жалоба на представление прокурора Центрального района г.Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:

председательствующего Ижболдиной Т.П.

при секретаре Козловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 25 января 2012 года дело по заявлению Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» на представление прокурора Центрального района об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно – коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» обратилось в суд с жалобой на представление прокурора Центрального района об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно – коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что 08.09.2011г. прокурором Центрального района было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг, с которыми они не согласны, поскольку довод прокурора о том, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» является «исполнителем коммунальных услуг» на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года, является несостоятельным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. В этой связи ОАО «Кузбассэнергосбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, и не соответствует понятию «исполнитель», закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В данном случае собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, приобретают электрическую энергию непосредственно у ресурсоснабжающей организацией. При данной форме управления порядок электроснабжения граждан регулируется «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ№ 530 от 31.08.2006 года. Таким образом, ОАО «Кузбассэнергосбыт» был соблюден порядок введения ограничения, предусмотренного действующим законодательством. Они не являются «исполнителем коммунальных услуг», следовательно, не могли нарушить порядок уведомления потребителя, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Более того, уведомление о наличии задолженности и необходимости принятия мер по ее погашению было вручено ФИО3 в присутствии контролера, что свидетельствует о соблюдении порядка уведомления. Считает, что действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» по ограничению электроснабжения в отношении ФИО3 за потребленную электроэнергию правомерны и полностью соответствуют действующему законодательству. С учетом указанного, просит признать представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг № 1189ж2011 от 08.09.2011г. незаконным; отменить представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг № 1189ж2011 от 08.09.2011г.

Помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя. Считает, что на отношения между собственниками помещений в <адрес> и ОАО «Кузбассэнергосбыт» распространяются как Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., так и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г., поскольку помимо того, что заявитель для ФИО3 является ресурсоснабжающей организацией, но исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с ч.1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (услуги связи, энергоснабжение, и т.п.).

На основании ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 4 указанно статьи, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В силу ч. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

На основании п. 6 Постановление Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 N 307, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги в том числе и электроснабжение.

В силу п. 3. настоящих Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

На основании п.п. «а» п. 80, 81 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке: а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя; в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07 указало, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

В письме Министерства регионального развития РФ "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" от 20.03.2007 N 4967-СК/07 указано, что в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановление "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

В соответствии с п. 2, 3 Положения, субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей; Субъектами розничных рынков являются: а) потребители электрической энергии (далее - потребители); б) гарантирующие поставщики; в) энергосбытовые организации; г) энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации); д) исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг; е) сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства; ж) производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке; з) системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В судебном заседании установлено, что по заявлению ФИО3 прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка была проведена проверка в ходе которой установлено, что 04.08.2011г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» было введено ограничение режима потребления электроэнергии жителю <адрес> в связи с образованием у него задолженности по коммунальной услуге «электроснабжение» перед ОАО «Кузбассэнергосбыт» на сумму 2387,51 руб. При отключении жилого помещения по <адрес>, от коммунальной услуги «электроснабжение» ОАО «Кузбассэнергосбыт» руководствовался нормами «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530. Так, согласно предоставленной информации ФИО3 имела задолженность за три расчетных периода перед ОАО «Кузбассэнергосбыт», а не за шесть периодов, как того предусматривают Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В связи с этим, 08.09.2011г. прокурором Центрального района г. Новокузнецка в отношении ОАО «Кузбассэнергосбыт» было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг, на основании которого ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязано принять меры для устранения нарушений закона, причин и условий им сопутствующих по недопущению подобного впредь, разрешить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. В оспариваемом представлении указано о необходимости руководствоваться Правилами «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а не нормами «Основных, положений функционирования розничных рынков электрической энергии». Из материалов дела следует, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками жилых помещений, в качестве обслуживающей организации выбрано ООО «С-Порт», что подтверждается протоколом № 093 от 02.11.2009г. В связи с чем, между собственниками помещений дома и ООО «С-Порт» заключен договор на обслуживание, содержание и текущий ремонт общего имущества дома. При этом, установлено, что между ООО «С-Порт», многоквартирным домом и ОАО «Кузбассэнергосбыт» договор о предоставлении энергоресурса жителям указанного дома не заключался, то есть функции поставщика электроэнергии в доме по <адрес> выполняет ОАО «Кузбассэнергосбыт», являющееся ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с Уставом ОАО «Кузбассэнергосбыт», утвержденным общим собранием акционеров от 18.05.2006 года, основной целью деятельности общества является получение прибыли, для получения которой оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: покупка электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе, гражданам).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование ОАО «Кузбассэнергосбыт» о признании незаконным представления прокурора Центрального района г. Новокузнецка № 1189ж2011 от 08.09.2011г. об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг, является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку данное представление является законным и обоснованным.

