ФИО1 не встала на жилищный учёт на получение жилья.

Жилое помещение, как ребёнку-сироте, при прекращении опеки, ФИО1 представлено не было.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.

Согласно справке ГП КО «ЦТИ» Филиал ФИО1 владельцем частного дома в <адрес> не значится.

Из ответа Управления по учёту и приватизации жилых помещений Администрации г.Новокузнецка следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р. не обладает правами на жилые помещения на территории г.Новокузнецка.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что ФИО1 не имеет закрепленного за ней жилья, и до настоящего времени в соответствии с законом жилье ей не предоставлено.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди.

Законом предусмотрено право ФИО1 на предоставление ей жилого помещения вне очереди, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пункт 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает обязанность по предоставлению указанным лицам вне очереди жилых помещений на органы исполнительной власти. Таким органом в Кемеровской области является Администрация Кемеровской области.

Суд полагает, что обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г.Новокузнецка.

Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Представителем Администрации г.Новокузнецка не представлены доказательства отсутствия необходимого жилья (при котором могли бы возникать отношения по предоставлению из областного бюджета целевой безвозмездной субсидии).

Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам – соответствующие районы субъектов РФ и города субъектов РФ, а административные районы в городе к таким органам не относятся.

Согласно Постановления Совета народных депутатов г.Новокузнецка № 7/57 от 27.09.2005 г. «О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения»: установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.

Учитывая изложенное, суд полагает обязать Администрацию Центрального района г.Новокузнецка поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р.

Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ФИО1 внеочереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, свободное юридически и фактически.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Центрального района г.Новокузнецка поставить на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения внеочереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, свободное юридически и фактически

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Кемеровский областной суд.

Председательствующий Р.А. Милочкина