Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Калининград 15 октября 2010 года
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ченцовой Л.В.,
при секретаре Рыжало Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Н.А. к администрации городского округа «Город Калининград», Правительству Калининградской области, Министерству ЖКХ и строительства Калининградской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата на состав семьи один человек,
УСТАНОВИЛ:
Захарова И.А. обратилась в суд, указав в исковом заявлении и пояснив в судебном заседании, что являлась членом семьи супруга Захарова И.С., умершего <данные изъяты>, который проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, имел выслугу лет в календарном исчислении 26 лет 07 месяцев, по увольнению был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Калининграде. В период прохождения военной службы Захаров И.С. на состав семьи четыре человека, включая ее (истицу) и дочерей <данные изъяты>, получил квартиру №<данные изъяты> Калининградской области, общей площадью 60,1 кв.м. После заключения брака их дочерью Т., с июля 2007 года по настоящее время в квартире зарегистрирован и проживает ее супруг - Д. Также в квартире зарегистрированы и проживают внуки - <данные изъяты>. В 2009 году она обратилась с заявлением в администрацию ГО «Город Калининград» о получении ГЖС, была включена в число кандидатов на участие в подпрограмме. Однако, до настоящего времени сертификат не получила, поскольку лицами, зарегистрированными в квартире по месту ее жительства (зятем и родителями внуков), не подписано обязательство по сдаче занимаемого жилья. Поскольку дочерью, являющейся членом ее семьи, обязательство подписано, а требовать подписи у лиц, не являющихся членами ее семьи, администрация не вправе, просит суд признать незаконным отказ администрации ГО «Город Калининград» в выдаче государственного жилищного сертификата без предоставления дополнительного обязательства, подписанного лицами, не являющимися членами ее семьи, обязать ответчиков предоставить ей государственный жилищный сертификат на состав семьи 1 человек.
В судебном заседании представитель истца - Юферова И.Г. - иск поддержала по основаниям, изложенным выше, дала аналогичные пояснения.
Представитель администрации городского округа «Город Калининград» Семененя О.А. против иска возражала. Считает, что обязанность истца представить обязательство о сдаче жилья, подписанное всеми зарегистрированными в нем лицами, предусмотрена пунктом 44 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2009 года №153, и это требование подлежит обязательному исполнению.
Правительство Калининградской области и Министерство ЖКХ и строительства Калининградской области своих представителей в суд не направили. В судебном заседании ранее представитель Быков Ю.В. возражал против иска, высказывая позицию, аналогичную позиции представителя городской администрации. Суду сообщил, что в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №ВП–П9-52пр и от 27 апреля 2010 года №ВП-П13-2737, не позднее 01 января 2012 года необходимо в полном объеме решить жилищную проблему всех граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, вставших до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации. В настоящее время принимаются меры по оформлению сертификатов указанным гражданам, включенным в сводные списки на 2010 год, а также в соответствии со сводными списками граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 года. Поскольку исполнение решения о предоставлении государственного жилищного сертификата в 2010 году невозможно, просил в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы учетного (жилищного) дела Захаровой И.А., суд нашел иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года №1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» (в редакции от 22.07.2002г. №770) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1988г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу, в котором законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок выдачи сертификатов определяется Правительством РФ (абз.4 того же пункта).
Как установлено в судебном заседании, Захарова И.А. является вдовой бывшего военнослужащего Захарова И.С., уволенного с военной службы в запас по состоянию здоровья, на момент увольнения имеющего календарную выслугу 26 лет 07 месяцев. Данный факт подтверждается копией выписки из приказа от 01 июня 1995 года (л.д.12).
В период прохождения военной службы в 1986 году Захарову И.С. была предоставлена квартира №<данные изъяты> Калининградской области на состав семьи четыре человека – Захарова И.С., супругу (истицу) Захарову И.А., двух дочерей <данные изъяты>, что подтверждается копиями ордера №344 от 26 мая 1986 года, поквартирной карточки и лицевого счета (л.д.18, 9, 11).
На основании удостоверения от 07 июня 1995 года №22 военнослужащий Захаров И.С., уволенный с действительной военной службы, имеет право на льготы, в том числе и на обеспечение жилой площадью (л.д.53).
Согласно решению органа местного самоуправления, 21 июля 1995 года Захаров И.С. поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г.Калининграде (л.д. 52).