Вывод суда основан на том, что при внесении преставления прокурор правомерно руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307, поскольку помимо того, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» является для жителя квартиры <адрес> ресурсоснабжающей организацией, данная организация является еще и исполнителем коммунальных услуг для жителей данного дома, так как осуществляет поставку электроэнергии собственникам квартир на условиях публичного договора.

Суд, критически относится к доводу заявителя о том, что Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, на них не распространяется, поскольку дом по <адрес>, находится в непосредственном управлении собственников помещений данного дома и потому они являются только ресурсоснабжающей организацией, но не исполнителями услуг, так как вышеперечисленными нормами действующего законодательства предусмотрено, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, в данном случае для жителей <адрес>, таковой является ОАО «Кузбассэнергосбыт».

Не состоятельным также является довод заявителя о том, что отсутствие договора об оказании коммунальных услуг, заключенного между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и собственниками квартир <адрес>, свидетельствует о том, что заявитель не является исполнителем услуг для потребителей, так как фактическое предоставление ОАО «Кузбассэнергосбыт» собственникам жилых помещений дома электрической энергии и использование абонентами данной коммунальной услуги подтверждает наличие между сторонами сложившихся правоотношений исполнителя и потребителя коммунальных услуг. При этом, обязательного заключения такого договора в письменном виде согласно вышеперечисленным нормам действующего законодательства не требуется в силу его публичности.

Таким образом, суд считает, что действительно при проведении отключения <адрес> от коммунальной услуги «электроснабжение» ОАО «Кузбассэнергосбыт» было допущено нарушение правил предоставления коммунальных услуг граждан, поскольку задолженность ФИО3 по данной коммунальной услуги сложилась за три расчетных периода, а не за 6 периодов, в связи с чем, у заявителя отсутствовали основания для прекращения подачи электроэнергии в квартиру ФИО3

Кроме того, суд считает необоснованным довод заявителя о том, что представление прокурора является незаконным по причине отсутствия в нем указаний на виновных лиц, подлежащих привлечению дисциплинарной ответственности, поскольку определение лиц подлежащих привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции работодателя, и потому указанное обстоятельство не является основанием для признания представления прокурора незаконным.

Из этого следует, что прокурором Центрального района г. Новокузнецка обосновано в представлении было указано ОАО «Кузбассэнергосбыт» об устранении выявленного нарушения действующего законодательства, что свидетельствует о необоснованности доводов заявителя в указанной части.

Более того, судом не установлено, а заявителем не представлено доказательств того, какие права и интересы общества были нарушены внесенным прокурором Центрального района г. Новокузнецка представлением № 1189ж2011 от 08.09.2011г.

При этом, доводы заявителя о том, что данное представление лишает его права на введение ограничений недобросовестным потребителям, суд считает несостоятельными, в связи с тем, что содержащиеся в представлении требования не лишают ОАО «Кузбассэнергосбыт» права при применении ограничений, а направлены на реализацию такого права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Также довод заявителя о том, что данное представление возлагает на него незаконную обязанность по привлечению к дисциплинарной ответственности своих работников, по мнению суда, является несостоятельным, так как указание о привлечении конкретных работников ОАО «Кузбассэнергосбыт» к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, указанные в представлении, является правом прокуратуры, установленным Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации», однако, при этом, не является безусловной обязанностью ОАО «Кузбассэнергосбыт», в связи с тем, что отсутствие оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности работников не обязывает ОАО «Кузбассэнергосбыт» принимать меры по привлечению таковых к ответственности.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований ОАО «Кузбассэнергосбыт» о признании представления прокурора Центрального района об устранении нарушений законодательства, регулирующего представление жилищно-коммунальных услуг № 1189ж2011 от 08.09.2011г. незаконным и его отмене, так как порядок и основания его внесения соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении жалобы в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254 - 259 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2012г.

Судья (подпись) Т.П. Ижболдина

Копия верна. Судья Т.П. Ижболдина