О предоставлении жилого помещения



Дело №2-5374/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе

Председательствующего: Рыбалко Д.В.

При секретаре: Самариной Е.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 13.10.2011 г. дело по иску Прокурора Центрального района г. Новокузнецка в интересах Токаревой И.Г. к Администрации г. Новокузнецка, Администрации Кемеровской области, Администрации Центрального района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Новокузнецка обратился в суд в интересах Токаревой И.Г. с иском к Администрации г. Новокузнецка, Администрации Центрального района г. Новокузнецка, Администрации Кемеровской области, о предоставлении жилого помещения в порядке ст.45 ГПК РФ.

Свои требования мотивирует тем, что прокурором района в ходе проведения проверки по обращению Токаревой И.Г. о нарушении ее жилищных прав установлено, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Токарева Е.Б. на основании решения Кемеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была признана безвестно отсутствующий. Отец – Токарев Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Токарева И.Г. ДД.ММ.ГГГГгода рождения, воспитывалась в МОУ «Детский <адрес>» <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в МОУ «Детский дом-школа » <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выбыла в ГОУ «Губернская женская гимназия -интернат» Кемеровского района Кемеровской области.ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в данном учреждении. По выпуску из данного государственного учреждения ей должно было быть представлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Однако до настоящего времени Токарева И.Г. жилого помещения не имеет.

На основании распоряжения Администрации Центрального района г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории сирота, очередь в едином списке - 2266, во внеочередном -91.

На основании приказа Администрации Центрального района г. Новокузнецка от 19.04.2004 г. Токарева И.Г. была снята с жилищного учета, т.к. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Центрального района г. Новокузнецка прокуратурой района было вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на то, что Токарева И.Г. была поставлена на жилищный учет в Администрацию района незаконно, так как в соответствии с Законом Кемеровской области №28 –ОЗ от 26.03.2011 г. «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» (действовавшим на тот период), постановка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет должна осуществляться по месту выявления и первичного устройства ребенка.

Токарева И.Г. поступила ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «Детский <адрес>» <адрес> из Кемеровского приемника- распределителя, до этого проживала с родителями в <адрес>.

Согласно ст.32 ЖК РСФСР (действовавовласно ст.32 ЖК РСФСР (дейстовшего на тот момент), а также п.21.3 Постановления Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 г. №15 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области» о снятии с жилищного учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятии с учета.

Однако в нарушение данных требований жилищного законодательства письменное уведомление о снятии Токаревой И.Г. с жилищного учета Администрацией Центрального района г. Новокузнецка, ни администрации МО «Детский дом-школа №74», ни органу опеки и попечительства, ни самой Токаревой И.Г. не направлялось. В результате чего Токарева И.Г. была снята с жилищного учета незаконно и ее жилищные права были существенно нарушены.

Просят суд признать бездействие Администрации Центрального района г. Новокузнецка в части не уведомления в письменной форме о снятии с жилищного учета Токареву И.Г. и ее законного представителя незаконным.

Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Токаревой И.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р. по договору социального найма жило помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заседания и проживания, юридически и фактически свободное.

Помощник прокурора Центрального района г. Новокузнецка Очнева Е.И. в судебном заседании настаивала на заявленном требовании.

Истец Токарева И.Г. в судебном заседании настаивала на заявленном требовании. Пояснила, что в 2000 году ее поставили на учет распоряжением Администрации Центрального района г.Новокузнецка. В г. Кемерово переехала в 2001 году. В 2004 году он закончила гимназию и поступила в Кемеровский Государственный университет, закончила в 2010г. Узнала, что ее сняли с учета в 2009 году в университете, ее вызвали в деканат и просто на словах сказали. После 2009 г. в Администрацию г. Новокузнецка не обращалась. Она не знала, что может встать на учет только до 23 лет.

Представитель Администрации г. Новокузнецка Павленко О.В. действующая на основании доверенности возражала против заявленного требования. Пояснила, что истец на учете по категории сирота не состоит, была снята с учета по представлению прокурора, т.к. выбыла на обучение в г.Кемерово, там должна была быть поставлена на учет. С 2009г. могла встать на учет по месту нахождения в г.Кемерово. В настоящее время возраст истца 24 года. Постановка осуществляется до 23 лет.

Представитель Центрального района г. Новокузнецка Ларин Д.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании 21.09.2011г. возражал против заявленного требования, считают себя ненадлежащим ответчиком. Пояснил, что у Администрации Центрального района г. Новокузнецка нет полномочий на предоставления жилья гражданам. Токарева была действительно снята с регистрационного учета во исполнения представления прокуратуры в 2004 г., как лицо место нахождения которого не установлено, после ее выбытия из детского дома. Токареву нигде найти не могли, не знали где она проживает, поэтому о том, что она снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении сообщили в детский дом.

Представитель Администрации Кемеровской области Меньшикова И.Л. действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, предоставили отзыв, в которым указали, что Администрация Кемеровской области не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета. Субъект Российской федерации - Кемеровская область, жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления – администрацию города Новокузнецка. Администрация районов, не обладает распорядительными функциями относительно средств местного бюджета.

