о взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2009 года                                                                                                                      г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи                                                                                                    Кулешовой Е.А.,

при секретаре                                                                                                                                  Елиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.С. к Государственному учреждению - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение за 2006 год с учетом инфляции, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

К.В.С. обратился в суд с вышеназванным иском, обосновав его тем, что он, являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на первоочередное бесплатное ежегодное лечение в санатории, рекомендованном врачом, при отсутствии такой возможности государство должно возместить ему стоимость санаторно-курортной путевки для лечения в другом медицинском учреждении. 18.09.2006 года он обратился для реализации своего права с заявлением к ответчику, однако, ни в 2006, ни в 2007 году его право ответчиком реализовано не было. В ноябре 2007 года он вынужден был обратиться в прокуратуру Полесского района с жалобой на неправомерные действия ответчика. Согласно ответу управляющей Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение фонда социального страхования РФ, путевка не была предоставлена, поскольку 28.12.2006 года истек срок справки формы 070/у-04. Считает данный отказ незаконным. Просит суд взыскать с ответчика в его пользу 12 000 рублей за непредоставление санаторной путевки в 2006 году с учетом инфляции и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В представленном в суд отзыве на исковое заявление (л.д. 17-19) Государственное учреждение – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ указало, что с заявленными исковыми требованиями не согласно, не может являться надлежащим ответчиком по данному делу. В пункте 3 статьи 6.5. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано, что «Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации», то есть государственным органом исполнительной власти РФ. Порядок финансирования определен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 в виде Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В пункте 4 Правил указано, что Фондом социального страхования РФ финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. То есть, Российская Федерация является гарантом обеспечения положений данного Федерального закона и Фонд социального страхования РФ при этом выступает в качестве лица, осуществляющего расходование средств в рамках суммы, выделенной ему из государственной казны; согласно пункту 1 Правил финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации. Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является не распорядителем,а получателем финансовых средств и последним звеном в исполнительской цепочке по обеспечению граждан льготной категории государственной социальной помощью в виде набора социальных услуг; в соответствии с пунктом 3 статьи 143 Бюджетного кодекса РФ и пунктом 2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.02.1994 года № 101, средства Фонда являются федеральной собственностью и могут быть использованы исключительно на цели,      определенные законодательством РФ, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом Фонда, утвержденным федеральным законом РФ. В свою очередь, статьей 5 Федерального закона от 22.12.2005 года № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» определен лимит средств для оплаты стоимости путевок на санаторно - курортное лечение и проезд к месту лечения на 2006 год и это право законодателя, подтвержденное в Определении Конституционного суда от 06.03.2003 года № 58-0 (абз.2 п.2): «... введение, приостановление и отмена льгот относятся к полномочиям законодателя и зависят от финансовых возможностей государства и отнесено к компетенции органов законодательной и исполнительной власти». Таким образом, отделение Фонда не является собственником денежных средств, выделяемых для обеспечения граждан набором социальных услуг. Отделение Фонда также не согласно с требованиями истца получить компенсацию стоимости путевки. Это основано на существующем порядке выплаты ежемесячной денежной выплаты льготной категории граждан. Дополнительную денежную выплату взамен путевки истцы имели и имеют право получать в случае отказа от набора социальных услуг в целом или в части (ч. З ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Законодатель дал возможность гражданам самим решать, как они будут получать социальную помощь - в натуральном или денежном виде и это право законодателя не противоречит Конституции РФ. В случае такого отказа гражданину доплачивается к ежемесячной денежной выплате (ЕДВ) сумма в размере, направляемом на оплату набора социальных услуг (НСУ). Это подтверждается «Разъяснениями «О правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных гл. 2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», утвержденными Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2005 года № 4677-ВС, а также пунктом 23 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 года № 294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации». Законодатель предусмотрел возможность получения денежной компенсации даже там, где она ранее не была в качестве дополнительной меры. Фактически при отказе от социального пакета в виде санаторно - курортного лечения гражданин льготной категории получил бы доплату в размере гораздо меньшем, чем средняя стоимость путевки и получил бы эту доплату не за счет средств Фонда социального страхования. 18.09.2006 года                   К.В.С. обратился в региональное отделение Фонда с заявлением на получение санаторно-курортной путевки, предоставив справку на получение путевки № 270 от 27.06.2006 года, срок действия которой истек 28.12.2006 года (абз. 3 п. 1.5. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2007 года № 256 срок действия справки для получения путевки 6 месяцев). Путевка во 2-м полугодии 2006 года не была выдана в связи с недостаточностью финансирования на эти цели в данный период. В связи с тем, что               К.В.С. от соцпакета на 2006 год не отказывался, следовательно, права на компенсацию стоимости путевки он не имеет.

