Р Е Ш Е Н И Е У С Т А Н О В И Л: Р Е Ш И Л:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2009 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Эльзессера В.В.,
при секретаре Воробьевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного комиссариата Калининградской области к 31 военно–врачебной комиссии о признании незаконным и отмене заключения, вынесенного на основании протокола о том, что увечье гражданина Я.Е.С., 1979 года рождения, - утопление в воде, приведшее его к смерти 03 августа 2002 года, - военная травма,
Военный комиссариат Калининградской области обратился в суд с вышеназванным иском к 31 военно-врачебной комиссии, обосновав его тем, что пенсии от Министерства обороны РФ выплачиваются в соответствии с законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, ….и членов их семей». Согласно ст. 36 вышеназванного Закона пенсия по потере кормильца устанавливается в следующих размерах: а) семьям лиц, указанных в ст.1 Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 вышеуказанного Закона, 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, б) семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в п. «б» ст. 21 вышеуказанного Закона, 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца. В ст. 21 определены категории инвалидов из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием, прохождением службы за границей в государствах где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей); б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно – врачебных комиссиях.
31 военно-врачебная комиссия протоколом вынесла заключение о том, что увечье Я.Е.С. – утопление в воде, приведшее к смерти 03.08.2002 года – военная травма. В акте административного расследования указано, что смерть Я.Е.С. наступила при спасении человеческой жизни.
Просит заключение 31 военно – врачебной комиссии «увечье гражданина Я.Е.С., 1979 года рождения, - утопление в воде, приведшее, согласно свидетельству о смерти его к смерти 03.08.2002 года, - военная травма» отменить и принять решение «в период прохождения военной службы».
Представитель Военного комиссариата Калининградской области по доверенности Щелкунов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил заключение 31 военно – врачебной комиссии «травма гражданина Я.Е.С., 1979 года рождения, - утопление в воде, приведшее, согласно свидетельству о смерти его к смерти 03.08.2002 года, - военная травма» отменить и принять решение «в период прохождения военной службы».
Представитель 31 военно-врачебной комиссии и.о. начальника 31 ВВК Мкртчян А.М. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, пояснил, что решение было принято в соответствии со ст. 37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку Я. погиб, спасая человека, то есть в интересах личности и общества.
3-е лицо Я.Г.А. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что согласна с заключение 31 военно – врачебной комиссии.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика и мнение 3-го лица, исследовав доказательства по делу в их совокупности, и, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 36 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон) пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах: а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери; б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона, - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Статьей 7 названного Закона (в редакции ФЗ от 21.12.2006 № 239-ФЗ) установлено, что жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная настоящим Законом.
Статьей 21 Закона установлено, что инвалиды подразделяются на следующие категории: а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг; б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий); заболеваний с прохождением ими военной службы (пункт 1).
В соответствии с пунктом 41 названного Положения военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний в т.ч. со следующими формулировками: а) «военная травма»: если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); б) «заболевание получено в период военной службы»: если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в т.ч. в случаях: р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. Пунктом 2 установлено, что военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы…; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Судом установлено, что 31 военно – врачебная комиссия вынесла заключение о том, что увечье гражданина Я.Е.С., 1979 года рождения, - утопление в воде, приведшее, согласно свидетельству о смерти его к смерти 03.08.2002 года, - военная травма» отменить и принять решение «в период прохождения военной службы, на основании протокола.
Из названного протокола заседания военно-врачебной комиссии видно, что комиссией были рассмотрены: письмо военного комиссара городов Советска, Немана, Славска, Неманского и Славского р-нов, приказ командира в/ч, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела заместителя Светлогорского межрайонного прокурора, акт о несчастном случае с людьми на воде начальника спасательной службы г. Светлогорска.
ВВК было установлено, что 03.08.2009 года старший лейтенант Я.Е.С. погиб во время спасения двух тонувших девочек.
По данным свидетельства о смерти причиной смерти явилось утопление в воде.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом начальника спасательной станции г. Светлогорска, из которого видно, что Я.Е.С. утонул, спасая тонущих людей в штормовую погоду.
Приказом начальника штаба войсковой части Я.Е.С. был исключен из списков личного состава части и всех видов довольствия.
Таким образом, в связи с тем, что Я.Е.С. погиб при спасении утопающих девочек, то есть при совершении действий в интересах личности, общества и государства, военно-врачебной комиссией с учетом имеющихся документов обоснованно было сделано заключение о том, что полученная им при исполнении обязанностей военной службы травма является военной травмой.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Военному комиссариату Калининградской области в удовлетворении иска к 31 военно – врачебной комиссии об отмене заключения, вынесенного на основании протокола о том, что увечье гражданина Я.Е.С., 1979 года рождения, - утопление в воде, приведшее его к смерти 03 августа 2002 года, - военная травма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья:
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10.02.2010 г. решение оставлено без изменения.