Дело № 2-6221/11 РЕШЕНИЕ Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего: Дуровой И.Н. при секретаре: Зиновьевой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 12 октября 2011 г. дело по иску Музафаровой Т.И. к Комитету социальной защиты Администрации г.Новокузнецка о признании действий незаконными, УСТАНОВИЛ: Музафарова Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального района г.Новокузнецка, в котором просила признать действия УСЗН Центрального района г.Новокузнецка незаконными, восстановить допущенное нарушение ее права на получение мер социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что истец имеет троих детей и ее семья является многодетной семьей в соответствии со ст.1 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области». Согласно п.1 ст.3 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» ее семье предоставлена мера социальной поддержки в виде снижения на 30% размеров коммунальных услуг, и согласно п.10 ст. 3 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей. В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 14.11.20058г. № 123-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» порядок предоставления мер социальной поддержки предусмотренный данным законом содержит перечень документов, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области. Согласно п. 1.3. Порядка действие настоящего порядка распространяется на многодетные семьи, имеющих в своем составе троих и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями или с одним из них на территории Кемеровской области. Все члены семьи истца, а именно муж и трое детей фактически: до 28.07.2011 года проживали по адресу: <адрес> 02.08.2011г. и 13.08.2011 г истец получила письма от Управления социальной зашиты населения Центрального района, о том, что ее семья утратила права на получение меры социальной поддержки, предоставленные ей в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 123-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» (а именно ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей и мера социальной поддержки в виде снижения на 30% размеров коммунальных услуг). И истцу необходимо возместить в cpoк до 01.09.2011г. неправомерно полученную денежную выплату в сумме 3000 руб. за период с 01.05.2011 г. по 31.07.2011г. и возместить переплату за компенсацию на оплату ЖКУ 1654,14 рублей за период с мая 2011 г. по июнь 2011 г. С действиями Управления социальной защиты населения Центрального района г.Новокузнецка истец не согласна, считает их незаконными. Истец, ее муж и дети фактически в период с 01.05.2011г. по 28.07.2011 г. проживали совместно по адресу <адрес>, хотя и имели разную регистрацию по месту жительства. Фактически место жительство семьи истца не менялось, изменилась прописка двух несовершеннолетних детей. Они были выписаны по месту регистрации своего отца, это было необходимо для продажи квартиры. В дальнейшем квартира была продана, а куплена новая квартира по адресу <адрес>, где вся семья зарегистрирована кроме мужа. Полагает, что меры социальной поддержки были получены ею обосновано, действия Управления социальной защиты Центрального района нарушают Конституционные права истца. Определением суда от 19.09.2011 г. была произведена замена ответчика УСЗН по Центральному району г. Новокузнецка на Комитет социальной защиты Администрации г. Новокузнецка. В судебном заседании истец уточнила требования, просит признать незаконными действия ответчика в части требования с истца возмещения переплаты с 01.05.2011 г. по 31.07.2011 г. в размере <данные изъяты> руб., переплаты компенсации на оплату ЖКУ за период с мая 2011 г. по июнь 2011 г. в размере <данные изъяты> коп. Суду пояснила, что место жительства у двоих детей не поменялось, просто они были сняты с регистрационного учета, ее семья (она, муж и трое детей) всегда жили и живут вместе, хотя муж зарегистрирован по другому месту жительства, а двое детей временно были зарегистрированы на период продажи квартиры и до покупки новой квартиры по адресу регистрации мужа. В настоящее время ежемесячная выплата в <данные изъяты> руб. ей производится, льготы по ЖКХ приостановлены до решения суда по настоящему делу. Представитель ответчика Комитета социальной защиты Администрации г.Новокузнецка Павленко А.А., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований. Суду пояснила, что при снятии детей с регистрационного учета по прежнему месту жительства истцу необходимо было предоставить либо подтверждение временной регистрации детей, либо решение суда об установлении факта совместного проживания. Поскольку двое детей были сняты с учета в квартире, где зарегистрирована истец, то предоставление льгот прекращено. Суд, заслушав пояснения сторон, показания свидетеля, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Законом Кемеровской области от 14 ноября 2005 года N 123-03 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" установлены меры социальной поддержки многодетных семей, к которым согласно ст. 1 названного Закона отнесены семьи, имеющие в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приемных. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона области настоящий Закон распространяется на многодетные семьи, в состав которых могут входить граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, место жительства которых находится на территории Кемеровской области. Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, а также перечень документов, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области. 22 февраля 2006 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление № 53 "О реализации Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 123-03 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а также возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области". Пунктом 1.2 Порядка установлено, что действие настоящего порядка распространяется на многодетные семьи, имеющие в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями или с одним из них на территории Кемеровской области, и имеющие среднедушевой доход не выше величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области. Согласно п. 1.3 родители, состоящие в браке, а также приемные дети включаются в состав семьи независимо от места регистрации по месту жительства. В соответствии с п. 1.5 Порядка для получения мер социальной поддержки один из родителей (совместно проживающий с детьми) представляет в орган, уполномоченный органом местного самоуправления на предоставление мер социальной поддержки, в том числе, справку с места жительства о составе семьи заявителя. Редакцией пункта 1.3 Порядка (в настоящее время недействующей) первым предложением ранее было указано, что местом жительства членов семьи признается место, где семья зарегистрирована органами регистрационного учета по месту жительства. Решением Кемеровского областного суда от 21.12.2006 г., вступившим в законную силу, первое предложение пункта 1.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а также возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 февраля 2006 года N 53, было признано недействующим. В судебном заседании установлено, что семья Музафаровой Т.И. является многодетной семьей, в ее состав входят следующие члены семьи: истец, ее муж и трое несовершеннолетних детей. Им, как многодетной семье, была предоставлена мера социальной поддержки в виде снижения на 30% размеров коммунальных услуг и ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей. В адрес истца Управлением социальной защиты населения Центрального района были направлены письма от 27.07.2011 г. и 28.07.2011г. В письме от 27.07.2011 г. указывалось, что истцом в установленные законом сроки (10 рабочих дней) не были уведомлены органы социальной защиты об изменении состава семьи по адресу <адрес>, образовалась переплата компенсации на оплату ЖКУ за период с мая 2011 г. по июнь 2011 г. в размере <данные изъяты> руб. В письме от 28.07.2011 г. истцу было сообщено, что 19.04.2011 г. согласно сверке с базой данных Паспортно-визовой службы была снята с регистрационного учета по адресу <данные изъяты> дочь ФИО9, <данные изъяты> о чем своевременно не были уведомлены органы социальной зашиты. В результате этого с 01.05.2011 г. истцом было утеряно право на меры социальной поддержки, предоставляемые многодетным семьям и образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты. Истцу предлагалось возместить в Управление социальной защиты населения Центрального района г. Новокузнецка неправомерно полученную денежную выплату в сумме <данные изъяты> руб. за период с 01.05.2011 г. по 31.07.2011 г. в срок до 01.09.2011 г. в добровольном порядке. Для дальнейшего оформления ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям в размере 1000 руб. по новому месту регистрации необходимо предоставить в УСЗН следующий пакет документов: паспорт, свидетельство о рождении детей, справку о составе семьи, сберегательную книжку. Как следует из пояснений ответчика, право на меры социальной поддержки Музафаровой Т.И. было утрачено в связи с тем, что она своевременно не сообщила об изменении состава семьи по адресу <адрес> после того, как ее дочь ФИО10. была снята с регистрационного учета. Указанные доводы ответчика суд считает несостоятельными. В соответствии с п.1.13 Порядка получатель мер социальной поддержки обязан сообщать в уполномоченный орган о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления мер социальной поддержки (изменение состава семьи и места жительства, увеличение среднедушевого дохода семьи до величины, превышающей величину прожиточного минимума и др.) не позднее 10 рабочих дней после наступления указанных событий. Судом установлено, что 19.04.2011г. дочь Музафаровой Т.И. – ФИО9 была снята с регистрационного учета по адресу <адрес> что подтверждается поквартирной карточкой. Однако истец в судебном заседании поясняла, что фактически семья продолжала проживать в полном составе по прежнему адресу, а снятие с регистрационного учета дочери было необходимо для оформления купли-продажи новой квартиры. Указанные показания истца подтверждаются представленными суду договорами купли-продажи квартир, а также показаниями свидетеля ФИО12., которая суду показала, что в июне 2011 г. она покупала квартиру по адресу <адрес> у Музафаровой Т.И. В квартире проживали истец, ее дети, муж и ФИО13. Детей истцу пришлось выписать, т.к. покупка квартиры происходила с оформлением ипотеки в АИЖК, однако фактически дети продолжали там проживать. Ключи от квартиры истцом свидетелю были переданы 28.07.2011г. Оснований не доверять показаниям истца и свидетеля у суда не имеется, показания непротиворечивы, подтверждаются договорами купли-продажи, в связи с чем суд приходит к выводу, что истец и ее семья (муж и трое детей) в спорный период (май-июль 2011 года) проживали совместно. Кроме того, ответчиком не оспаривался факт совместного проживания истца с мужем и детьми. Как следует из поквартирной карточки, истец и ее дочь ФИО10 были сняты с регистрационного учета по адресу <адрес> – 11.07.2011 г. (л.д.7). С этой же даты истец и ее трое детей были поставлены на регистрационный учет по новому адресу <адрес> (поквартирная карточка л.д.6). В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2, 27, 71). В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 2). В соответствии со ст. 3 названного Закона РФ регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Анализ приведенных положений Закона показывает, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации. Суд указывает, что отсутствие регистрации всех членов семьи по одному месту жительства не исключает возможность установления их места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Более того, в силу ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В письме от 28.07.2011г. УСЗН предъявляет требование к истцу о возмещении денежной выплаты в размере <данные изъяты> руб. за период с 01.05.2011 г. по 31.07.2011 г. Однако, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что место жительства истца и ее детей в спорный период не менялось, а состав семьи Музафаровой Т.И. оставался прежний, доказательств обратного ответчиком не представлено. Таким образом, суд не усматривает обязанности истца при указанных обстоятельствах уведомлять органы социальной защиты о снятии с регистрационного учета своей дочери ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ г.р., поскольку институт регистрационного учета носит уведомительный характер, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Факт смены регистрации двух детей сам по себе не свидетельствует об изменении состава семьи, судом установлено, что состав семьи истца не менялся. С учетом изложенного, действия ответчика в части требования с истца возмещения переплаты ежемесячной выплаты с 01.05.2011 г. по 31.07.2011 г. в размере <данные изъяты> руб., переплаты компенсации на оплату ЖКУ за период с мая 2011 г. по июнь 2011 г. в размере <данные изъяты> следует признать незаконными. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Комитета социальной защиты Администрации г.Новокузнецка в части требования с Музафаровой Т.И. возмещения переплаты ежемесячной выплаты за период с 01.05.2011 г. по 31.07.2011 г. в размере <данные изъяты> руб., переплаты компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2011 г. по июнь 2011 г. в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий (подпись) И.Н.Дурова Копия верна. Судья. И.Н.Дурова