постановление по делу № 1-1275/2011г. по двум фактам окахания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей



ПОСТАНОВЛЕНИЕ     

по итогам предварительного слушания по уголовному делу

г. Комсомольск-на-Амуре           .

Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Вовченко Е.В.,

с участием Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Рудько М.В.,

защитника - адвоката коллегии адвокатов «Лекс» Хабаровского края Зайцева С.В., представившего ордер . от . и удостоверение .,

обвиняемого Фокина Н.В.,

при секретаре Труновой Т.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Фокина Н.В., . года рождения, уроженца ., гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего в ., . имеющего средне-техническое образование, холостого, со слов имеющего несоверншеннолетнего ребенка ФИО1 работающего охранником ООО «<данные изъяты>», военнообязанного, не судимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.238 ч.1, ст.238 ч.1 УК РФ,

               УСТАНОВИЛ:

Органом предварительного расследования Фокин Н.В. обвиняется в том, что он, являясь собственником и судоводителем маломерного самоходного судна Амур-3 с бортовым номером <данные изъяты> (далее по тексту - катер Амур-3), относящегося к типу самоходных судов - катер, имея право на управление маломерными судами, в том числе относящихся к типу катеров, совершил преступление против здоровья населения при следующих обстоятельствах.

. в период времени с 18 часов 20 минут до 18 часов 40 минут Фокин Н.В., с целью извлечения имущественной выгоды от оказываемых услуг по перевозке пассажиров, в пределах судового хода реки Амур, пролегающего на участке внутреннего водного пути в районе речного вокзала ., расположенного по адресу: ., на возмездной основе в размере 200 рублей, с использованием катера Амур-3, оказывал услуги по перевозке пассажиров ФИО2 и ФИО3. При этом, Фокин Н.В., в соответствии с удостоверением на право управления маломерным судном <данные изъяты>, обладая соответствующей квалификацией судоводителя и стажем судовождения не менее 2 лет, достоверно знал о правилах безопасной эксплуатации судов речного флота, в том числе, маломерных судов, и о порядке плавания на указанных судах по внутренним водным путям РФ во время осуществления перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, которые регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

ч.2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

п.18 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года № 129 (далее по тексту - Правила плавания по внутренним водным путям РФ) длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка и скорость судов, плотов и составов должны соответствовать техническим данным водного пути и искусственных сооружений;

п.132 Правил плавания по внутренним водным путям РФ судам запрещается пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

п.145 Правил плавания по внутренним водным путям РФ маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу;

п.149 Правил плавания по внутренним водным путям РФ маломерным и парусным судам запрещается маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

п.161 Правил плавания по внутренним водным путям РФ суда, идущие от берега, причала или дополнительного судового хода, должны беспрепятственно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу;

п.3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ № 502 от 29 июня 2005 года (далее по тексту - Правила пользования маломерными судами), пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием;

п.п.к, т п.8 Правил пользования маломерными судами, при плавании на маломерных судах запрещается: швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству; нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

п.п.а, б, в п.11 Правил пользования маломерными судами, судоводитель обязан: исполнять требования указанных Правил, Правил плавания по внутренним водным путям, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды; проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами; перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

ст.4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;

п.п.58, 59 ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и перевозки внутренним водным транспортом грузов;

п.4 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 72 от 06 февраля 2003 года, исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа;

ст.7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды;

ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

. в период времени с 18 часов 20 минут до 18 часов 40 минут Фокин Н.В., достоверно зная о требованиях безопасности, предъявляемых к судам речного флота, в том числе маломерным судам во время их эксплуатации, порядке плавания при осуществлении перевозок пассажиров по внутренним водным путям РФ, осознавая, что движение по судовому ходу реки Амур в непосредственной близости от движущегося в это время пассажирского теплохода создает реальную угрозу для жизни и здоровья находящихся на борту катера без спасательных жилетов пассажиров, используя не предусмотренное и не отвечающее требованиям безопасности маломерное судно - катер Амур-3, в нарушение п.3, п.п.к,т п.8, п.п.а,б,в п.11 Правил пользования маломерными судами, п.-п.18, 132, 145, 149, 161 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, существенно затрагивая права потребителя и его законные интересы, обеспечивающиеся положениями п.4 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов; ст.ст.7, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, осознавая общественную опасность своих действий, действуя умышленно, осуществил на возмездной основе пассажирскую перевозку, стоимостью 200 рублей, путем выхода и пересечения судового хода реки Амур в неприспособленном для этого месте, то есть в районе речного вокзала ., расположенного по адресу: ., тем самым оказал услугу по перевозке пассажиров, не отвечающую требованиям безопасности, и реально создающую в пути следования угрозу опасности для жизни и здоровья находящихся на борту катера Амур-3 пассажиров.

