по иску к Госпиталю ветеранов войн К\о о взыскании выходного пособия за 3 месяц, компенсации за задрежку вплаты, компенсации морального вреда



дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2009 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.,

при секретаре Гадировой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Антипиной Э.Д., Шавкута Т.Б., Казанцевой С.Д. к Государственному учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» о взыскании выходного пособия за третий месяц в размере средней заработной платы, компенсации за задержку выплаты выходного пособия, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Антипина Э.В. обратилась в суд с иском к ответчику, обосновав его тем, что после увольнения ее из ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» по п. 2 ст. 81 ТК РФ ей не выплатили выходное пособие за третий месяц в соответствии со ст. 391 ТК РФ. 23.12.2008 года она зарегистрировалась в ГУКО «Центр занятости населения г. Калининграда» в качестве безработной. 20.03.2009 года ею, в соответствии со ст. 178 ТК РФ, в отдел кадров ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» была представлена справка о выплате средней заработной платы за третий месяц, однако до настоящего времени указанная заработная плата ей не выплачена. Просила взыскать с ответчика среднюю заработную плату в размере 9313 рублей, компенсацию за задержку выплаты выходного пособия в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченный в срок суммы задолженности за каждый день задержки в размере 242,13 рублей. Незаконными действиями работодателя ей был причинен моральный вред. Отказ в своевременной выплате установленной законом выплаты средней заработной платы за третий месяц нанес ей душевные страдания, необходимость постоянно выпрашивать положенные ей деньги причинили нравственные переживания, в связи с чем просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Шавкута Т.Б., Казанцева С.Д. обратились в суд с аналогичными исковыми заявлениями к ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области».

Шавкута Т.Б. указала, что работала в ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» по 19.12.2008 года. После увольнения 23.12.2008 года она зарегистрировалась в ГУКО «Центр занятости населения г. Калининграда» в качестве безработной. 19.03.2009 года ею, в соответствии со ст. 178 ТК РФ, в отдел кадров ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» была представлена справка о выплате средней заработной платы за третий месяц, однако до настоящего указанная заработная плата ей не выплачена. Незаконными действиями работодателя, в виде отказа в выплате средней заработной платы за третий месяц, ей был причинен существенный моральный вред. Неопределенность положения в связи с увольнением и необходимость постоянно выпрашивать положенные ей деньги причинили нравственные переживания, поскольку она проживает вместе с матерью - инвалидом II группы, для поддержания здоровья которой необходимы денежные средства для приобретения лекарственных препаратов.

Просила взыскать с ответчика среднюю заработную плату в размере 13939,59 рублей, компенсацию за задержку выплаты выходного пособия в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Казанцева С.Д. указала, что работала в ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области», 19.12.2008 года была уволена по п. 2 ст. 81 ТК РФ. После увольнения ей не выплатили среднюю заработную плату за третий месяц в соответствии со ст. 391 ТК РФ. 25.12.2008 года она зарегистрировалась в ГУКО «Центр занятости населения г. Калининграда» в качестве безработной, 19.03.2009 года ею, в соответствии со ст. 178 ТК РФ, в отдел кадров ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» была представлена справка о выплате средней заработной платы за третий месяц, однако до настоящего времени указанная заработная плата ей не выплачена. Незаконными действиями работодателя ей был причинен существенный моральный вред. Отказ в своевременной выплате установленного законом выходного пособия при увольнении нанесло ей сильные душевные страдания, необходимость постоянно выпрашивать положенные ей деньги причинили нравственные переживания.

Просила взыскать с ответчика среднюю заработную плату за третий месяц, компенсацию за задержку выплаты выходного пособия в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Определением суда гражданские дела по искам Антипиной Э.В., Шавкута Т.Б., Казанцевой С.Д. были объединены в одно производство.

Определением суда производство по делу в части исковых требований Казанцевой С.Д. о взыскании выходного пособия за третий месяц в размере средней заработной платы, компенсации за задержку выплаты выходного пособия, компенсации морального вреда прекращено, в связи с отказом от исковых требований.

В ходе судебного разбирательства Антипина Э.В., Шавкута Т.Б. изменили исковые требования, указав, что ответчиком выплачена им основная сумма задолженности по заработной плате, однако размер средней заработной платы за третий месяц необоснованно уменьшен и не соответствует размеру выплаченной им средней заработной платы за первый и второй месяц, а также не соответствует сведениям по заработной плате, имеющимся в справке о доходах физического лица формы 2-НДФЛ. В этой связи просили взыскать с ответчика недовыплаченную заработную плату за третий месяц в пользу Антипиной Э.В. в размере 1210,69 рублей, в пользу Шавкута Т.Б. в размере 3416,07 рублей, как разницу от причитающейся им средней заработной платы за третий месяц и фактически выплаченной, а также компенсацию за задержку выплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки по день фактической выплаты основной суммы заработной платы за третий месяц: в пользу Антипиной Э.В. по 13.07.2009 года в размере 464 рублей, в пользу Шавкута Т.Б. по 14.07.2009 года в размере 706,74 рублей, компенсацию морального вреда в пользу каждой по 50000 рублей.