К.В.С. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем доводам, просил его требования удовлетворить, пояснил, что он имел право на получение путевки за 2006 год, но путевка предоставлена ему не была, поэтому он просит выплатить компенсацию стоимости путевки в размере 12 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Представитель Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования) по доверенности Тянгинская А.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержав доводы письменного отзыва.

Выслушав пояснения истца, представителя Фонда социального страхования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ                     «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», инвалиды. Кроме того, право на предоставление им набора социальных услуг имеют лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан                  (ст. 6.7. Федерального закона).

Пунктом 3 ст. 6.3 Федерального закона установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год.

Судом установлено, что К.В.С. представил в Фонд социального страхования справку для получения путевки по утвержденной форме № 070/у-04 18.09.2006 года, из справки следует, что он нуждается в санаторно-курортном лечении, истец написал соответствующее заявление (л.д. 9).

Согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, который утверждается Минздравсоцразвития РФ (п. 3.1); путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3); граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04 (п. 3.6); при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (п. 3.7); исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8).

Пунктом 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года           № 256, установлен срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.

Фонд социального страхования в нарушение установленного Порядка не сообщил истцу в период действия медицинской справки о возможности предоставления путевки с указанием даты заезда, в нарушение Федерального закона и Порядка в 2006 году путевки не предоставил.

Таким образом, ответчиком было нарушено право истца на получение санаторно-курортной путевки в 2006 году.

Согласно п. 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

То обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрена выплата гражданам денежной компенсации в случае неполучения ими какого-либо вида социальных услуг, не лишает истца возможности восстановления нарушенного права, доводы представителя ответчика в этой части суд признает несостоятельными. Ссылки ответчика на недостаточность финансирования также не могут послужить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

Суд при рассмотрении дела также учитывает вывод, сформулированный Конституционным Судом РФ в Определении от 01.12.2005 года № 462-О на основе правовых позиций, выраженных в Постановлениях от 01.12.1997 года № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона                      «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О минимальном размере оплаты труда» и «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Определениях от 03.12.1998 года № 184-О «По запросам Тульской областной Думы и Администрации Тульской области о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1852 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться.

Согласно справке ответчика средняя стоимость приобретаемых им в 2006 году путевок в санаторно-курортные учреждения составила 11 781 рубль.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика в его пользу за счет средств федерального бюджета, в связи с неполучением им в 2006 году путевки на санаторно-курортное лечение, денежные средства в размере 11 781 рубль.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку истцом заявлено требование о взыскании денежных средств, т.е. требование имущественного характера, требование о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит. Также не подлежащим удовлетворению находит суд требование истца об индексации стоимости путевки с учетом инфляции, поскольку обязательства по выплате стоимости путевки истцу у ответчика не было.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск К.В.С. удовлетворить в части.

Взыскать с Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с не предоставлением в 2006 году путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета в пользу К.В.С. 11 781 (одиннадцать тысяч семьсот восемьдесят один) рубль.

В удовлетворении остальной части исковых требований К.В.С. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:

Решение вступило в законную силу 15.04.2009 г.