Он же, Фокин Н.В., являясь собственником и судоводителем маломерного самоходного судна Амур-3 с бортовым номером <данные изъяты> (далее по тексту - катер Амур-3), относящегося к типу самоходных судов - катер, имея право на управление маломерными судами, в том числе относящихся к типу катеров, совершил преступление против здоровья населения при следующих обстоятельствах.

. в период времени с 18 часов 15 минут до 19 часов 20 минут Фокин Н.В., с целью извлечения имущественной выгоды от оказываемых услуг по перевозке пассажиров, в пределах судового хода реки Амур, пролегающего на участке внутреннего водного пути в районе речного вокзала ., расположенного по адресу: ., на возмездной основе в размере 200 рублей, с использованием катера Амур-3, оказывал услуги по перевозке пассажиров Качан B.C. и ФИО4. При этом Фокин Н.В., в соответствии с удостоверением на право управления маломерным судном ., обладая соответствующей квалификацией судоводителя и стажем судовождения не менее 2 лет, достоверно знал о правилах безопасной эксплуатации судов речного флота, в том числе маломерных судов, и о порядке плавания на указанных судах по внутренним водным путям РФ во время осуществления перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, которые регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

ч.2 ст.34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

п.18 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года № 129 (далее по тексту - Правила плавания по внутренним водным путям РФ) длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка и скорость судов, плотов и составов должны соответствовать техническим данным водного пути и искусственных сооружений;

п.132 Правил плавания по внутренним водным путям РФ судам запрещается пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

п.145 Правил плавания по внутренним водным путям РФ маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу;

п.149 Правил плавания по внутренним водным путям РФ маломерным и парусным судам запрещается маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

п.161 Правил плавания по внутренним водным путям РФ суда, идущие от берега, причала или дополнительного судового хода, должны беспрепятственно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу;

п.3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ № 502 от 29 июня 2005 года (далее по тексту - Правила пользования маломерными судами), пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием;

п.п.к, т п.8 Правил пользования маломерными судами, при плавании на маломерных судах запрещается: швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству; нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

п.п.а, б, в п.11 Правил пользования маломерными судами, судоводитель обязан: исполнять требования указанных Правил, Правил плавания по внутренним водным путям, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды; проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами; перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

ст.4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;

п.п.58, 59 ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и перевозки внутренним водным транспортом грузов;

п.4 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 72 от 06 февраля 2003 года, исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа;

ст.7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды;

ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

. в период времени с 18 часов 15 минут до 19 часов 20 минут Фокин Н.В., достоверно зная о требованиях безопасности, предъявляемых к судам речного флота, в том числе маломерным судам во время их эксплуатации, порядке плавания при осуществлении перевозок пассажиров по внутренним водным путям РФ, осознавая, что движение по судовому ходу реки Амур в непосредственной близости от движущегося в это время пассажирского теплохода создает реальную угрозу для жизни и здоровья находящихся на борту катера без спасательных жилетов пассажиров, используя не предусмотренное и не отвечающее требованиям безопасности маломерное судно - катер Амур-3, в нарушение п.3, п.п.к,т п.8, п.п.а,б,в п.11 Правил пользования маломерными судами, п.-п.18, 132, 145, 149, 161 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, существенно затрагивая права потребителя и его законные интересы, обеспечивающиеся положениями п.4 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов; ст.ст.7, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, осознавая общественную опасность своих действий, действуя умышленно, осуществил на возмездной основе пассажирскую перевозку, стоимостью 200 рублей, путем выхода и пересечения судового хода реки Амур в неприспособленном для этого месте, то есть в районе речного вокзала ., расположенного по адресу: ., тем самым оказал услугу по перевозке пассажиров, не отвечающую требованиям безопасности, и реально создающую в пути следования угрозу опасности для жизни и здоровья находящихся на борту катера Амур-3 пассажиров.