Определением суда производство по делу в части исковых требований Антипиной Э.В., Шавкута Т.Б. о взыскании выходного пособия за третий месяц в размере средней заработной платы прекращено, в связи с отказом от исковых требований.

Антипина Э.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

В судебном заседании истица Шавкута Т.Б. и представляющая интересы истиц по устному заявлению Орлова Е.В., иски поддержали по изложенным выше доводам, просили исковые требования удовлетворить. Представитель истиц – Орлова Е.В. дополнительно пояснила, что размер причитающейся истицам заработной платы за третий месяц рассчитан ими в соответствии с имеющимися у них документами о средней заработной плате, в частности в соответствии со справкой формы 2-НДФЛ, а также в соответствии с выплаченными им денежными суммами заработной платы за первый и второй месяц. Полагала расчет суммы заработной платы за третий месяц произведенным неверно, с нарушением требований, предусмотренных положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.10.2007 года, в связи с чем уменьшение размера средней заработной платы истиц считала необоснованным.

Представитель ответчика ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» - Кучинская Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования в части взыскания разницы от причитающейся истицам средней заработной платы за третий месяц и фактически выплаченной, не признала, пояснив, что расчет средней заработной платы за третий месяц произведен в соответствии с требованиями положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.10.2007 года, исходя из расчета среднедневного заработка истиц и количества рабочих дней в месяце. Расчет же средней заработной платы за первый и второй месяцы полагала ошибочным, а суммы – завышенными, в связи с чем требования о взыскании недовыплаченной, по мнению истиц, заработной платы за третий месяц считала не подлежащими удовлетворению. Не оспаривая право истиц на компенсацию за задержку выплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченный в срок суммы задолженности, компенсацию морального вреда, несвоевременность выплаты заработной платы мотивировала отсутствием достаточного финансирования, в связи с чем учредителю и распорядителям средств бюджета учредителя направлялись просьбы о выделении средств дополнительного финансирования на производство всех предусмотренных бывшим сотрудникам госпиталя выплат.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Правительства Калининградской области – Тарасевич А.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель третьего лица Министерства финансов Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом.

Выслушав стороны, свидетеля ФИО8, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истицы Антипина Э.В. и Шавкута Т.Б. работали в отделениях ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области».

Из трудовых книжек Антипиной Э.В. и Шавкута Т.Б. видно, что они 19.12.2008 года были уволены ответчиком в связи с сокращением штата численности по п. 2 ст. 81 ТК РФ приказами от ДД.ММ.ГГГГ -К и -К соответственно, не трудоустроены.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно справкам Государственного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения г. Калининграда» Антипина Э.В., Шавкута Т.Б. зарегистрированы в качестве безработных с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из платежных ведомостей и сторонами не оспаривалось, истицам была начислена средняя заработная плата за третий месяц со дня увольнения: Антипиной Э.В. в размере 8043,52 рублей, Шавкута Т.Б. в размере 10523,52 рублей; указанные суммы были выплачены истицам 13.07.2009 года и 14.07.2009 года каждой соответственно.

Доводы истиц о необоснованности расчета выплаченной им суммы средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения являются несостоятельными.

Свидетель ФИО8. являющаяся главным бухгалтером ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» указала, что ею был произведен расчет средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения путем умножения среднего дневного заработка истиц на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате, при этом исчисление среднего дневного заработка производилось ею путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней, что соответствует п. 9 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.10.2007 года.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика недовыплаченной заработной платы за третий месяц в пользу Антипиной Э.В. в размере 1210,69 рублей, в пользу Шавкута Т.Б. в размере 3416,07 рублей, как разницы от причитающейся им средней заработной платы за третий месяц и фактически выплаченной средней заработной платы, не имеется.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплат, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, с ответчика в пользу истиц подлежат взысканию проценты по ст. 236 ТК РФ исходя из следующего расчета:

Антипиной Э.Д. <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

а всего 379 рублей 63 копеек.

Шавкута Т.Б.<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

а всего 504 рубля 33 копейки.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Требования истиц о взыскании компенсации морального вреда согласно ст. 237 ТК РФ подлежат удовлетворению. При определении размера компенсации морального вреда суд, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, учитывает требования разумности и справедливости, характер причиненных истицам физических и нравственных страданий, период задержки выплаты ответчиком причитающихся истицам сумм и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу каждой истицы по 1000 рублей.

Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истицы были освобождены, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет субъекта пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области» подлежит взысканию госпошлина в размере 600 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Антипиной Э.Д., Шавкута Т.Б. удовлетворить в части.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь для ветеранов войн <адрес>» в пользу Антипиной Э.Д. компенсацию за задержку выплаты заработной платы за третий месяц в размере 379 рублей 63 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а всего: 1379 (одна тысяча триста семьдесят девять) рублей 63 копейки.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь для ветеранов войн <адрес>» в пользу Шавкута Т.Б. компенсацию за задержку выплаты заработной платы за третий месяц в размере 504 рублей 33 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а всего: 1504 (одна тысяча пятьсот четыре) рублей 33 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь для ветеранов войн <адрес>» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 600 (шестьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Антипиной Э.Д., Шавкута Т.Б. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 03.09.2009 года

Судья: подпись