Дело № 2-3348/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе: председательствующего Евдокимовой М.А. при секретаре Василенко Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 31 октября 2011 года гражданское дело по заявлению Ковалева Е.А. об обжаловании действий должностных лиц и признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка у с т а н о в и л: Ковалев Е.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц и признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Федеральной регистрационной службы по КО за ним было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории земель- земли поселений, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Земельный участок был приобретен им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ за № из Комитета Градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка он получил сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб. для уплаты физическим лицом земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ., со ссылкой на то, что кадастровая стоимость земельного участка дана в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и по информации, расположенной на сайте: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ он получил по почте налоговое уведомление № на уплату физическим лицом земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. руб., исходя из налоговой базы <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, им на имя начальника ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка был направлен ответ на налоговое уведомление № о том, что он не согласен с оценкой кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу <адрес> и, соответственно, не согласен с суммой налога. После чего он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N №, которое утверждает представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кемеровской области средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам. Однако указанное постановление было опубликовано с нарушением правил введения в действие и опубликования нормативных правовых актов. Приложение к Постановлению не было опубликовано в официальных источниках опубликования Коллегии Администрации Кемеровской области, которыми являются газета «Кузбасс» и сборник «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области». Тем самым нарушены требования ч. 3 ст. 15 Конституции РФ - не было обеспечено возможности ознакомиться с содержанием акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивал. Указание на то, что для получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка нужно воспользоваться информационным сервисом «Интерактивная кадастровая карта» в сети Интернет по адресу <данные изъяты> нельзя считать надлежащей публикацией, обеспечивающей возможность ознакомления с документом для широкого круга лиц, сайт Управления является ведомственным электронным ресурсом и не может рассматриваться как орган публикации нормативных правовых актов. Из положений Правил поведения государственной кадастровой оценки земель и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, взятых в совокупности, следует, что государственная кадастровая оценка земель поселений основывается на статическом анализе рыночных цен. ДД.ММ.ГГГГ оценщиками ООО «<данные изъяты>» по заявке Ковалева Е.А. была проведена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, которая составила <данные изъяты> руб. Кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в настоящее время значительно превышает его рыночную стоимость в 5 раз, что явно не соответствует ситуации на рынке недвижимости, имеющей тенденцию к снижению цен. Проводить рыночную оценку принадлежащего ему на праве собственности, земельного участка до подачи в суд заявления он не стал, т.к. считает правильным назначить экспертизу по оценке рыночной стоимости участка с учетом мнения сторон относительно вопросов, которые следует поставить перед оценщиком, и определения организации, которой можно было бы поручить проведение данной оценки. Кадастровую стоимость принадлежащего Ковалеву Е.А. на праве собственности земельного участка считает недостоверной, поскольку стоимость определена без учета анализа рыночных цен и с существенным отрывом от реальной рыночной цены. Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером №, проведенные ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости нарушают его право уплачивать законно установленные налоги и сборы, предусмотренное ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ. Требование ИФНС РФ по Центральному району г. Новокузнецка об уплате налога на землю в сумме <данные изъяты> рублей считает также незаконным, поскольку налоговая база рассчитана на основании недостоверной кадастровой оценки земельного участка. Недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка явилась основанием неправильного расчета налога на землю. Просит суд признать незаконным требование ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка об уплате налога на землю в сумме <данные изъяты> рублей; признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером №, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб.; признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КО по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать Федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный кадастровый центр «<данные изъяты>» устранить допущенные нарушения путем проведения надлежащей государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с ответчиков судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. Представитель заявителя Ковалева Е.А. – Бакулина Л.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивала, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Также уточнила требования: просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб. и привести сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства. Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской. В письменном отзыве просят в иске отказать. Администрация Кемеровской области в лице представителя Меньшиковой И.Л., действующей на основании доверенности, направила суду письменные возражения на заявление Ковалева Е.А., просит в удовлетворении заявления отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрация Кемеровской области. Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области Маликова Е.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила разрешение требований на усмотрение суда. ФГУП «Федеральный кадастровый центр «<данные изъяты>» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Согласно ст. 66 п. 3 ЗК РФ, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимости. В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований. Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года. В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в редакции постановления Правительства РФ от 17.09.2007 г. № 590 кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Согласно п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений... осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания). В соответствии с абз. 2 п. 2.2.6 Методических указаний построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков. Таким образом, из положений Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, взятых в совокупности, следует, что государственная кадастровая оценка земель поселений основывается на статистическом анализе рыночных цен. Следовательно, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Судом установлено, что в качестве исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области было привлечено ФГУП «ФКЦ «Земля», которое на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по оценке привлекло ООО «Группа комплексных решений». Предоставленный в материалы дела отчет №/ГКР/140-029д об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: РФ, Кемеровской области, г. Новокузнецк не содержит данных, позволяющих проверить, каким образом при определении кадастровой стоимости учитывалась информация о рыночной цене земельных участков, не содержит расчетов и пояснений к ним, исходной информации, предоставленной Заказчиком. В соответствии с п.9.4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ № проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью, правопреемником которой является Росреестр. Согласно заключению эксперта ООО «Кузбассэкспертстрой» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного на основании определения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Россия, <адрес> по состоянию на день проведения экспертизы составила 5 727000 руб. Суд находит заключение эксперта обоснованным и убедительным, соответствующим требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №)». Кроме того, оспариваемая Ковалевым Е.А. кадастровая оценка принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в сумме <данные изъяты> руб., установлена с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как согласно отчету об оценке, в том числе, спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого кадастровая стоимость приобретаемого им земельного участка определялась в сумме <данные изъяты> руб., что значительно выше оспариваемой суммы. С учетом изложенного, суд считает действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, противоречащими ч. 2,3 ст. 66 ЗК РФ. Недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка явилась основанием неправильного расчета налога на землю. Защита прав заявителя может быть обеспечена путем обязания Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и приведении их в соответствие с действующим законодательством. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконным требование ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на землю в размере <данные изъяты> рублей в отношении Ковалева Е.А.. Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером №, проведенный Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "<данные изъяты>" в размере <данные изъяты> руб. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб. и привести сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства. Взыскать в пользу Ковалева Е.А. с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Новокузнецка судебные расходы по оплате доверенности <данные изъяты> руб. Взыскать в пользу Ковалева Е.А. с Федерального государственного унитарного предприятия Федеральный кадастровый центр "<данные изъяты>" судебные расходы по оплате доверенности <данные изъяты> руб. Взыскать в пользу Ковалева Е.А. с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области судебные расходы по оплате доверенности <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья: Евдокимова М.А.