об оспаривании действий должностного лица



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе

Председательствующего судьи Пышкиной О. В.

При секретаре Спициной Е. Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 15 декабря 2011 года гражданского дела по заявлению Павлова Е.А. о признании незаконным представления прокурора гор. Осинники,

У с т а н о в и л:

Павлов Е. А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора гор. Осинники.

Требования мотивированы тем, что с 30.12.2005 года по 11.12.2009 г. занимал муниципальную должность муниципальной службы категории «Б» высшую должность <данные изъяты> гор. Осинники.

С 01.07.2011 года работает в должности <данные изъяты> Торгового центра в ООО «Компания Сибирь».

10.10.2011 года директору ООО «Компания Сибирь» направлено представление прокурора гор. Осинники с требованием расторжения трудового договора, заключенного с Павловым Е. А.

В представлении прокурора указано, что в нарушение требований ч.ч.1-3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Павлов Е. А. осуществляет трудовую деятельность в ООО «Компания Сибирь», с которой Администрацией города, в период работы Павлова в должности <данные изъяты>, были заключены договоры аренды земельного участка с ООО «Компания Сибирь» для строительства торгового центра по адресу: <адрес>.

Считает требования прокурора гор. Осинники о расторжении трудового договора незаконным и необоснованным, нарушающим права и свободы.

Считает, что участие в подготовке и заключении договора аренды земельного участка с ООО «Компания Сибирь» от 07.04.2006 года, с последующей пролонгацией в договорах 2007-2008 г.р., не является отдельной функцией государственного управления ООО «Компания Сибирь».

Само понятие – отдельная функция государственного управления, предполагает возможность влияния на принятие управленческих решений ООО «Компания Сибирь». Работая в должности <данные изъяты> и принимая участие в подготовке и заключении договора аренды, такими полномочиями наделен не был. Процедура заключения данного договора, являлась многоступенчатым процессом, инициированным обращением ООО «Компания Сибирь» к Главе города и его последующими распоряжениями.

Работая в указанной должности, руководствовался Положением «О комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации гор. Осинники», утвержденных решением Осинниковского Совета народных депутатов от 17.05.2006 г., так как Главой города не была утверждена соответствующая инструкция.

Договора с ООО «Компания Сибирь» был заключен на основании распоряжения Главы города «О выделении земельного участка под строительство», после обращения компании в Главе города. Распоряжение Главы города Осинники было направлено в отделы и комитеты Администрации гор. Осинники для соответствующих согласований, после чего отделом аренды и земельных отношений КУМИ был подготовлен договора аренды, который предоставлен председателю КУМИ для визирования. В соответствии с должностными обязанностями, организация и осуществление работы по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования гор. Осинники, возложена на начальника отдела аренды и земельных отношений КУМИ гор. Осинники.

В представлении прокурора гор. Осинники не указано, какие конкретные действия Павлова Е. А. при заключении договора аренды относятся к отдельным функциям государственного управления ООО «Компания Сибирь», входившими в должностные обязанности в период работы в должности <данные изъяты>, и по каким признакам их можно отнести к отдельным функциям государственного управления.

В случае установления, что в период работы на муниципальной должности в администрации гор. Осинники Павлов Е. А. осуществлял какие-либо отдельные функции государственного управления ООО «Компания Сибирь», то для реализации права замещать должности в данной коммерческой организации в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы, требовалось бы согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Данное согласие комиссии не было получено не по своей вине.

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 18.10.2011 года, вынесенного мировым судьей судебного участка № 2 Новоильинского района гор. Новокузнецка, информация о принятии Павлова Е. А. на должность <данные изъяты> Торгового Центра ООО «Компания Сибирь», в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», была направлена в администрацию гор. Осинники своевременно, 06.07.2011 года, однако до момента обращения с данным заявлением в суд, сведений о рассмотрении ее комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов не имеется.

Ввиду изложенного доводы прокурора гор. Осинники о выявлении нарушений требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не соответствуют действительности и оснований для вынесения представления директору ООО «Компания Сибирь» с требованием о расторжении трудового договора с заявителем не имеется.

Просит суд признать не соответствующим закону требование прокурора гор. Осинники к директору ООО «Компания Сибирь» Я. о принятии мер к устранению нарушений ч.ч. 1-3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», расторжении трудового договора, заключенного с Павловым Е. А., решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения законодательства; обязать прокурора гор. Осинники отозвать представление об устранении законодательства о противодействии коррупции от 10.10.2011 г., направленное директору ООО «Компания Сибирь» Я.

В судебном заседании Павлов Е. А., его представители Воронович Ю. П., Перфильева Н. А. действующие по устному ходатайству, настаивают на заявленных требованиях.

Помощник прокурора гор. Осинники – Храпкин П. В. действующий на основании удостоверения, возражает против заявленных требований. Суду пояснил, что представление прокурора гор. Осинники в отношении директора ООО «Компания Сибирь» Я., об устранении законодательства о противодействии коррупции, - является законным и обоснованным.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ граждане, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, право бывшего государственного (муниципального) служащего замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях ограничивается, только если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности данного государственного (муниципального) служащего.

