о предоставлении жилого помещения



Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего Сулеймановой А.С.

При секретаре Андрюхиной С.Л.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 21.06.2011 г.

Дело по иску Прокурора Центрального района г. Новокузнецка в интересах ФИО02 к ФИО2 о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Новокузнецка обратился в суд в интересах ФИО02 с иском к ФИО2 о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что прокурором района в ходе проведения проверки законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что ФИО02 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его одинокая мать - Теплякова М.Н. решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 30.05.2005г. была лишена родительских прав, а по решению Центрального районного суда г. Новокузнецка от 07.05.2009г. признана безвестно отсутствующей. На основании приказа администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка № 498 от 05.07.2005г. ФИО02 был помещен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. В 2009 году ФИО02 выпустился из МОУ «Детский дом-школа ». По выпуску из данного государственного учреждения ему должно было быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Однако до настоящего времени ФИО02 жилого помещения не имеет. На основании распоряжения администрации <адрес> ФИО02 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан на внеочередное получение жилья. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь во внеочередном списке - 187.

Просит обязать ФИО2 предоставить ФИО02, ДД.ММ.ГГГГг.р. по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактические свободное.

В судебном заседании Прокурор Центрального района г. Новокузнецка в лице помощника ФИО10, ФИО02, настаивали на удовлетворении исковых требований, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. Требования уточнили, просили предоставить жилое помещение в г. Новокузнецке. ФИО02 суду пояснил, что проживает в общежитии техникума, где он учится, проживание возможно только в период учебного года. В летний период снимает квартиру.

Ответчик ФИО2 в лице представителя ФИО9, действующей на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что ввиду постоянного дефицита бюджета города, средств на капитальное строительство жилых домов городским бюджетом на протяжении последних лет не предусматривается. Строительство муниципального жилья в городе не ведется, а введенные в эксплуатацию на территории города жилые дома строились за счет средств федерального и областного бюджета. Распределение этой жилой площади осуществляется Администрацией Кемеровской области среди граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, на подработанных территориях закрытых угольных предприятий и работников бюджетной сферы города с оплатой жилья в рассрочку на 10 лет. В распоряжение Администрации г.Новокузнецка поступает только то жилье, которое переходит по праву наследования к государству от граждан, не имеющих наследников. Обеспечение детей-сирот жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции. Органы государственной власти Кемеровской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены материальными и финансовыми средствами. Кроме того, удовлетворение требований истца нарушит права тех лиц, которые поставлены на учет в льготной очереди ранее истицы.

Третье лицо ФИО3 в лице представителя ФИО8, действующей на основании доверенности, поддержала позицию ответчика ФИО2

Третье лицо ФИО6 в лице представителя ФИО11, действующей на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.

Третье лицо ФИО5 в судебное заседание представителя не направило, о явке в суд извещено, причины неявки суду не сообщило.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание представителя не направило, о явке в суд извещено, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представило отзыв относительно исковых требований. Из отзыва следует, что в настоящее время в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма. Поскольку жилищный фонд находится в муниципальной собственности и субъект Российской Федерации - Кемеровская область не имеет в составе государственной собственности Кемеровской области жилищного фонда, было принято решение о передаче государственного полномочия по представлению жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления. Закон Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Кроме того, новая редакция Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрела особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установила порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Таким образом, администрация города Новокузнецка не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Кроме того, ст.35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий. При этом следует отметить, что жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. То есть, для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Областным бюджетом предусмотрены субвенции местным бюджетам муниципальных образований на обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование из областного бюджета осуществляется в течение финансового года. Администрация Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» является одним из исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, наряду с другими органами. Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 органам местного самоуправления переданы не полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти Кемеровской области- Администрации Кемеровской области, а государственные полномочия, которыми обладает субъект Российской Федерации. Из вышеперечисленных норм, не следует, что исполнительный орган государственной власти - Администрация Кемеровской области обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Администрация Кемеровской области не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета. Таким образом, на Администрацию Кемеровской области неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу. Субъект Российской Федерации - Кемеровская область, жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления - администрацию города Новокузнецка. Администрации районов не обладают распорядительными функциями относительно средств местного бюджета. Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ.

Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, находит требования Прокурора Центрального района г. Новокузнецка подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 3, 4 ст.49 ЖК РФ, вступившего в силу с 01.03.2005г., жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящем Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.12.1996. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006г. № 67-ОЗ Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ)

Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Согласно п.3 указанного закона, гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Судом установлено следующее.

Родителями ФИО02, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО0, ФИО01, что подтверждается свидетельством о рождении.

На основании решения Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО01 лишена родительских прав, в отношении сына ФИО02, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО01 признана безвестно отсутствующей.

Приказом Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ постановлено содержать за счет средств государства несовершеннолетнего ФИО02, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как родители: мать – ФИО01, лишена родительских прав, является матерью одиночкой.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО02 воспитывался в детском доме-школе <адрес>, находился на полном государственной обеспечении, что подтверждается справкой, выданной МОУ «Детский дом-школа » <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО02 состоит на учете в ФИО3, распоряжение , льготная очередь .

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что ФИО02 не имеет жилья, и до настоящего времени в соответствии с законом жилье ему не предоставлено.

Право ФИО02 на предоставление ему жилого помещения ответчиком не оспаривается, он состоит на учете граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий, с 13.09.2005 г., его очередь .

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действительно ФИО02 является лицом, оставшимся без попечения родителей, и ему должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, обязанность предоставления изолированного благоустроенного жилого помещения должна быть, возложена на ФИО2.

Постановлением СНД г. Новокузнецка от 27 сентября 2005 г. N 7/57 «О РАЗМЕРЕ НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м. общей площади.

При определении размера жилого помещения подлежащего предоставлению ФИО02 суд исходит из указанной нормы общей площади в размере 13 кв.м.

Возражения ФИО2 относительно заявленных исковых требований не являются основанием для отказа истцу в иске. Наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями, отсутствие финансирования, не может служить основанием для отказа в иске, т.к. жилищным законодательством предусмотрена возможность внеочередного предоставления жилого помещения отдельным категориям граждан по основаниям, названным в ст. 57 ЖК РФ, в том числе в случаях, определенных специальным законодательством. Право ФИО02 возникло с момента принятия его на учет, и закон не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий. Сторонами не представлено доказательств наличия у истца права пользования жилым помещением. Из пояснений истца следует, что он проживает в общежитии техникума, в котором обучается, однако проживание возможно только в период учебного года. В летний период он снимает квартиру. Само нахождение его на жилищном учете подтверждает факт его нуждаемости в жилом помещении и является основанием для его предоставления.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФИО2 предоставить вне очереди ФИО02, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в г.Новокузнецке по договору социального найма общей площадью не менее 13 кв.м., отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда.

Решение в окончательном виде изготовлено 27.06.2011г.

Председательствующий (подпись) Сулейманова А.С.