об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе

Председательствующего судьи Пышкиной О.В.

При секретаре Спициной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 26 октября 2011 года гражданское дело по заявлению Коркина Е.Н. об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя,

у с т а н о в и л:

Коркин Е.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать постановление судебного пристава-исполнителя Овчинниковой Е.Г. об отказе в возбуждении исполненного производства за от 06.07.2011 года незаконным.

Требования мотивированы тем, что на основании решения Центрального районного суда гор. Новокузнецка Кемеровской области от 06.04.2010 года ему был выдан исполнительный лист о взыскании с ГУ «23 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» задолженности по выплате выходного пособия в сумме <данные изъяты> рублей.

Коркин Е.Н. отправил по почте заявление о возбуждении исполнительного производства на имя начальника отдела судебных приставов по Центральному району гор. Новокузнецка Кемеровской области старшего пристава Моисеевой О.А.. 06.07.2011 года судебным приставом-исполнителем Овчинниковой Е.Г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. С данным постановлением он не согласен.

Судебный пристав-исполнитель Овчинникова Е.Г. указывает, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания с бюджетного учреждения, подлежит исполнению в соответствии с БК РФ и ссылается на ст. 242.5 БК РФ. Все статьи указанной главы БК РФ содержат нормы, направленные на регулирование исполнения судебных актов по обращению взыскания непосредственно на средства бюджетов бюджетной системы РФ. В первом абзаце постановления Овчинникова Е.Г. указывает наименование организации-должника - ГУ «23 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)», однако оно не относится к федеральному бюджетному учреждению, поэтому нормы ст. 242.5 БК РФ не применяются.

Таким образом, положения главы 24.1 БК РФ регулирует процедуру исполнения судебных актов по обращению взыскания непосредственно на средства бюджетной системы РФ, в то время как решение Центрального районного суда гор. Новокузнецка и исполнительный лист направлены на взыскание денежных средств не из соответствующего бюджета, а с государственного, пусть и бюджетного, но учреждения как юридического лица (некоммерческой организации).

В судебное заседание Коркин Е.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району гор. Новокузнецка был извещен о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений не представил.

Суд, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ч. 2 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Согласно ч. 3 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

В силу ч. 1 ст. 121 Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года за №229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Центрального районного суда гор. Новокузнецка от 06.04.2010 года с государственного учреждения «23 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области (договорной)» в пользу Коркина Е.Н. взыскана задолженность по выплате выходного пособия в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании указанного решения был выдан исполнительный лист от 16.06.2011 года, который был предъявлен Коркиным Е.Н. на исполнение в ОСП по Центральному району гор. Новокузнецка.

06.07.2011 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа от 16.06.2011 года.

Мотивом отказа в возбуждении исполнительного производства послужило то, что исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов; исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания с бюджетного учреждения, подлежит исполнению в соответствии со ст. 242.5 БК РФ по месту открытия лицевого счета.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с в. 8 ст. 31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 10 указанного Закона РФ финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства РФ «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» от 20.06.2005 года №385 Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В силу ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Таким образом, ГУ «23 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области» входит в систему федеральных бюджетных учреждений, финансируется Министерством финансов России за счет средств федерального бюджета.

В силу ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (лицевые счета должника).

Согласно ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Согласно письма Казначейства РФ от 19.07.2006 года №42-7.1-15/5.1-298 «По вопросам исполнения судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета бюджетов Российской Федерации, направляется в установленном порядке судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, по месту открытия их должнику.

При этом иной порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлен.

Таким образом, исполнение судебного акта в порядке предъявления его непосредственно должнику, т.е. минуя орган Федерального казначейства, и последующего предъявления в орган Федерального казначейства должником (вместе с платежным поручением) исполнительного документа, для направления его в соответствующий судебный орган, не соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации.

Поскольку ГУ «23 отряд Федеральной противопожарной службы по КО» финансируется за счет средств федерального бюджета, следовательно, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета направляется взыскателем вместе с документами в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 06.07.2011 года судебный пристав-исполнитель неправомерно сослался на ст. 242.5 БК РФ, предусматривающую направление исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения при обращении взыскания на средства местного бюджета.

Однако п. 8 ст. 31 Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ предусматривает в числе прочих основание для отказа в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный лист не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В данном случае отказ в прекращении исполнительного производства о взыскании с ГУ «23 отряд Федеральной противопожарной службы по КО» в пользу Коркина Е.Н. денежных средств является правомерным, поскольку исполнительный документ предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета и подлежит исполнению в ином порядке.

Несмотря на то, что судебным приставом-исполнителем неверно применены нормы Бюджетного Кодекса РФ, им правомерно отказано в возбуждении исполнительного производства. То есть, применение судебным приставом-исполнителем ст. 242.3 БК РФ привело бы к аналогичному результату – отказу в возбуждении исполнительного производства.

Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что, отказывая Коркину Е.Н. в возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району гор. Новокузнецка правильно применил нормы ч. 8 ст. 31 Закона РФ «Об исполнительном производстве», поскольку исполнительный лист о взыскании с ГУ «23 отряд Федеральной противопожарной службы по КО» в пользу Коркина Е.Н. не подлежит исполнению федеральной службой судебных приставов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Коркина Е.Н. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Решение суда изготовлено 01.11.2011 года.

Председательствующий: (подпись) О.В. Пышкина

Верно, судья- О. В. Пышкина

Решение вступило в законную силу «________»____________________2011 г.

Судья-