<данные изъяты> Захаров И.С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.13).
Согласно пункту 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения.
В соответствии с указанной нормой и на основании письменного заявления Захарова И.А. была включена в список кандидатов на получение ГЖС.
Согласно письменному сообщению начальника управления учета и найма жилья комитата муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от 09 июля 2010 года, Захаровой И.А. отказано в выдаче ГЖС без предоставления подписанного обязательства о сдаче жилого помещения не только ею, но и всеми зарегистрированными лицами по месту жительства в квартире №<данные изъяты> Калининградской области, в том числе ее дочерью Т., действующей в своих интересах и в качестве законного представителя несовершеннолетних детей - внуков истицы (л.д. 8). С представлением документов по регистрации в квартире зятя, дополнительно истице было устно разъяснено, что заявление - обязательство должно быть подписано Д. за себя и в интересах ребенка.
Как следует из материалов учетного (жилищного) дела Захаровой И.А. данное обязательство Захаровой И.А. и всеми зарегистрированными в указанной квартире подписано не было (л.д.64).
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила).
Согласно п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 гола №153, в соответствии с которым для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 к Правилам, согласно которому лица, подписавшие его обязаны в двух месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации ГЖС освободить со всеми совместно проживающими с ним членам семьи и сдать его в установленном законодательством РФ порядке.
ДД.ММ.ГГГГ между Т.. и Д. заключен брак, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Д. был зарегистрирован в квартире №<данные изъяты> Калининградской области.
Данными поквартирной карточки и лицевого счета подтверждается факт регистрации в муниципальной квартире №<данные изъяты> Калининградской области Захаровой И.А. (истицы), Т. (дочери истицы), Д. (зятя), <данные изъяты> (внуков истицы) (л.д. 9, 11).
Как следует из материалов личного (учетного дела) Захаров И.С. был включен в число участников подпрограммы составом семьи 4 человека – он, жена, две дочери (<данные изъяты>).
После смерти супруга соответствующие сведения о составе семьи подавала именно Захарова И.Г., которая заявляла, что членами ее семьи являются дочь Е. дочь Т. и внук <данные изъяты> (л.д. 51,).
В последующем истицей заявлено об изменении состава семьи в связи с замужеством Е. и снятием ее с регистрационного учета. Одновременно к заявлению (рапорту) ею приложена справка о составе семьи – она, дочь Т. и внуки <данные изъяты>. В последующем представлялись (л.д. 59, 50, 68-69, 70,71).
В судебном заседании истица не оспаривала вышеизложенные факты.
Заявляя требование о предоставлении ГЖС на состав семьи 1 человек, она утверждала, что живет самостоятельно.
При этом она и ее представитель противоречили избранной позиции, одновременно указывая, что Т. является членом семьи истицы (в связи с чем дочь добросовестно исполнила требования подпрограммы и подписала заявление – обязательство о сдаче жилья). Стороной истца также заявлено, что Д. вселен и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства в квартире истицы с согласия всех проживающих, как член семьи Т. (супруг) и наделен правами нанимателя. Дети Т., безусловно, являются членами семьи своей.
Разрешая спор, суд учитывает, что зять истицы - Д. - мог приобрести права нанимателя только как член семьи нанимателя, проживающий с ним одной семьей и ведущий общее хозяйство.
Свидетелю Ф. допрошенной в судебном заседании, достоверно не известен характер проживания лиц, зарегистрированных в квартире №<данные изъяты>. Она не смогла пояснить суду, проживают ли Захарова и Д. с детьми одной семьей, ведут ли общее хозяйство. Выводы свидетеля об отсутствии семейных связей являются предположительными и касаются исключительно дочери, что, по-существу, противоречит пояснениям самой истицы.
При отсутствии соответствующих доказательств суд не может сделать вывод о том, что Захарова И.А. имеет право на получение ГЖС без представления обязательства о сдаче жилого помещения (по форме согласно приложению N 6 к Правилам), подписанного Т. и Д., действующими за себя и в интересах детей.
Принимая во внимание, что пункт 16.2 Правил распространяется только на лиц, имеющих жилые помещения в собственности, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Захаровой И.А. к администрации городского округа «Город Калининград», Правительству Калининградской области и Министерству ЖКХ и строительства Калининградской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата на состав семьи один человек – отказать
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2010 года.
Судья: