о предоставлении жилого помещения



Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего Сулеймановой А.С.

При секретаре Андрюхиной С.Л.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 21.06.2011 г.

дело по исковому заявлению Прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка в интересах ФИО2, ФИО1 к ФИО4 о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд в интересах ФИО2, ФИО1 с иском к ФИО4 о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что ФИО2 проживает совместно с сыном ФИО1 по адресу <адрес>31 <адрес>, на основании договора найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Объектом найма является изолированное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты в трехкомнатной квартире, площадью 11,4 кв.м. Указанное жилое помещение не приватизировано, является муниципальной собственностью. Жилой дом по <адрес>, построен в 1933 году, 4-х этажный, 5-подъездный, фундамент кирпично-ленточный, материал стен – кирпич, стены имеют прогрессирующее выветривание швов кладки, кровля стропильная, процент износа конструкций при проведении заключения судебных экспертов ДД.ММ.ГГГГ составил 75,4 %. Согласно распоряжению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, на основании заключения Межведомственной комиссий администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года внесен в реестр ветхого и аварийного жилья. Указанное решение принято на основании актов проверок технического состояния дома, его инженерного оборудования и придомовой территории. Однако в нарушение требований закона и, несмотря на просьбы жителей дома о предоставлении жилья взамен непригодного для проживания, администрацией города мер по переселения граждан не принято. До настоящего времени жителям дома другие благоустроенные жилые помещение не предоставлены, вследствие чего, они продолжают проживать в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, что создает угрозу их жизни и здоровью и недопустимо.

Просит признать незаконным бездействие ФИО4, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда - жилого дома, расположенного по <адрес>, непринятию мер по предоставлению жилых помещений взамен непригодных для проживания. Обязать ФИО4 предоставить ФИО2, ФИО1, изолированное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из 1 комнаты, отвечающие санитарно-техническим требованиям, жилой площадью не менее 11,4 кв.м., в черте <адрес>. Обязать ФИО4 провести работы по сносу жилых помещений, непригодных для проживания, находящихся в аварийном доме по <адрес>. Установить ответчику срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка в лице помощника ФИО5, удостоверение ТО , истец ФИО2 Г.В., настаивали на удовлетворении исковых требований, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. Уточнили исковые требования, просят признать незаконным бездействие ФИО4, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда - жилого дома, расположенного <адрес>, непринятию мер по предоставлению жилых помещений взамен непригодных для проживания. Обязать ФИО4 предоставить ФИО2, ФИО1, изолированное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из 1 комнаты, отвечающие санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15,8 кв.м., в черте города Новокузнецка. Установить ответчику срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ Отказались от исковых требований в части обязании Администрации <адрес> провести работы по сносу жилых помещений, непригодных для проживания, находящихся в аварийном доме по <адрес>.

Истец ФИО2 Е.Г. в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Отказалась от исковых требований в части обязании Администрации <адрес> провести работы по сносу жилых помещений, непригодных для проживания, находящихся в аварийном доме по <адрес> «а» <адрес>.

На основании определений Центрального районного суда г. Новокузнецка отказ от иска в указанной части принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.

Ответчик ФИО4 в лице представителя ФИО6, действующей на основании доверенности исковые требования не признал. Суду пояснил, что действительно жилой дом по <адрес>, согласно заключению Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу, но ФИО4 не принимала решения о сносе данного жилого дома и выселении проживающих в нем граждан, в виду отсутствия финансирования. Снос многоквартирных аварийных домов осуществляется в соответствии с Федеральным
законом РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от
ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ. В соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона, аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Жилой дом по <адрес>, признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, соответственно на сегодняшний день у жителей данного дома нет законных прав на предоставление других жилых помещений. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО2, ФИО1 к ФИО4 отказать, т.к. они незаконны и необоснованны.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает требования истцов подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. ст. 14, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, содержание муниципального жилищного фонда. Кроме того, обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений взамен помещений, находящихся в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» от 04.09.2003 № 522 в случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине
аварийного состояния решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о
необходимости немедленного отселения граждан.

В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 ФИО1 проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о составе семьи, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Объектом договора социального найма является одна комната в трехкомнатной квартире по <адрес>31.

Суду представлено решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 22.02.2011 г., которым установлено, что в двух других комнатах жилой площадью 12,5 кв.м. и 9,4 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживают ФИО7, ФИО8, ФИО8, занимающие две комнаты, Из представленного суду плана БТИ следует, что квартира состоящая из трех комнат, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 45,7 кв.м., комната истцов составляет 11,6 кв.м. Соответственно, общая площадь жилого помещения, занимаемого истцами составит 15,8 кв.м., исходя из следующего расчета: (33.5 кв.м. – жилая площадь квартиры, 11,6 кв.м. –жилая площадь, занимаемая истцами, что составит 34,6% от всей жилой площади. Общая площадь квартиры 45,7 кв.м, и 34,6% общей площади, приходящейся на помещение истцов, составит 15,8 кв.м.)

Согласно выводам, изложенным в экспертном заключении Кузбасский центр государственного мониторинга геологической среды от 20.03.2003 г. дом 12 по ул. Глинки в результате отсыпки проезжей части улиц Глинки, Лазо, строительства жилых домов и детских садов, расположенных в 20-50 м восточнее и южнее, в более поздние годы оказался в локальном понижении. Отсутствие водоотводных канав в районе <адрес> создало условия для стока поверхностных вод после весеннего снеготаяния и во время дождей в подвал дома. Кроме того, в подвале постоянно происходят прорывы водопровода и канализации. Фундамент дома имеет многочисленные трещины, тем не менее вода стояла в подвале дома практически более 15 лет, это свидетельствует о том, что уровень подземных вод находится в районе <адрес> отметках 201-201,5 м аб<адрес> и связанные с ней деформации <адрес> наряду с другими причинами антропологического характера были вызваны техногенной сейсмикой, в результате влияния которой произошло достаточное быстрое разуплотнение грунта, которое еще более усугубило начавшуюся деформацию дома.

Из предписания № 57/2 от 28.02.2003 г. директору МУЖЭП-16 следует, что при обследовании жилого дома по <адрес> выявлено следующее: не обеспечены допустимые условия микроклимата и воздушной среды жилых помещений, неудовлетворение санитарное состояние подвального помещения, имеются разрушения лестничных пролетов и клеток, в квартире №№ 30,31,15 наружные стены поражены грибком, отваливается штукатурка, разрушается потолок.

Согласно выводам, изложенным в заключение судебного эксперта Новокузнецкая экспертная группа, технический износ жилого дома по <адрес> определен в размере 75,4 %, проведение капитального ремонта дома, расположенного по <адрес> экономически нецелесообразен из-за значительных капитальных затрат на него.

В материалах дела имеется сообщение Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведено внеплановое мероприятие по контролю технического состояния дома по <адрес> в <адрес>. По выявленным нарушениям ОАО «Новокузнецкая управляющая компания» выдано предписание. В апреле 2008 г. Государственная жилищная инспекция направляла письмо в Межведомственную комиссию г. Новокузнецка по признанию жилых домов не пригодными к проживанию. На заседании было принято решение внести <адрес> в реестр ветхого и аварийного жилья.

Заключением межведомственной комиссии от 09.12.2009 г. дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания.

Кроме того, как усматривается из решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащем сносу. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Из пояснений представителя ФИО4 следует, что в перечень жилых домов, подлежащих сносу, указанный дом не включен. Ответчик указанное обстоятельство объясняет отсутствием финансирования, которое осуществляется согласно ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Профинансировано переселение граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до января 2007г., в том время как жилой дом по <адрес>, признан таковым в 2010г. Что, по мнению ответчика, является основанием для отказа истцам в иске. Суд находит данные возражения ответчика не основанными на законе.

ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. № 185-ФЗ, на который ссылается ответчик, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 16 указанного ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ Переселение граждан из

аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 ЖК РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

В силу п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

учет муниципального жилищного фонда;

осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Вышеуказанный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Однако обязанность по предоставлению жилого помещения в связи со сносом аварийного дома возложена на ФИО4. Отсутствие дома по <адрес>, в перечне жилых домов, подлежащих сносу не является основанием для отказа прокурору в иске. Поскольку судом установлено, что дом, в котором проживают истцы, признан ответчиком аварийным и подлежащим сносу, другое благоустроенное жилое помещение им не предоставлено.

В связи, с чем следует возложить на ФИО4 обязанность по предоставлению ФИО2, ФИО1 изолированного благоустроенного жилого помещения в <адрес>, состоящее не менее чем из одной комнаты, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15,8 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ Определяя срок для предоставления жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит его разумным для исполнения. Доводы представителя ответчика о том, что срок, определенный судом для предоставления жилья соседям истцов по квартире Шелеговым до ДД.ММ.ГГГГ, надлежит установить и в отношении истцов, суд находит неубедительными, другими доводами не подкрепляются.

Указанные выше нарушения требований федерального законодательства со стороны ответчика свидетельствуют о бездействии Администрации города в части исполнения своих обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью жилищного фонда, соответствию жилых помещений установленным требованиям, что грубо нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в указанном доме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие ФИО4, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда – жилого дома, расположенного по <адрес>, непринятию мер по предоставлению ФИО2, ФИО1 жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Обязать ФИО4 предоставить ФИО2, ФИО1 изолированное благоустроенное жилое помещение в г. Новокузнецке, состоящее не менее чем из одной комнаты, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15,8 кв.м. в срок до 01.10.2011г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней с момента составления решения в окончательном виде.

Решение в окончательном виде изготовлено 27.06.2011г.

Председательствующий подпись Сулейманова А.С.