РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего Милочкиной Р.А. при секретаре Комлик В.А. с участием прокурора ФИО7 рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 11 октября 2011 г. гражданское дело по иску Прокурора г.Новокузнецка в интересах ФИО1 к Администрации Кузнецкого района г.Новокузнецка, Администрации г.Новокузнецка, Администрации Кемеровской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ответчикам о понуждении к совершению действий. Просит обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., жилое помещение по договору социального найма не менее 13 кв.м. общей площади, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой г.Новокузнецка проведена проверка доводов, изложенных в поступившем из Генеральной прокуратуры РФ обращения ФИО3 о нарушении жилищных прав ФИО1, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р. на основании приказа управления опеки и попечительства администрации г.Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ был передан в приемную семью Васильевых из МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>». В МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», как ребёнок, оставшийся без попечения родителей ФИО1 был помещен на основании приказа администрации Кузнецкого района от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО1 – ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО5 признана безвестно отсутствующей ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ Приказом № администрацией МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» ФИО1 был отчислен из данного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ. управлением опеки и попечительства города издан приказ «О прекращении договора с приемными родителями и выплаты денежных средств». А основании приказа Управления опеки и попечительства Администрации г.Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ попечителем ФИО1 был назначен ФИО6 При направлении в государственное учреждение, а затем в приемную семью ФИО1 закрепленного жилого помещения не имел. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на льготную очередь на получение жилья как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, в Администрацию Кузнецкого района. В настоящее время очередь ФИО1 на внеочередное получение жилого помещения, как лица из числа детей-сирот – 96. До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, он проживает у бывших приемных родителей ФИО11 по <адрес>. Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: Администрация Кузнецкого района г.Новокузнецка, Администрация Кемеровской области. В судебном заседании помощник прокурора г.Новокузнецка ФИО7 поддержала исковые требования. ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме. Представитель ответчика Администрации г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении в своё отсутствие не спросил. Представитель ответчика Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явилась, извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в своё отсутствие. Направила отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации Кемеровской области в полном объёме. Представитель ответчика Администрации Кузнецкого района г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации г.Новокузнецка ФИО8 не возражала против заявленных требований. Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции РФ: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 155.3 СК РФ: дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права пользования жилым помещением. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ: Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В прокуратуру г.Новокузнецка поступило обращение о нарушении жилищных прав ФИО1, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была проведена проверка. В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец ФИО1 – ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №. Мать ФИО1 – ФИО5 решением Кузнецкого районного суда г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ была признана безвестно отсутствующей, а ДД.ММ.ГГГГ умерла. Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Приказом № от 16.909.2003г. ФИО1 был зачислен в МОУ «<данные изъяты>». На основании приказа управления опеки и попечительства администрации г.Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был передан в приемную семью ФИО11. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из детского дома в связи с передачей в приемную семью ФИО11. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ был прекращен договор с приемными родителями Васильевыми. На основании приказа Управления опеки и попечительства Администрации г.Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ попечителем ФИО1 был назначен ФИО6 В соответствии с ответом на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обладает правами на жилые помещения на территории г.Новокузнецка. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества. Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что ФИО1 не имеет закрепленного за ним жилья, и до настоящего времени в соответствии с законом жилье еймуне предоставлено. Право ФИО1 на предоставление ему жилого помещения ответчиками не оспаривается. Распоряжением Администрацией Кузнецкого района г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 был принят на учёт и поставлен на очередь нуждающихся в улучшение жилищных условий. Согласно справке администрации Кузнецкого района г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учёте в списках граждан, нуждающихся в получении жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ На ДД.ММ.ГГГГг.очередь ФИО1 в общем списке - №, по категории – №(сирота). В настоящее время ФИО1 проживает в семье бывших приемных родителей Васильевых по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди. Законом предусмотрено право ФИО1 на предоставление ему жилого помещения вне очереди, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению. Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Пункт 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает обязанность по предоставлению указанным лицам вне очереди жилых помещений на органы исполнительной власти. Таким органом в Кемеровской области является Администрация Кемеровской области. Суд полагает, что обязанность предоставления жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г.Новокузнецка. Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Представителем Администрации г.Новокузнецка не представлены доказательства отсутствия необходимого жилья (при котором могли бы возникать отношения по предоставлению из областного бюджета целевой безвозмездной субсидии). Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам – соответствующие районы субъектов РФ и города субъектов РФ, а административные районы в городе к таким органам не относятся. Согласно Постановления Совета народных депутатов г.Новокузнецка № 7/57 от 27.09.2005 г. «О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения»: установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади. Таким образом, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация г.Новокузнецка и следует обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить вне очереди ФИО1 по договору социального найма жилое помещение в черте города, общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, свободное юридически и фактически. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию г.Новокузнецка предоставить вне очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в черте города благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, свободное юридически и фактически Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Кемеровский областной суд. Председательствующий Р.А. Милочкина