Под государственным управлением в теории государства и права понимается организующее и регулирующее воздействие государства в лице специально созданных структур на общественные отношения. Государственное управление юридическими лицами может быть как непосредственным, например, государственное управление федеральными государственными предприятиями путем передачи имущества, назначения представителей в органы управления, заключение трудовых договоров с руководителями, контроль за результатами хозяйственной деятельности, так и опосредованным, в частности, государственное управление юридическими лицами без учета организационно-правовой формы и формы собственности путем принятия и реализации нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные правовые отношения указанных юридических лиц.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; в силу части1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения от 28.12.2005 года с 30.12.2005 года Павлов Е. А. был назначен на муниципальную должность муниципальной службы категории «Б» высшую должность <данные изъяты>

Согласно записям в трудовой книжке Павлова Е. А. следует, что 11.12.2009 г. он, Павлов Е. А., на основании распоряжения от 11.12.2009 года был уволен с муниципальной службы.

На основании приказа от 01.07.2011 г. Павлов Е. А, был принят на работу в ООО «Компания Сибирь» на должность <данные изъяты> торгового центра, что подтверждается записями в трудовой книжке заявителя.

Муниципальная должность муниципальной службы по категории «Б», высшая должность <данные изъяты>, которую замещал Павлов Е. А., относится к должностям, о которых работодатель при заключении трудового договора в течение двух лет после увольнения обязан в течение 10 дней сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту службы в соответствии с п.4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из пояснений заявителя и подтверждается материалами дела, 27.09.2011 года на основании постановления прокурора гор. Осинники было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении директора ООО «Компания Сибирь» Я..

Из указанного постановления следует, что директор ООО «Компания Сибирь» Я. как работодатель 01.07.2011 г. при приеме на работу в качестве <данные изъяты> Торгового Центра Павлова Е. А., который ранее замещал должность муниципальной службы категории «Б» высшую должность <данные изъяты>, не сообщил в десятидневный срок по последнему месту его службы о заключении трудового договора.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новоильинского района гор. Новокузнецка Кемеровской области от 25.10.2011 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Я.. – директора ООО «Компания Сибирь» за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Указанное постановление мирового судьи от 25.10.2011 г. вступило в законную силу 08.12.2011 года на основании решения Новоильинского районного суда гор. Новокузнецка.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При рассмотрении протеста прокурора гор. Осинники на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Новоильинского района гор. Новокузнецка о 25.10.2011 года судом было установлено, что в соответствии с требованиями ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель Павлова Е. А. – ООО «Компания Сибирь» в десятидневный срок с момента заключения трудового договора, а именно 06.07.2011 года ( от даты заключения трудового договора 01.07.2011 г.) направил в адрес Администрации гор. Осинники уведомление о приеме Е. А. Павлова на должность <данные изъяты> ТЦ ООО «Компания Сибирь».

Судом было также установлено, что указанное уведомление содержит все необходимые сведения, указанные в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2010 года № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы». Данное письмо подписано директором ООО «Компания Сибирь» Я. и заверено печатью.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства оспариванию и повторному доказыванию не подлежат.

Действующим законодательством установлено, что решение вопроса о возможности бывшего государственного или муниципального служащего работать в конкретных коммерческих и некоммерческих организациях возложено на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Статус этих комиссий в настоящее время применительно к государственной гражданской службе урегулирован на федеральном уровне ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и ст. 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Ни один из указанных актов не регулирует порядок дачи комиссиями согласия на работу указанных государственных и муниципальных служащих в коммерческих и некоммерческих организациях после окончания служебной деятельности.

Павловым Е. А. представлено письменное обращение, направленное Администрацией гор. Осинники ему 18.07.2011 года за , как <данные изъяты> торговых центров «Мария-Ра».

По мнению суда, указанное письмо косвенно подтверждает, что Администрации гор. Осинники достоверно было известно о том, какую должность и в какой коммерческой организации (ООО) занимает Павлов Е, А. после увольнения с муниципальной должности.

Кроме того, в соответствии с п.3.3.4 Положения «О Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации гор. Осинники, утвержденного решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 17.05.2006 г. комитет от имени администрации гор. Осинники заключает гражданско-правовые договоры.

В судебном заседании установлено, в период работы Павлова Е. А. в должности <данные изъяты> гор. Осинники, Администрацией гор. Осинники в лице заместителя Главы, председателя КУМИ были заключены договоры аренды земельного участка с ООО «Компания Сибирь» под строительство объектов.

В представлении прокурора гор. Осинники не указано, какие конкретно управленческие функции были осуществлены Павловым Е. А. при заключении указанных выше договоров аренды с ООО «Компания Сибирь».

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о правомерности требований заявителя, находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать не соответствующим закону требование прокурора гор. Осинники к директору ООО «Компания Сибирь» Я. о принятии мер к устранению нарушений ч.ч. 1-3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», расторжении трудового договора, заключенного с Павловым Е. А., решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения законодательства.

Обязать прокурора гор. Осинники отозвать представление об устранении законодательства о противодействии коррупции от 10.10.2011 г., направленное директору ООО «Компания Сибирь» Я.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Решение изготовлено 20 декабря 2011 года

Судья- (подпись) О. В. Пышкина

Верно, судья- О. В. Пышкина

Решение вступило в законную силу «__________»_______________2011 г.

Судья-