Действия Фокина Н.В. органом предварительного расследования по эпизоду от . квалифицированы как совершение преступления, предусмотренного ст.238 ч.1 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

Действия Фокина Н.В. органом предварительного расследования по эпизоду от . квалифицированы как совершение преступления, предусмотренного ст.238 ч.1 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

В судебном заседании обвиняемый Фокин Н.В. заявил, что поддерживает ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении него в связи с деятельным раскаянием, заявленное им при выполнении требований ст.217 УПК РФ, пояснив, что обвинение ему понятно, он согласен с предъявленным обвинением, вину признает полностью, в ходе предварительного расследования активно способствовал раскрытию и расследованию преступлений, в содеянном раскаивается.

Защитник обвиняемого Зайцев С.В. ходатайство своего подзащитного о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием поддержал, добавив, что Фокин Н.В. впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой тяжести, вину признал полностью, деятельно раскаялся, вследствие чего перестал быть опасным для общества.

Последствия прекращения производства по уголовному делу в связи с деятельным раскаянием разъяснены и понятны.

Изучив сведения о личности обвиняемого Фокина Н.В., выслушав мнение Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, не возражавшего против удовлетворения ходатайства, суд полагает возможным прекратить настоящее уголовное дело по следующим основаниям: в соответствие со ст.28 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, которое впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение преступления небольшой тяжести по основаниям, предусмотренным ст.75 УК РФ. В силу ст.75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Судом установлено, что Фокин Н.В. впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение двух преступлений небольшой тяжести, активно способствовал раскрытию и расследованию преступлений, в результате совершения преступлений ущерб подлежащий возмещению отсутствует, деятельно раскаялся, вследствие чего перестал быть опасным для общества.

Руководствуясь ст.28, ст.236 ч.1 п.4 УПК РФ, ст.75 УК РФ, судья

        ПОСТАНОВИЛ:

Уголовное дело в отношении Фокина Н.В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.238 ч.1, ст.238 ч.1 УК РФ, на основании ст.28 УПК РФ прекратить.

Меру пресечения Фокину Н.В. - подписку о невыезде и надлежащем поведении, оставить прежней, которую после вступления постановления в законную силу отменить.

Вещественные доказательства - удостоверение на право управления маломерным судном ., выданное . ГИМС МЧС России по . на имя Фокина Н.В., судовой билет маломерного судна на катер Амур-3 с бортовым номером ., выданный владельцу Фокину Н.В., технический талон на годность к плаванию маломерного судна ., выданный . владельцу катера с государственным регистрационным номером . Фокину Н.В., переданные на хранение собственнику Фокину Н.В. (т.1 л.д.120-121, л.д.123), - после вступления приговора в законную силу оставить по принадлежности Фокину Н.В..

Вещественные доказательства - катер Амур-3 с бортовым регистрационным номером ., переданный на хранение собственнику Фокину Н.В. (т.1 л.д.129-130, л.д.131), - после вступления приговора в законную силу оставить по принадлежности Фокину Н.В..

Вещественные доказательства - спасательный жилет, выполненный из ткани синего цвета, с горизонтальными вставками оранжевого цвета без индивидуальных номеров и каких-либо иных отметок; спасательный жилет, выполненный из ткани оранжевого цвета и имеющий номер . с на внешней задней стороне жилета; спасательный жилет, выполненный из ткани оранжевого цвета без индивидуальных номеров и каких-либо иных отметок; спасательный жилет, выполненный из ткани оранжевого цвета без индивидуальных номеров и каких-либо иных отметок, хранящиеся при уголовном деле . (.г.) (т.1 л.д.127-128), - после вступления приговора в законную силу вернуть по принадлежности Фокину Н.В..

Вещественные доказательства - билеты банка России достоинством сто рублей с серийными номерами ., хранящиеся при уголовном деле . (.г.) (т.1 л.д.120-121, л.д.122), - после вступления приговора в законную силу передать по принадлежности в финансово-хозяйственное подразделение Комсомольского ЛОВДТ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья         Е.В. Вовченко