Представитель Управления опеки и попечительства Администрации г. Новокузнецка Сапонова Л.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании 21.09.2011г. поддержала требования прокурора. Пояснила, что Токаревой должны предоставить жилое помещение, т.к. ребенок не обеспечен жильем. Токарева воспитывалась в детском <адрес>, потом попала в МОУ «ДДШ » <адрес>, в 2001 выбыла в ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат» Кемеровского района, там она находилась также на полном государственном обеспечении, убывала временно на учебу, потом поступила в КемГУ, по месту пребывания в гимназии в г.Кемерово ее на учет не поставили.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, полагает, что требование удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 3, 4 ст.49 ЖК РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящем Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.12.1996. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В силу ч.1,2 ст. 57 ЖК РФ Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Ч.2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

В силу ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Постановлением СНД г. Новокузнецка от 27 сентября 2005 г. N 7/57 «О РАЗМЕРЕ НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м. общей площади.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о рождении серии V-ЛО335541 выданного Зеленогрским п/с Крапивинского района Кемеровской обстали на имя Токаревой И.Г. в графе родители, отец указан Токарев Г.А., мать Токарева Е.Б..

ДД.ММ.ГГГГ Токарев Г.А. (отец Токаревой) умер, что подтверждается свидетельством о смерти.

ДД.ММ.ГГГГ Кемеровским районным судом было вынесено решение на основании, которого Токарева Е.Б. (мать Токаревой) была признана безвестно отсутствующей (л.д.31).

На основании справки выданной МО «Детский <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Токарева И.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являлась воспитанницей указанного детского дома с ДД.ММ.ГГГГ Токарева поступила в детский <адрес> из Кемеровского приемника- распределителя: мать Токарева Е.Б. бросила ребенка, находилась в розыске, отец Токарев Г.А. просил временно утроить ребенка в детский дом. Из детского дома выбыла в школу-интернат <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

На основании справки МОУ «Детский дом-школа» следует, что Токарева И.Г. воспитывалась в детском доме- школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла Токарева И.Г. в Губернаторскую женскую гимназию ДД.ММ.ГГГГ

Находясь в детском доме Токарева И.Г. была поставлена на очередь получения жилья по категории «сирота» ДД.ММ.ГГГГ По требованию прокурора была снята с учета получения жилья в администрации Центрального района в 2004 г.

Из ответа Администрации Центрального района г. Новокузнецка от 12.07.2011 г. следует, что Токарева И.Г. на жилищном учете в администрации Центрального района не состоит.

На основании представления прокуратуры об устранении нарушений от 09.03.2004 г. и распоряжения администрации Центрального района от 09.04.2011 г. Токарева И.Г. была снята с жилищного учета, поскольку после окончания сиротского учебного заведения нет данных о дальнейшем месте жительства и учебы, по воспитанникам детского дома-школы в отношении Токаревой И.Г. <данные изъяты>., что следует из представления прокуратуры Центрального р-на г.Новокузнецка от 09.03.2004г.

На основании приказа от 19.04.2004г. администрация Центрального р-на г.Новокузнецка сняла Токареву И.Г. с жилищного учета воспитанников детских домов на основании представления прокурора.

Из сообщения Администрации Центрального р-на от 12.07.2011г. следует, что в детский дом №74 была направлена информация о снятии с учета Токаревой И.Г., т.к. поставлена на учет она была на основании их ходатайства. Впервые выявлена как сирота и направлена в государственное учреждение администрацией Крапивинского р-на Кемеровской области.. Сообщить Токаревой И.Г. о снятии ее с учета не представилось возможным, так как ни детский дом, ни другие государственные учреждения, где она в дальнейшем находилась, не сообщили о месте ее пребывания. Самостоятельно Токарева А.Г. в администрацию Центрального района не обращалась.

В судебном заседании Токарева И.Г. пояснила, что в 2009 г. узнала, о снятии Администрацией Центрального района г. Новокузнецка с регистрационного учета на получения жилого помещения как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, по категории «сирота», самостоятельно не обратилась в администрацию г.Новокузнецка, ни в администрация г.Кемерово, по месту учебы.

Исходя из положений 57 ЖК РФ, ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. ( с последующими изменениями), Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. №67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ( в редакции Закона Кемеровской области от 30.06.2007 г. №98-ОЗ), правом на дополнительные гарантии по представлению жилья имеют дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возврате от 18 до 23 лет.

Также правом на дополнительные гарантии по предоставлению жилья, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 г. №1282-О- имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, но учтенные в качестве нуждающихся до достижения ими возраста 23 лет.

ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 ( с последующими изменениями), законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е лица, не достигших 18-ти летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц достигших 18-летнего возраста, и представил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержи с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Установлено, что обоснованность снятия Токаревой И.Г. с жилищного учета в 2004г. сторонами не оспаривается, с 2009г. Токаревой И.Г. известно о снятии с учета, однако она достигнув 18 летнего возраста и обладая правом самостоятельно обратиться за защитой своих прав, с заявлением о постановке на учет не обращается, т.о. на момент обращения в суд, Токарева И.Г. не состоит на жилищном учете как сирота, ей 24 года, т.о. не является субъектом правоотношений, регулируемых Законом кемеровской области №67 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Суд не находит оснований возлагать обязанность предоставления жилого помещения Токаревой И.Г. на администрацию г.Новокузнецка.

Требования о признании бездействия Администрации Центрального р-на г.Новокузнецка в части неуведомления в письменной форме о снятии с жилищного учета Токаревой И.Г. незаконным, удовлетворению не подлежат в виду пропуска срока, предусмотренного ст.256ч2 ГПК РФ, судом установлено, что о снятии с учета детский дом ;74 был уведомлен в 2004г., что следует из ответа МОУ ДДШ , самой Токаревой И.Г. известно о данном факте с 2009г., уважительных причин пропуска 3-х месячного срока в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Прокурору Центрального района г.Новокузнецка в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Центрального р-на г.Новокузнецка в части неуведомления Токаревой И.Г. в письменной форме о снятии с жилищного учета.

Отказать Прокурору Центрального района г. Новокузнецка в удовлетворении требований в интересах Токаревой И.Г. к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд.

Судья: Рыбалко Д.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2011г.