Дело № Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Именем Российской Федерации Центральный районный суд гор. Новокузнецка Кемеровской области в составе Председательствующего судьи пышкиной О. В. При секретаре Спициной Е. Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке 22 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора Центрального района гор. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Дорремонт» о признании деятельности незаконной, У с т а н о в и л: Прокурор Центрального района гор. Новокузнецка обратился в суд с иском к ОАО «Дорремонт» о признании деятельности незаконной. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района гор. Новокузнецка при проведении проверки соблюдения ОАО «Дорремонт» требований законодательства РФ в сфере обслуживания дорожного движения выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства. В нарушение требований абз. 3 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с водительским составом не проводится работа по повышению квалификации. Установлено, что водители организации не имеют подтверждения о прослушивании курса лекций по повышению профессионального мастерства в 2011 г. Не обеспечено в соответствии с требованиями транспортного законодательства проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава, нарушены требования, предусмотренные абз. 5 ст. 20, ч.2 ст. 23 Федерального закона от 10..12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также положения письма Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 года № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Установлено, что в целях проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава в ОАО «Дорремонт» выделено специальное помещение, которое в нарушение порядка, регламентированного Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 г. № 25410/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» состоит из одной комнаты, отсутствует комната для отбора биологических сред. Кроме того, данное помещение не оснащено медицинскими приборами, а именно отсутствует сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи. Указанные нарушения препятствуют медицинскому работнику объективному выявлению у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации, утомления, а в случае выявления указанных признаков принятию мер к недопущению водителей к управлению транспортными средствами. В ОАО «Дорремонт» не проводится анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения. Меры воздействия к водителям, допустившим нарушения Правил дорожного движения не принимаются. Ответчиком не обеспечено соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения. На момент проверки технического состояния транспортных средств инспектором Отдела ГИБДД Управления МВД России по гор. Новокузнецку установлен факт допуска до эксплуатации транспортных средств, имеющих неисправности, при наличии которых эксплуатация запрещена. В порядке, установленном законодательством РФ, эксплуатация данных транспортных средств была запрещена. Установленный прокурорской проверкой факт допуска до эксплуатации транспортных средств, имеющих неисправности, является следствием отсутствия у предприятия средств технического диагностирования. Осмотр транспортных средств перед выездом на линию проводится на смотровой канаве без использования средств технического диагностирования. Предприятие не имеет собственной производственно-технической базы для проведения работ по ТО-1 и ТО-2. Кроме того, прокуратурой района было установлено, что сотрудниками ОГИБДД Управления МВД России по гор. Новокузнецку по результатам внеплановых проверок в адрес ОАО «Дорремонт» неоднократно вносились предписания, однако исполнение данных предписаний было проигнорировано руководителем ОАО «Дорремонт». В ходе прокурорской проверки был установлен факт не устранения ранее выявленных нарушений. Прокуратурой района в адрес руководителя ОАО «Дорремонт» было внесено представление об устранении выявленных нарушений, требования по которому не были исполнены. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора района в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в целях недопущения массовых нарушений прав граждан на безопасность дорожного движения. Считает, что деятельность ответчика является потенциально опасной для неопределенного круга лиц и свидетельствует о возможном причинении вреда в будущем. Осуществление ОАО «Дорремонт» деятельности в нарушение требований действующего законодательства РФ отвечает отсутствие фактического обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах гор. Новокузнецка, а безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц граждан РФ. Транспортные средства, как источники повышенной опасности, создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. В судебном заседании пом. прокурора Центрального района гор. Новокузнецка Протасова Е. В., действующая на основании удостоверения, на иске настаивает. Ответчик ОАО «Дорремонт» был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, предоставлен письменный отзыв на исковое заявление. Третье лицо - Управление МВД России по гор. Новокузнецку в лице представителя Крутилова П. А., действующего на основании доверенности от 21.12.2011 года, подтвердил доводы истца, поддержал исковые требования. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства. Выслушав пояснения истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 16 указанного закона предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ) обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения. Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 года № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» предусмотрено, что одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Правильная организация проведения предрейсовых медицинских осмотров является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий. В соответствии с «Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное): - кушетка медицинская; - письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф; - прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.; - прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.; - алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.; - столик для медицинского оборудования - 1 шт.; - шпатели медицинские - 10 шт.; - сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.; - оборудованная комната для отбора биологических сред. Помещение должно быть оборудовано средствами связи. В судебном заседании установлено, что 07.06.2011 года Отделением технического надзора ОГИБДД УВД по гор. Новокузнецку был составлен акт внеплановой проверки ОАО «Дорремонт» по соблюдению нормативных актов в области ОБДД. Проверка была проведена старшим помощником прокурора Центрального района гор. Новокузнецка и старшим государственным инспектором ОТН ОГИБДД УВД по гор. Новокузнецку. В ходе проверки было установлено, что ОАО «Дорремонт» занимается производством асфальта и благоустройством улиц и дорог гор. Новокузнецка. В нарушение требования ФЗ -196 «О безопасности дорожного движения», Приказа Минтранса, Минтруда РФ от 11.02.1994 года, не все руководители, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии, прошли специальную подготовку в сфере организации БДД, подтвержденную соответствующими документами. Работа с водительским составом проводится на слабом уровне. План мероприятий, направленных на снижение количества совершенных ПДД и допущенных ДТП водителями организации на текущий год разработан, но не все намеченные пункты выполняются. Не организовано качественное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, не созданы условия для повышения профессионального мастерства водительского состава в 2011 году. Собрания с водителями на актуальные темы не проводятся. В организации не ведется учет и анализ допущенных ДТП и нарушений ПДД водителями организации. Водительский состав предприятия не имеет подтверждения о прослушивании курса лекций по повышению профессионального мастерства в 2011 году. Организация имеет собственный медицинский пункт для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. При проведении проверки было установлено, что медицинский пункт, используемое в нем оборудование, и его количество не отвечает требвоаниям Письма Министерства здравоохранения от 21.08.2003 года «О порядке проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей транспортных средств». Медицинский пункт состоит из одной комнаты для приема посетителей. В комнате отсутствуют: кушетка медицинская, сейф, шкаф для верхней одежды, стол для медицинского оборудования, настольная лампа и следующее медицинское оборудование: прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе, необходимое количество (запас 10 шт). экспресс-тестов на определение наркотических средств, шпатели медицинские, сумка с набором инструментов для оказания первой помощи. Предприятие не имеет лицензию на проведение предрейсовых и после рейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Проверка технического состояния транспортных средств перед выездом на линию проводится не качественно. На момент проведения проверки был установлен факт допуска до эксплуатации транспортных средств, имеющих неисправности, при наличии которых эксплуатация запрещена. Осмотр транспортных средств перед выездом на линию проводится на смотровой канаве без использования средств технического диагностирования. В штате предприятия отсутствует специалист, отвечающий за выпуск транспортных средств на линию. Предприятие не имеет собственной производственно-технической базы для проведения работ по ТО-1 и ТО-2. Данная работа проводится без использования средств технического диагностирования. Обслуживание сводится к замене жидкостей и смазок в узловых частях автомобиля. Как следует из указанного акта проверки от 07.06.2011 года, в ходе проверки присутствовали руководитель предприятия, технический директор, диспетчер. 15.09.2011 года была проведена повторная внеплановая проверка ОАО «Дорремонт» на основании требования прокурора Центрального района гор. Новокузнецка. В ходе проведения проверки были выявлены аналогичные нарушения действующего законодательства «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. То есть после проведенной проверки ОАО «Дорремонт» должных выводов сделано не было, нарушения, выявленные в июне 2011 года, устранены не были на момент проведения проверки в сентябре 2011 года. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доводы истца были опровергнуты ответчиков в письменном отзыве, из которого следует, что все нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения, вынесенного прокурором Центрального района от 27.06.2011 года № г. устранены. Однако, в обоснование своих доводов об устраненных недостатков, ответчиком не предоставлено никаких доказательств. Оценивая доказательства в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконной деятельность ОАО «Дорремонт» по эксплуатации транспортных средств. Запретить ОАО «Дорремонт» эксплуатацию, принадлежащих юридическому лицу транспортных средств до устранения имеющихся нарушений. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Кемеровский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение изготовлено 29 декабря 2011 года Судья- (подпись) О. В. Пышкина Верно, судья- О. В. Пышкина Решение вступило в законную силу «__________»__________________-2011 г. Судья-