об оспаривании акта проверки и предписания



Дело № 2-5914/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:

председательствующего Евдокимовой М.А.

при секретаре Василенко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 08 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка об оспаривании предписания государственного инспектора труда

у с т а н о в и л:

Комитет социальной защиты Администрации г. Новокузнецка обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Кемеровской области Новокузнецкого отдела Тарасовой С.В.

Требования мотивированы тем, что Тарасовой С.В. была проведена проверка в отношении Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка Управления социальной защиты населения Орджоникидзевского района.

Основание для проведения проверки является распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2. По результатам проверки был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения законодательства о труде и охране труда, а именно:

1) не определен контингент и не составлен поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием вредных работ и вредных и опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, чем нарушена ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 7 приказа Минздравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры и порядок проведения этих осмотров»;

2) не организовано проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда - нарушен абз. 9 п. 2 ст. 212 ТК РФ.

На основании акта проверки главным государственным инспектором труда Тарасовой СВ. вынесено предписание по устранению нарушений трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Комитета социальной защиты населения Администрации г. Новокузнецка в соответствии с которым необходимо устранить следующее:

определить контингент и составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием цеха, производств, вредных работ и вредных и опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, согласовать с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

организовать проведение за счет собственных средств организации периодического медицинского осмотра;

организовать проведение аттестации рабочих мест;

организовать проведение сертификации работ по охране труда.

Считают предписание по устранению нарушений требований трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - предписание) не законным и противоречащим действующему законодательству и просят отменить данное предписание.

В судебном заседании представитель заявителя Дуничева Е.Ф., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала, дала суду пояснения аналогичные, изложенным в заявлении.

В судебном заседании пояснила, что с п.3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ Комитет согласен, в настоящее время Комитетом проводятся работы по проведению аттестации рабочих мест, с пп. 1,2 и 4 предписания Комитет не согласен.

Представитель заинтересованного лица – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Тарасова С.Ф. в суд не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской.

Суд, выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка государственным инспектором труда Тарасовой С.В. вынесено предписание , из которого следует, что Комитетом нарушены требования трудового законодательства.

Пункт 1 и 2 предписания:

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Из Положения о Комитете социальной защиты Администрации г. Новокузнецка следует, что Комитет является отраслевым органом Администрации г. Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции в сфере социальной защиты населения г. Новокузнецка.

Работники Комитета и его отделов являются муниципальными служащими, на них в полном объеме распространяется законодательство о муниципальной службе.

Задачами Комитета является оказание социальной помощи, предоставление мер социальной поддержки населению города.

Разделом 3 Положения предусмотрены функции Комитета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Приказ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований).

Пунктом 7 данного Перечня, на который ссылается государственный инспектор труда в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что медицинские осмотры при вредных и/или опасных производственных факторах и работах проводятся при работах, связанных с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах.

Таким образом, суд считает, что вывод государственного инспектора труда о том, что работа в социальной сфере является вредной и/или опасной, является неверным, т.к. доказательств этому в материалы дела в соответствии со ст. 56 ГПК РФ государственным инспектором труда не предоставлено.

Из п. 1 предписания также не видно, в связи с чем, инспектор труда пришел к выводу о том, что работа в Комитете социальной защиты относится к вредным и опасным производственным факторам, оказывающим вредное воздействие на работников.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 ст.13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» предусмотрено, что порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, ФЗ «О муниципальной службе в РФ» предусмотрено, что муниципальные служащие проходят диспансеризацию, а не медицинские осмотры (обследования).

Статьей 213 ТК РФ также не предусмотрено прохождение медицинских осмотров (обследований) муниципальными служащими.

Пункт 4 предписания:

Пунктом 4 предписания предусмотрено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ Комитет социальной защиты должен организовать проведение сертификации работ по охране труда.

Сертификат работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Согласно ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников.

Основными задачами системы сертификации работ по охране труда являются:

- формирование условий для создания на предприятиях, в организациях и учреждениях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда;

- проведение достоверной оценки фактических условий труда;

- проведение достоверной оценки;

- учет результатов сертификации.

Сертификации подлежит:

- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда;

- организация работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

- деятельность службы охраны труда;

- организация обучения работников по охране труда.

Проведение сертификации регулировалось Приказом Минздрасоцразвития РФ от 24.04.2002г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», который на основании Приказа Минздрасоцразвития РФ от 01.09.2010г. № 779н «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательными лабораториями» признан утратившим силу.

В настоящее время отсутствует нормативный акт, регулирующий проведение сертификации работ по охране труда.

Таким образом, суд считает, что требование государственного инспектора труда по вынесению предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1,2 и 4 является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

р е ш и л:

Отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1,2 и 4, вынесенное Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекции труда в Кемеровской области Новокузнецкий отдел в отношении Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка.

В остальной части предписание от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: Евдокимова М.А.