о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2008 года

Центральный районный суд г.Калининграда

В составе:

Председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

При секретаре Замотаевой Ю.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.М.Л. к Администрации городского округа «Город Калининград» (ранее мэрия г.Калининграда) о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

                Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав его тем, что с 1994 года он является сотрудником милиции, с августа 2003 года проходит службу в Московском РОВД г.Калининграда в должности участкового уполномоченного милиции. 14.08.2007 года он обратился в мэрию г.Калининграда с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Постановлением мэра г.Калининграда от 12.09.2007 года № 2119 ему было отказано по тем основаниям, что он не является малоимущим. На основании ст.30 Закона «О милиции» он как участковый уполномоченный должен быть обеспечении жилым помещением не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. С августа 2005 года он снимает комнату по ул.В., 64. Другого жилого помещения, занимаемого им как по договору социального найма, так и на праве собственности, не имеет. Брак с женой был расторгнут 11.07.2005 года. Квартира, в которой он проживал с семьей, в настоящее время приватизирована бывшей супругой и сыном в долевую собственность по ? доли каждому и каких-либо прав на данное жилье он не имеет. Считает, что как сотрудник милиции, не обеспеченный жильем, имеет право на постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

                В судебном заседании истец исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, дополнив, что с 1993 года он проходил службу в РОВД Б-ого района, в 1995 году был назначен на должность участкового инспектора милиции. В 1993-1994 годах подавал заявление о постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2001 году уволился по собственному желанию из РОВД Б-ого района, и с 2003 году проходит службу на должности участкового уполномоченного милиции ОВД Московского района г.Калининграда. До расторжения брака в 2005году он проживал в п. Б-ого района с семьей. Данная квартира в настоящее время приватизирована его бывшей супругой и сыном в долевую собственность, и прав на ее он не имеет. Неоднократно обращался в мэрию г.Калининграда по поводу постановки на учет нуждающихся в получения жилья как участковый уполномоченный, однако, ему отказывали поскольку он не имел регистрации на территории Калининградской области, а в последствии в связи с тем, что он не является малоимущим. Просит обязать мэрию г.Калининграда принять его на учет нуждающихся в получении жилья, поскольку в силу Закона «О милиции» он имеет право как участковый уполномоченный на жилое помещение по договору социального найма.

                Представитель ответчика по доверенности Семененя О.А. исковые требования не признала, пояснив, что истец не состоит в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку в силу действующего ЖК РФ на учете нуждающихся могут состоять только малоимущие граждане. Истец малоимущим не признан, в связи с чем, ему было отказано на постановке на такой учет. О том, что П.М.Л. является участковым уполномоченным милиции им было известно, поскольку с истцом велась длительная переписка. Кроме того, Правительством Калининградской области до настоящего времени не издан порядок постановки на учет участковых уполномоченных милиции. ОВД Московского района г.Калининграда был предоставлен список участковых, нуждающихся в предоставлении служебного жилья. В данном списке истец указан. На основании ЖК РФ на учет нуждающихся включаются только малоимущие, в том числе и участковые, которые признаны малоимущими. Поскольку П.М.Л. не признан таковым, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению.

                Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

                Как было установлено в судебном заседании, до 11 мая 2001 года П.М.Л. проходил службу на должности участкового инспектора милиции ОВД Б-ого района Калининградской области. Приказом зам.начальника УВД Калининградской области от 01.08.2003 года был принят на должность участкового уполномоченного милиции ОВД Московского района г.Калининграда. Приказом от 11.08.2005 года был назначен на должность старшего участкового уполномоченного милиции ОВД Московского района г.Калининграда.

                П.М.Л. состоит в списке участковых уполномоченных милиции, нуждающихся в предоставлении служебного жилья по ОВД Московскому району г.Калининграда.

                14 августа 2007 года П.М.Л. обратился в Управление учета и распределения жилья мэрии г.Калининграда с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как малоимущего, поскольку не имеет жилья. Постановлением мэра г.Калининграда от 12.09.2007 года П.М.Л. было отказано в принятии на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, т.к. не признан малоимущим.

                По вопросу постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения П.М.Л. обращался и ранее в мэрию г.Калининграда, однако, ему также было отказано.

