о предоставлении жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

при секретаре Доскоч И.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

25 ноября 2011г.

дело по иску Гурьевой О.М. к Администрации г.Новокузнецка, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Гурьева О.М. обратилась в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что она является сиротой, ее родители лишены родительских прав в отношении нее. На основании приказа Администрации Куйбышевского района от 13.10.2003г. она была устроена в МОУ детский дом-школа «Дом детства №95». За ней было закреплено жилое помещение по <адрес> общей площадью 22,7 кв.м. Но в нем зарегистрировано еще пятеро ее родственников. Согласно справке Администрации Куйбышевского района она принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготная очередь 287. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В судебное заседание истица не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя Щурова Р.Ю.

В судебном заседании представитель истицы Щуров Р.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.

Представитель Администрации г.Новокузнецка Кузьмина А.М.., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований.

Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Кемеровской области.

Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует возложить на органы местного самоуправления- администрацию г.Новокузнецка. Считает Администрацию Кемеровской области ненадлежащим ответчиком, поскольку, жилой фонд находится в муниципальной собственности, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка Болычева Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании от 25.10.2011г. возражала против исковых требований, в последующее судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель Управления опеки и попечительства Администрации г.Новокузнецка Конакова Н.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Согласно ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как установлено в ч.1, ч.2, ч.6, ч.8 ст. 5 ЖК РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Само по себе отсутствие в Законе Кемеровской области от 16.05.2006. №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указания на такое условие предоставления, как отсутствие у указанных лиц закрепленного жилого помещения, еще не свидетельствует об установлении дополнительных гарантий в виде несоблюдения указанного условия, поскольку оно прямо закреплено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Гурьева О.М., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Г.Л.Н. решением Куйбышевского районного суда г.Новокузнецка от 14.10.2003г. лишена родительских прав в отношении дочери, отец Г.В.В. решением Куйбышевского районного суда г.Новокузнецка от 20.08.2007г. лишен родительских прав в отношении дочери.

Таким образом, Гурьева О.М. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства.

Приказом Администрации Куйбышевского района от 13.10.2003г. №957р постановлено содержать за счет государства несовершеннолетних Гурьеву О.М., Г.Е.М., за несовершеннолетними Гурьевыми закреплено жилое помещение по <адрес>.

Установлено, что нанимателем квартиры по <адрес> является Г.Л.Н. – мать истицы. Из поквартирной карточки усматривается, что в квартире по <адрес> зарегистрированы Г.Л.Н., Г.В.В., Г.Е.М., М.В.П. Истица Гурьева О.М. зарегистрирована в указанном жилом помещении с 16.11.1992г. до настоящего времени.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах Гурьевой О.М. на объекты недвижимого имущества.

Согласно справке администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка, Гурьева О.М. состоит на жилищном учете с 11.01.2009г. На сегодняшний день номер ее очереди на внеочередное получение жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей среди очередников района №287.

По смыслу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и находящегося во взаимосвязи с нею пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е. не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника.

Названный закон в качестве основания для предоставления жилого помещения вне очереди предусматривает ряд условий, в числе которых: наличие статуса ребенка-сироты (ребенка, оставшегося без попечения родителей); отсутствие у указанного лица закрепленного жилья. Обеспеченность жилым помещением в размере, ниже установленных норм не указана в качестве основания для предоставления жилого помещения вне очереди в связи с особым социальным статусом ребенка-сироты.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 г. №590-О-О, различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (ст.19 Конституции РФ).

Гурьева О.М. относится к числу лиц, нуждающихся в жилом помещении. Однако указанное обстоятельство не дает оснований для возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с правилами ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку она является членом семьи нанимателя жилого помещения, а потому права на внеочередное получение жилого помещения не имеет.

То обстоятельство, что истице невозможно проживать в квартире совместно с родителями, лишенными в отношении нее родительских прав в связи с их неправомерным поведением в быту, дает ей право ставить вопрос о выселении этих лиц без предоставления другого жилого помещения.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Гурьевой О.М. следует отказать.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Гурьевой О.М. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней после принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья Оленбург Ю.А.