о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

При секретаре Доскоч И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 06.04.2011г.

Дело по иску Наумовой Г.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Наумова С.Г., Наумовой Г.Г., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Наумовой А.А. к Администрации г.Новокузнецка о признании права на предоставление социальных выплат на приобретение жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику Администрации г.Новокузнецка о признании права на выделение денежных средств на переселение с подработанных территорий и просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, ликвидируемой шахты им.Димитрова по ...; обязать Администрацию ... предоставить социальную выплату из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи, размер социальной выплаты определить с учетом средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории г.Новокузнецка – на момент исполнения решения суда.

Требования мотивированы тем, что Наумова Г.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Новокузнецк, .... на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.09.2010г. Указанный дом находится на подработанной территории ликвидированной шахты им.Димитрова. Дом включен в «Список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой им.Димитрова территории, ставших в результате ведения горных работ, непригодным для проживания по критериям безопасности. В жилом доме зарегистрированы собственник дома Наумова Г.М. и члены ее семьи дочь Наумова Г.Г., несовершеннолетний сын Наумов С.Г., и несовершеннолетняя внучка Наумова А.А., 2002г.рождения.

Они обратились в Администрацию г.Новокузнецка с просьбой включить их семью в списки на переселение, однако им было отказано по тем основаниям, что они менее пяти лет владеют (проживают) в доме и не имеют права на социальные выплаты для приобретения жилья.

Считают данный отказ незаконным, поскольку Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов, поселков не предусматривают, что для произведения выплат им нужно встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования.

Представитель Администрации г.Новокузнецка в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В предыдущем судебном заседании 29.03.2011г. представитель ответчика Борзых И.П., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований, мотивируя тем, что истцы владеют жилым домом менее пяти лет и не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков устанавливается, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого и т.д. (п.5).

Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

С учетом изложенного, довод ответчика о том, что истцы не могут быть включены в списки на получение социальной выплаты ранее, чем через 5 лет со дня совершения действий, направленных на намеренное ухудшение своих жилищных условий, не имеет юридического значения для разрешения возникшего спора. Истцы не требуют предоставления им жилого помещения по договору социального найма. Их требования заключаются в предоставлении социальных выплат в порядке, предусмотренном «Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденными Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г.№428. Таким образом, правовых оснований для применения ст. 53 ЖК РФ к возникшим правоотношениям нет. Для решения вопроса, заявленного истцами, значение имеет совокупность иных обстоятельств, указанных выше.

Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999г. №78 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Наумова Г.М. является собственником жилого дома по ... в г.Новокузнецке на основании свидетельства о праве на наследство от 24.09.2009г., Управлением федеральной регистрационной службы по Кемеровской области ей выдано свидетельство о праве собственности на указанный жилой дом от 22.10.2010г.

Ранее собственником указанного дома на основании договора купли-продажи от 24.06.1969г. являлась мать Наумовой Г.М. – Т.

Из домовой книги следует, что истцы зарегистрированы в указанном доме: Наумовой Г.М. – с 23.04.2010г., Наумов С.Г. – с 17.08.2010г., Наумовой Г.Г. – с 26.10.2010г., Наумовой А.А. с 26.10.2010г. также видно, что Наумова Г.М. проживала в доме с 1969 по 1980 г.

Ранее истцы проживали в трехкомнатной квартире по ..., в г.Новокузнецке на основании ордера от 22.03.1985, выданного на имя бывшего мужа истицы Наумовой г.М. – Наумова Г.А. Наумов Г.А. выехал из квартиры и был снят с регистрационного учета в 2005 г., истцы - в 2010 г., квартире остался проживать старший сын истицы Н. Указанная квартира не приватизирована. Изложенное подтверждается копией ордера на квартиру, поквартирной карточкой, ответом МУП «Муниципальный жилищный центр» на запрос суда о приватизации данной квартиры.

Из ответов МУП «МЖЦ», Учреждения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области также следует, что никто из истцов не принимал участие в приватизации какого-либо жилого помещения в г.Новокузнецке и не являются собственниками жилых помещений на иных основаниях. Лишь истица Наумова Г.М. является собственницей дома по ... в г.Новокузнецке по праву наследования.

Истцы поясняли суду, что переехав в дом по ..., они перевезли туда свои личные вещи, а также частично предметы домашней обстановки – холодильник, телевизор, кровать.