                Представителем ответчика не оспаривался тот факт, что при рассмотрении заявления П.М.Л. им было известно, что истец является участковым уполномоченным ОВД Московского района г.Калининграда, поскольку ранее с истцом велась переписка по вопросу постановки его на очередь нуждающихся в получении жилья. В связи с тем, что на учет нуждающихся в связи с введением в действие ЖК РФ с 01.05.2005 года подлежат постановке только малоимущие граждане, П.М.Л. было отказано в такой постановке.

                В соответствии со ст.30 Закона «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

                Таким образом, законодатель, учитывая особые условия службы работников милиции, установил гарантии их правовой и социальной защиты, одной из которых является, в частности, и обеспечение жилым помещением.

                В течение установленного законом срока П.М.Л. жилым помещением не был обеспечен.

                В соответствии со ст.52 ч.2 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъектов Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному их этих оснований или по всем основаниям. В силу ч.3 данной статьи, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 250 – ФЗ).

Частью 4 этой же статьи установлено, что вышеназванным гражданам, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления по договорам социального найма могут предоставляться в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Учитывая изложенное, суд полагает, что сотрудникам органов внутренних дел могут предоставляться жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

Финансирование органов внутренних дел, как следует из положений ст. 35 Закона Российской Федерации «О милиции», осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного и положений ч.1 ст.30 Закона «О милиции», суд полагает, что обязанность по постановке на учет участковых уполномоченных милиции, а также в последствии предоставление данной категории граждан жилых помещений должна быть возложена на орган местного самоуправления, поскольку как указано выше, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления.

Довод представителя ответчика о том, что с 01.03.2005 года принятие на учет нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется только малоимущих граждан, в том числе и участковых уполномоченных, которые признаны малоимущими, суд находит несостоятельным, поскольку в силу вышеуказанных норма ЖК РФ, а также ст.30 Закона «О милиции», участковые уполномоченные отнесены к иным категориям граждан, которые имеют право на жилые помещения по договору социального найма. Суд полагает, что признание участкового уполномоченного милиции малоимущим в данном случае не требуется, поскольку сам Закон «О милиции» не связывает такое признание с правом принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения и возможность получения жилья. В статье 30 Закона ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке, а участковых уполномоченных милиции в течение шести месяцев. Установление законодателем такого срока как 6 месяцев означает предоставление участковым уполномоченным милиции приоритетного права на предоставление жилого помещения.

Кроме того, довод представителя ответчика о том, что в силу ст.30 Закона «О милиции» П.М.Л. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а поскольку он не является таковым, то не может быть поставлен на учет, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Как было установлено в суде, до 16.02.2005 года П.М.Л. был зарегистрирован по адресу: п., д.52 кв.309. Данное жилое помещение представляет однокомнатную квартиру, общей площадью 33.3 кв.м., жилой площадью 19.8 кв.м. Помимо П.М.Л. в данной квартире была зарегистрирована бывшая супруга истца и несовершеннолетний сын. Брак истец расторгнул 11.07.2005 года. 14.10.2005 года вышеуказанное жилое помещение было передано в собственность бывшей супруге истца П.В.А. и несовершеннолетнему сыну П.А.М. в долевую собственность по ? доли каждому, право собственности на данное жилое помещение было зарегистрировано 05.12.2005 года.

С 14.03.2007 года истец зарегистрирован в кв.2 д.6 по ул.В. г.Калининграда, которая на праве собственности принадлежит Т.О.В. и Т.Е.М.

Согласно сведениям из ФГУП «Ростехинвентаризация» и УФРС по Калининградской области истец на праве собственности не имеет жилых помещений.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд полагает, что П.М.Л. как в настоящее время, так и будучи зарегистрированным в п. является нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку в настоящее время не имеет жилого помещения как на праве собственности, так и по договору социального найма. Будучи проживающим в п. до февраля 2005 года на каждого члена семьи приходилось по 6.6 кв.м., что являлось менее учетной нормы жилой площади.

С учетом вышеизложенного, суд находит исковые требования П.М.Л. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» принять П.М.Л. на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Калининградский облсуд через Центральный райсуд г.Калининграда в течение 10 дней, начиная с момента изготовления мотивированного решения.

СУДЬЯ (подпись)

Решение вступило в законную силу 14.05.2008 г.