Из показаний свидетелей П., К. следует, что при жизни Т. Н. постоянно бывали у нее, периодически, особенно в летнее время, там проживали, а с начала болезни Т. стали проживать с ней постоянно, и после смерти Т. продолжают жить в доме. Постоянно обрабатывают огород – в той части, где не затапливается.

Судом обозревалась выписка из истории болезни Т., из которой видно, что Т. находилась на стационарном лечении место в период с 02.02.2006. по 20.02.2006., после чего был выписана под наблюдение врача. Тем самым подтверждаются пояснения истцов и показания свидетелей о тяжелой болезни прежнего собственника дома, и необходимости ухода за ним и переезда истцов в дом с указанного времени.

Совокупность представленных доказательств позволяют суду считать установленным, что истцы выехали из ранее занимаемого жилого помещения по ул Челюскина, 3-4, расторгли договор найма жилого помещения. Жилой дом по ..., является единственным местом постоянного жительства истцов с 2006 г.

Государственное предприятие «Шахта имени Димитрова» ликвидировалось на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.1996. №767, а 25 сентября 2003 г. В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией. На дату ликвидации шахты в 1999 г. были составлены Списки домов, находящихся на подработанных территориях, и лиц, проживающих там.

Однако в 2010 году по запросу Администрации г. Новокузнецка сотрудниками СФ ВНИМИ было проведено очередное натурное обследование местности и домов для определения технического состояния жилья в районе расположения условно-опасных зон и в зоне подработки.

Согласно заключению №260 от 29.10.2010., составленному НИИ Горной геомеханики и маркшейдерского дела – межотраслевого научного центра ВНИМИ, несмотря на большое время, проблема подтопления пос.Садопарковый и расположенного в нем жилья в количестве 92 жилых домов по ... возникла в связи с тем, что этот поселок находится на неподработанной территории вблизи промплощадки ликвидированной шахты им.Димитрова в понижениях рельефа с отметками поверхности от +208,0м до +212,0м. В процессе затопления шахты им.Димитрова до отметки +195,0м вышеназванное жилье в паводковый период стало сезонно подтапливаться, а после достижения затопления до отметки +207,0 и выше, подтопление домов стало носить постоянный характер за счет подпора грунтовых вод подземными.

Таким образом, проблему подтопления жилья в пос.Садопарковый можно решить двумя путями: либо разработать и выполнить проект комбинированного горизонтального и вертикального дренажей с отведением воды из зоны подтопления в городскую дренажную сеть, либо произвести снос 92 домов по ..., ... и расположенных внутри проулков, находящихся в зоне постоянного подтопления в антисанитарных условиях. Влияние шахты на процесс подтопления застроенной территории подтверждается расчетами Приложение 3. (л.д.18-20).

В таблице П.1., являющейся приложением к указанному заключению, содержится список домов и граждан, проживающих в домах систематически подтапливаемых грунтовыми водами.

Принадлежащий истцам дом по ..., включен в указанный список л.д.28-29).

Таким образом, суд приходит к выводу, что принадлежащий истцам жилой дом по адресу г.Новокузнецк: ..., находится в зоне постоянного затопления в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах и является непригодным для проживания по критериям безопасности.

На момент признания дома непригодным для проживания и включения в Списки истцы являлись собственниками дома, постоянно проживали и продолжают проживать там, не имеют другого места жительства.

Следовательно, в силу Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г.№428 истцы имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова за счет средств, предусмотренных Правительством Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. В указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, исковые требования об обязании Администрации города Новокузнецка предоставить социальную выплату для приобретения жилья в определенных размерах удовлетворению не подлежат.

Порядок реализации права получение указанной социальной выплаты определяется изложенными выше нормативными актами, финансирование расходов на предоставление социальных выплат производится не за счет средств местного бюджета, на органы местного самоуправления не возложена обязанность производить указанные выплаты. Задачи органов местного самоуправления заключаются в составлении списков граждан на получение социальной выплаты и организации мероприятий по фактическому получению выплат. Требования о фактических выплатах заявлены к Администрации г.Новокузнецка неправомерно.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Наумовой Г.М., Наумовой Г.Г. удовлетворить частично.

Признать за Наумовой Г.М., Наумовым С.Г., Наумовой Г.Г., Наумовой А.А. право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова за счет средств, предусмотренных Правительством Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать Администрацию города Новокузнецка включить указанных лиц в списки на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.

Отказать в удовлетворении требований к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова за счет средств, предусмотренных Правительством Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий Оленбург Ю.А.